Храмы Кхаджурахо.

Йогини-питха в Кхаджурахо, пожалуй, наименее сохранившаяся, и сильно отличающаяся от других трех. Она не круглая, а четырехугольная и возведена на каменной платформе jagati высотой примерно 3,5м.












Платформа выглядит сурово:-) и оставляет впечатление более древней постройки, чем 9 век, которым обычно ее определяют как самую раннюю постройку из храмов Кхаджурахо, датируемых от 9 до 11 века н.э. В отличие от остальных храмов питха ориентирована с северо-востока на юго-запад.
Основной аспект Богини (по одним источникам Кали, по другим Дурга-Махишасурамардини (локально известная как Хингхалая Highalaya) располагался напротив входа (т.е. на юго-западе)




Сейчас из 65 ячеек уцелели только 35







Храмы Кхаджурахо открывали постепенно с 1838 по 1906 годы т.к. они находились позаброшенные в джунглях, местные не знали ничего и если бы не пытливость английских "джентельменов, исследователей и головорезов", то многого бы мы не узнали об истории Индии:-(:-) В 1865 году, когда йогини-питха была открыта, в ней находилось всего несколько фигур - основной аспект Хингхалая и две спутницы Матрики - Брахми и Махешвари. Сейчас они находятся в музее, а не стоят в питхе, также как и один из танцующих Ганапати, стоявших привратными стражами




Йогини-питха находится южнее основной группы храмов. С нее открывается вид на знаменитый Кхандарья Махадев мандир (см. первую часть постинга)

Интересное место. По своему сильное, но очень отличающееся от других йогини-питх...

aiM klIM sauH

В 20 километрах от Джабалпура (जबलपुर) расположен городок Бхедагхат или Бхерагхат (оба написания используются и в русском и в английском т.к. этот звук невозможно передать точно через р или д - भेडघाट). Там есть водопад Дхуандхар,  а на высоком холме над ним расположена Йогини-питха.



Прекрасный вид с холма



Сама питха достаточно велика и даже напоминает крепость:-)



По окружности расположено 81 место:
2 Ганапати при вратах (вторые ворота замурованы);
64 Йогини (57 относительно неповрежденных и 7 утраченных);
3 Богини-реки - Ганга, Ямуна и Сарасвати;
8 Матрик;
4 т.н. "Танцующимх Богини"

Однако сквозная нумерация по всему комплексу насчитывает 95 позиций, включая в себя статуи на платформе и в храме.




Большинство имен подписано, но их значение иногда заставляет гадать специалистов. Правда, часто их гадания изрядно веселят. Например, Sri Thakini — на основании того, что вахана этого аспекта верблюд, они сделали предположение, что полное правильное имя будет - Ushtrakini Верблюжья Богиня:-) Или, например, Sri Nalini, имя которой они производят от глагола nal ослеплять, а не от синего лотоса, причем в данном случае вообще ничего говорящего об ослеплении нет - Богиня с головой коровы сидит на быке:-)



Шри Вибхатса - страшная (по названию одной из рас)

Многие статуи сохранились хуже, у части имена не определены:-(











Шри Джаха. Считается персонификацией Сарасвати Деви



Шри Вайшнави. Шакти Вишну, одна из Ашта-Матрик

И особо порадовали:-)



Шри Бхишани - ужасная, Шакти Бхишаны (Бхайравы)



Шри Кшатрадхармини. Кшатра - одна из варн, воины, вожди. Дхарма от глагольного корня дхра - то, что держит. И в хорошем смысле держит, давая внутренний стержень и силу, и в плохом тоже - являясь ограничением при развитии, на разных стадиях развития. Так что знаменитую шлоку Бхагавадгиты "Лучше плохо исполнять свою дхарму, чем хорошо чужую" можно трактовать очень и очень по разному.