МахаНаваРатри отмечают в первые десять дней светлой половины месяца ашвина (сентябрь—октябрь).
Каждый из этих дней - особенный. В эти благословенные дни почитают Божественную Силу в женском аспекте — Шакти. Начало праздника - в Новолуние. Далее - каждый день поклоняются одному из аспектов Дурги, это почитание Шакти, Божественной Силы и Могущества.
"Во-первых, Дочь царя гор, во-вторых, Давшая обет безбрачия, в-третьих, Носящая Луну вместо колокольца, в-четвёртых, Лоно Матери, в-пятых, Мать бога Сканды, в-шестых, Дочь провидца Катьяйяны, в-седьмых, Ночь гибели мира, в-восьмых, Великая Гаури, в-девятых, Дающая Сиддхи!— они известны как НАВАДУРГА, эти имена указаны исполненным величия Брахмой"(Девимахатмья).
Наваратри (наваратра, дурготсава; санскр. девять ночей) - ведический праздник почитания Шакти. Посвящён поклонению и прославлению Божественной Матери, которая почитается в трёх формах: Дурги, Лакшми, Сарасвати.
Маха Наваратри (осенний) Наваратри - один из пяти Наваратри:
Васанта Наваратри (месяц Чайтра),
Гупта Наваратри (месяц Ашадха),
Маха Наваратри (месяц Ашвина),
Паушья Наваратри (месяц Пауша),
Магха Наваратри (месяц Магха).
Чаще празднуют только Весенний и Осенний Наваратри.
МахаНаваратри — один из самых больших и красочных праздников в Индии.
«Во время осени великая пуджа Мне должна проводиться, в соответствии с предписаниями Наваратри постоянно человеком, исполненным преданности и любви» (Девибхагавата Пурана).
Наваратри (санскр. девять ночей) — посвящён поклонению и прославлению Божественной Матери. Празднуется как победа светлых сил, олицетворённых Богиней Матерью.
Десятый день Наваратри называют Виджая Дашами или Дашахра. Он знаменует завершение праздника и победу света над тьмой.
Виджай Дашахра, день победы Рама над царем Ланки демоном Раваной - это победа Человека над негативными качествами (гордыней, вожделением, завистью, жадностью, ленью и др), это победа Человека над низшей природой, это торжество Добра над силами зла, божественной природы над асурической.
Поучительная история царевича Рамы очень увлекательно описана в индийском эпосе Рамаяна
Богиня Дурга имеет девять наиболее важных обличий, которые получили название НАВАДУРГА.
Во время Наваратри поклоняются каждому проявлению Дурги, это почитание Шакти, Божественной Силы и Могущества.
Гневные ипостаси Дурги: Чандрагханта, Кушманда, Каларатри, Катьяяни, Брахмачарини.
Милостивые ипостаси Дурги: Шайлапутри, Скандамата, Махагаури, Сиддхидхатри.
В течение девяти дней и ночей почитается Богиня-Мать в её проявлениях Дурги, Лакшми и Сарасвати, каждую из богинь почитают в течение трёх дней.
Первые три дня почитают Богиню Дургу, гневный аспект Богини-Матери, Великую Разрушительницу, беспощадно уничтожающую грехи.
Следующие три дня почитают Богиню Лакшми, дарующую духовное и материальное благополучие.
И последние три дня почитают Богиню Сарасвати, дарующую божественную мудрость и знание.
Дурга уничтожает пороки, разрушает негатив, дарует чистоту, защиту от тёмных сил. Дургу молят о о разрушении своих негативных качеств, пороков и невежества, о победе над своей низшей природой.
Лакшми дарует добродетели, радость и внутренний покой. Благосклонность Лакшми человек познаёт в виде материального и духовного успеха, процветания. Когда Дурга расчистила путь, Лакшми питает и созидает добродетели.
Сарасвати раскрывает творческие возможности, дарует высшее знание и божественную мудрость, просветление. Сарасвати молят о постижении Высшего, своей истинной природы.
Шайлапутри — дочь Гималайи (Царя гор). Богиня Шайлапутри носит на голове половинку Луны, сидит верхом на быке и держит в правой руке трезубец, а в левой - лотос.
Ей поклоняются в первый день праздника.
Брахмачарини — являет собой основу всех аскез и садхан. Она сияет благословением и счастьем, дарует освобождение. Аллегория набожности. Богиня изображается с чётками и сосудом с водой в руках.
Ей поклоняются во второй день праздника.
