Принципы йоги
Йога: древнее искусство оставаться молодым

Что такое «йога» для представителя европейской цивилизации? Прежде всего, особые упражнения и дыхательные практики. Но это лишь малая часть древней философской традиции, история которой исчисляется тысячелетиями.

Вначале было слово

Слово «йога» многозначно и происходит от ведийского корня yuj (упряжка). Именно в этом значении оно встречается в Ригведе, древнейшем собрании священных гимнов, входящем в состав Вед. Интересно рассмотреть общие праиндоевропейские корни слова «йога», присутствующие в славянских языках. Древнеарийский корень yuj родственен славянским «иго» (ярмо) и «игла» (первоначально это слово обозначало не швейную иглу, а стержень, соединяющий перекладины ярма для быков).

Даже такого краткого экскурса в этимологию достаточно, чтобы понять, почему слову «йога» приписывают такие разные, а порой и вовсе противоположные значения. С одной стороны - «обуздание», «сопряжение», «соединение», с другой - «отсечение», «разъединение», «освобождение». Однако еще с Ведийских времен слово «йога» стало связываться с особым методом, цель которого - управление сознанием и освобождение ума и тела от ограничений.

То, что родина йоги - Индия, общеизвестно, а вот ее происхождение овеяно самыми разными легендами. По одной из них, например, йога была передана людям богами - а точнее, Шивой, посредством его божественного танца, каждое па которого - йогическая асана. Но это, скорее, красивая сказка. На самом деле, сказать точно, когда зародилась йога, практически невозможно: в древности знания передавались устно, от учителя к ученику - именно такой путь считался единственно правильным. И все же, археологические, этнографические и исторические исследования доказывают: йога как целостная система существовала уже в период так называемой Хараппской (Индской) цивилизации.

Об этом говорят изображения на печатях из обожженной глины, датированные III тыс. до н.э. Самая знаменитая из них, «печать Пашупати», изображает трехликое существо в рогатом головном уборе (предположительно это Шива), сидящее в типичной йогической позе, известной как «баддха конасана».

Назад к истокам

Фундамент древней йоги - Веды, священные писания индуизма. Из всего их многообразия особый интерес с точки зрения йоги представляют так называемые Араньяки - тексты для отшельников, и Упанишады - первые толкования основных текстов Вед. Именно Упанишады послужили опорой для большинства позднейших классических философских систем Индии. Доступную для современного человека форму учение йоги обрело в более поздних ведических текстах - пуранах, сутрах и самхитах. Самые известные из них - «Махабхарата», составленная мудрецом Вьясой в VII веке до нашей эры, и, конечно, «Йога-сутра» легендарного Патанджали, которому приписывают авторство основополагающих текстов по грамматике и медицине (IV-II век до нашей эры).

Практические аспекты йоги были изложены еще позже, в средневековых текстах - таких, как Шива и Гхеранда Самхиты. Первый "учебник" хатха-йоги, "Хатха-йога Прадипика", был создан примерно в 15 веке. В нем впервые оформилась идея о том, что работа с физической оболочкой (очищение тела) обязательно и логично приводит к возвышению (очищению) ума и улучшению праны (жизненной энергии). Именно эта идея составляет основу той йоги, которая получила распространение на Западе и у нас, в России.

Философия йоги: коротко о главном

Йога - одна из шести основных признанных в Индии философских систем. Ее главная особенность заключается в том, что она предполагает постижение законов мироздания через личный опыт практикующего. Постепенно учение йоги распространилось на многие сферы духовной и социальной жизни индийского общества и разбилось на отдельные направления. Среди них - карма-йога, бхакти-йога, джнана-йога и другие.

Самой полной и универсальной системой можно назвать Раджа-йогу, описанную в «Йога-сутре». Согласно Патанджали, цель йоги - «устранение неконтролируемых колебаний сознания», иначе говоря, достижение полного контроля над работой сознания на всех его уровнях. Необходимый инструмент - следование 8 ступеням:
Яма - универсальные этические нормы, в числе которых: ахимса - ненасилие, не причинение вреда себе и другим; сатья - правдивость в словах и помыслах; астейя - не стяжательство, скромность; апариграха - бескорыстие; брахмачарья - стремленние к добру.
Нияма - нормы внутренней дисциплины, среди которых: шауча - поддержание физической и нравственной чистоты; сантоша - внутренняя удовлетворенность собой, окружающими людьми и внешними обстоятельствами; тапас - усердие и стойкость в практике йоги; свадхьяя - изучение себя, способность к постоянному познанию нового; ишвара пранидхана - преданность Богу, устремление ума за границы личности.
Асана - позы йоги и физические аспекты практики.
Пранаяма - управление праной или, более узко, осознанное управление дыханием. 
Пратьяхара - отвлечение чувств от внешних объектов.
Дхарана - сосредоточение, удержание сознания на выбранном объекте.
Дхьяна - медитация.
Самадхи - состояние «самостности»: слияние сознания, субъекта и объекта медитации.

В современном мире, особенно на Западе, практика йоги часто сводится к асанам и пранаяме, в обход первых двух ступеней. А между тем, в древней Индии соблюдение ямы-ниямы считалось обязательным для представителей высших сословий, которые, собственно, и практиковали йогу. В сущности, первая и вторая ступени - это набор морально-этических норм, направленных на поддержание социального и внутреннего благополучия человека.

И если вы действительно хотите продвижения, принципы ямы-ниямы надо соблюдать. В то же время, даже одна только практика асан и пранаямы так позитивно влияет на человека, что его образ жизни и поведение сами собой постепенно меняются. И он приходит к яме-нияме, так сказать, опытным путем.

Что же касается 5-8 ступеней, то они достижимы далеко не для всех. К тому же, для большинства представителей западного сообщества эти аспекты йоги не представляют практического интереса: вообще говоря, философские корни йоги в ее популярном варианте проявлены в самой слабой степени.

Но даже этого достаточно для самосовершенствования: выполняя асаны, мы постепенно становимся более открытыми и доброжелательными, менее рассеянными и беспокойными, более энергичными.