Чандрагханта — источник храбрости и смелости. Её кожа золотого цвета, у нее десять рук и три глаза, на голове она носит половинку Луны в форме колокольчика, в руках держит различное оружие. Две ее руки благословляют верующих. Она уничтожает зло и невежество.
Ей поклоняются в третий день праздника.
Кушманда — восьмирукая богиня. Её атрибутами являются чётки и оружие. Она является олицетворением Божественного присутствия и милости Божества.
Ей поклоняются в четвёртый день праздника.
Скандамата — Божественная Мать Сканды. Она сияет светом и жаром, подобно огню. Восседает на льве и является свидетелем всего происходящего. Её три глаза подобны Всевидящему закону справедливости.
Ей поклоняются в пятый день праздника.
Катьяйани — Дочь легендарного мудреца Катьяйаны. Изображают эту богиню верхом на льве. У неё три глаза и восемь рук, тело золотого цвета. В руках у неё различное оружие.
Ей поклоняются в шестой день праздника.
Каларатри — Чернокожая богиня с густыми волосами. У Каларатри три глаза; её животное - осёл. В руках она обычно держит факел и топор. Эта форма Деви рассеивает тьму в своих преданных и дарует свободу от страха и бед.
Ей поклоняются в седьмой день праздника.
Махагаури — Красивая богиня с четырьмя руками, подобна восьмилетней девочке , она дарует своим преданным внутренний покой. Махагаури одета в белые одежды, восседает на быке, в руках держит барабан и трезубец. На её лице обычно можно увидеть умиротворённое выражение. Отождествляется с раковиной, Луной и цветком Кунда
Ей поклоняются в восьмой день праздника.
Девадути или Сиддхидхатри — источник всех мистических совершенств и достижений. Она одаривает свои преданных всеми совершенствами. Богиня восседает на тигре или на лотосе. У нее четыре руки, которыми она может благословлять своих поклонников 26-ю различными способами.
Началом праздника Наваратри считается первый восход солнца, попадающий на пратипад шукла пакши (первый лунный день светлой половины месяца).
Второй день праздника - восход солнца во второй лунный день шукла пакши и т.д.
Однако лунные сутки с солнечными не совпадают, и длительность празднования НаваРатри может быть от 8 до 11 солнечных суток.
Поэтому, когда 9 титхи (9-й лунный день) длятся 9 солнечных календарный дней, обычно смещения не происходит. Но если они длятся 8 солнечных календарных дней, то скорее всего в один из дней какие-то титхи начинаются сразу после восхода солнца и заканчиваются до начала следующего дня (восхода солнца).
В такой день рекомендуется совершать двойную практику, соответствующую и титхи, попавших на восход солнца, и титхи, не попавших ни на один восход.
Если 9 лунных суток длятся 11 солнечных дней, о! тогда есть супер возможность - довести практику одного из дней до идеального состояния.
Кроме общеизвестных Навартари - весеннего, в котором во многих регионах акцент делается не на аспектах Богини, а на Раме, и осеннего, посвященного Дурге, и начинающегося через несколько дней (28 сентября в 2011 году), есть и еще несколько девятиночий. Например, Ашада наваратри (летом в месяце Шравана) особо важен для почитающих Шри Варахи Деви. В Химачал прадеше он также называется Гухья (тайный) Наваратри. Вана наваратри (зимой в месяце Маргаширша) сейчас уже отмечается крайне редко и не распространен широко, вплоть до того, что многие о нем не знают вообще. В нем особо почитается Вана (Лесная) Дурга.
Также есть и такой взгляд, что Наваратри целых 40 и они органично образуют колесо года, перетекая один в другой (40х9=360). Это очень интересно, но и очень сложно, т.к. подходит только для опытных практиков, для которых вся жизнь стала практикой. В начале пути хорошо, если человек собирает себя один или два раза в год, например на осенние и весенние Наваратри. Затем количество таких периодов увеличивается. А потом эти периоды сливаются, образуя другое качество жизни.
Шри Дурга Сапташати описывает parAmbA в следующих эпитетах:
kAlarAtrirmahArAtrirmoharAtrishcha dAruNA || [1, 78]
9 ночей с mAgha kR^ishNa ShaShThI (6 день темной половины - убывающей луны месяца Магха) до kR^iShNa chaturdashI (14 дня убывающей луны того же месяца) известен как kAlarAtri.
9 ночей с chaitra shukla pratipat (1 дня светлой половины - растущей луны месяца Чаитра) до navamI tithi (девятого дня) - mahArAtri. Махаратри наваратри в следующем году будет махаратри наваратри
moharAtri проходит с AShADha shukla ShaShTI (6 дня растущей луны месяца Ашадха) до paurNamI (пурнимы - полнолуния).
dAruNA rAtri начинается в bhadrapada kR^iShNa aShTamI (восьмой день убывающей луны месяца Бхадрапада).
В вышеприведенной цитате rAtri относится к sharannavarAtri, которое проходитя с Ashwina pratipat (1 дня месяца Ашвина) по navamI tithi (девятый день).
Особо отмечают Махаратри, который также называют vArShikI или lalitA navarAtri. Наряду с Шараннанаваратри, они наиболее важные из пяти. И соответственно наиболее известные.
Почитаемые божества в эти Наваратри по различным источникам.
- kAlarAtri, raktadantikA, bhrAmarI, shAkambharI, durgA.
- chAmuNDA, vanadurgA, shUlinI durgA, shabaradurgA, kAlarAtryambA (не обязательно именно в этом порядке)
- lalitA, mAta~NgI, vArAhI, parA, durgA такой порядок используется некоторыми Шри-Видья упасаками
- lalitA ,chaNDikA, kubjikA, kAmakalA kAlI, bhuvaneshAnI - такой расклад используется в Divyaugha shrIkula Krama
UrdhvAmnAya tantra описывает распределение этих rAtri между 64 йогинями при балидане.
Мантры для девяти аспектов Дурги на каждый день Наваратри.
1. Шаилапутри: ॐ ऐं औम् ह्रीं श्लीम् हूं फट्। (om aiṁ aum hrīṁ ślīm hūṁ phaṭ)
2. Брахмачарини: ॐ ऐं ह्रीं श्रीं क्लीं श्रीं ब्रह्मचारिण
367;ये क्लीं श्रीं ह्रीं ऐं। (om aiṁ hrīṁ śrīṁ klīṁ śrīṁ brahmacāriṇiye klīṁ śrīṁ hrīṁ aiṁ)
3. Чандрагханта: ॐ ऐं ह्रीं श्रीं चंद्रघण्टे हुं फट् स्वाहा। (om aiṁ hrīṁ śrīṁ candraghaṇṭe huṁ phaṭ svāhā)
4. Кушманда: ॐ हसरैं हसकलरीं हसरौं कूं फट्। (om hasaraiṁ hasakalarīṁ hasarauṁ kūṁ phaṭ)
5. Скандамата: ॐ श्रीं ह्रीं क्लीं ऐं वाणवणम ते हुं हूं हट् स्वहा। (om śrīṁ hrīṁ klīṁ aiṁ vāṇavaṇama te huṁ hūṁ haṭ svahā)
6. Катьяяни: ॐ कां कां कात्यायनी स्वाहा। (om kāṁ kāṁ kātyāyanī svāhā)
7. Каларатри: ॐ क्लीं ऐं क्लीं मम् पुत्रं देहि देहि स्वाहा। (om klīṁ aiṁ klīṁ mam putraṁ dehi dehi svāhā)
8. Махагаури: ॐ ह्रीं क्लीं हूं महागौर्ये फट् स्वाहा। (om hrīṁ klīṁ hūṁ mahāgaurye phaṭ svāhā)
9. Сиддхидатри: ॐ ऐं ह्रीं स्रीं क्लीं हसौः सिद्धिदात्र
381;यै नमः। (om aiṁ hrīṁ srīṁ klīṁ hasauḥ siddhidātryai namaḥ)
И соотношение девяти Махавидий с девятью формами Дурги:
Кали - Адидурга
Тара - Шаилапутри
Шодаши - Брахмачарини
Бхуванешвари - Чандрагханта
Бхаирави - Кушманда
Чхиннамаста - Скандхамата
Дхумавати - Катьяяни
Багаламукхи - Каларатри
Матанги - Махагаури
Камала - Сиддхидатри
Мантры Девяти Дург, вариации.
Их очень много, выложу несколько известных вариаций:
• Śailaputrī
1) oṁ śāṁ śīṁ śūṁ śailaputryai svāhā |
2) oṁ śāṁ śīṁ śūṁ śailaputryai me śubhaṁ kuru kuru kuru svāhā |
3) oṁ hrīṁ śaṁ śailaputryai namaḥ|
• brahmacāriṇī
1) pāṁ ||
2) pārvatī
3) uṁ umāyai namaḥ ||
4) oṁ brāṁ brīṁ brūṁ brahmacāriṇyai namaḥ ||
• candraghaṇṭā
1) oṁ hrīṁ klīṁ śrīṁ candraghaṇṭāyai svahā ||
2) krīṁ krīṁ hūṁ hūṁ hūṁ hūṁ kroṁ kroṁ kroṁ śrīṁ hrīṁ hrīṁ chṝṁ chṝṁ phreṁ strīṁ caṇḍaghaṇṭe śatrūn staṁbhaya staṁbhaya māraya māraya huṁ phaṭ svāhā |
3) oṁ hrīṁ srīṁ hūṁkroṁ krīṁ strīṁ klīṁ śajalakṣamlavana uṁ kṣamavahra hasavyra uṁ kvalahrajhakahranasakla īṁ saslakṣakama hrūṁ vrūṁ kṣalaramavyra uṁ caṇḍeśvarī khroṁ chṝṁ phreṁ krauṁ hūṁ hūṁ phaṭ svāhā ||
• kūśmāṇḍā
1) oṁ hrīṁ jagatprasūtyai namaḥ |
2) oṁ hrīṁ kūśmāṇḍāyai jagatprasūtyai namaḥ |
3) oṁ hrīṁ namo bhagavati kūśmāṇḍāyai mama śubhāśubhaṁ svapne sarva pradarśaya pradarśaya|
4) oṁ hrīṁ namo bhagavati pretakūśmāṇḍāyai par prayoga bhakṣiṇī mama śatrūn bhaсjaya -bhaсjaya mardaya -mardaya māṁ rakṣa rakṣa sarvakārya sādhaya - sādhaya hrīṁ svāhā |
5) oṁ agre kuśmāṇḍinī kanakaprabhe siṇhamastaka samārūḍhe avatara avatara amogha vāgeśvarī satyavādinī satyaṁ kathaya kathaya hrīṁ oṁ svāhā |
6) oṁ namo bhagavati apa kūśmāṇḍi mahāvidye kanakaprabhe siṇharatha gāminī trailokyā śūlinī aihye aihye mama ciṇtiṇtaṇ kāyaṁ kurū kurū bhagavatī svāhā |(paṭhāntar) bhagavatyaṁ apa |
7) oṁ hrūṁ hrauṁ bhoṁ hraiṁ hrauṁ moṁ hraiṁ hrauṁ svāhā |
8) oṁ hrūṁ hrauṁ hraiṁ uṁ hraiṁ hrauṁ svāhā uṁ hrīṁ kṣmaṁ ṭhaḥ manaḥ | sphrāṁ āmrakuśmāḍinī namaḥ
9) oṁ namo bhagavati āmrakuśmāṇḍī aṁbā ambālike (aṁbola) aṁbike svāhā |
10) oṁ namo bhagavati āmrakuśmāṇḍī sarvamukha raсjinī sarvamukha stambhanī huṁ phaṭ svāhā |
11) śauḥ hasauḥ hasakhphreṁ hakṣamlavyūṁ pretakūśmāṇḍāyai svāhā |
• skanda mātā
oṁ hrīṁ saḥ skaṇdamātryai namaḥ |
• kātyāyanī
1) oṁ hrīm kātyāyanyai svāhā ||
2) hrīṁ srīṁ kātyāyanyai svāhā ||
3) aiṁ hrīṁ srīṁ cauṁ caṇḍikāyai namaḥ |
4) oṁ kātyāyani mahāmāye mahoyoginyadhīśvari | nandagopasute devi patiṁ me kuru te namaḥ ||
5) oṁ hrīṁ kātyāyani svāhā
• kālarātrī
1) oṁ aiṁ hrīṁ klīṁ srīm kālarātri sarvaṁ vaśyaṁ kuru kuru bīryaṁ dehi dehi gaṇeśvaryai namaḥ |
2) glauṁ hūṁ aiṁ hrīṁ srīṁ ehi ehi kālarātri āveśaya āveśaya prasphura praphura sarvajana saṇmohaya saṇmohaya huṁ phaṭ svāhā|
• mahāgaurī
1) oṁ hrīṁ saḥ |
2) oṁ hrīṁ saḥ śau |
3) hrīṁ bhavānyai namaḥ |
4) oṁ hrīṁ srīṁ glauṁ gaṁ gaurī gīṁ svāhā |
5) oṁ hrīṁ srīṁ sauṁ glauṁ gaurī gīṁ svāhā
6) hrīṁ gauri rudradayite yogeśvari huṁ phaṭ svāhā |
7) - oṁ rājamukhi rājādhimukhi vaśyamukhi hrīṁ srīṁ klīṁ devi devi mahādevi devādhidevi sarvajanasya mukhaṁ mama vaśaṁ kuru kuru svāhā |
eka śaśṭayakṣara maṇtra - hrīṁ namaḥ brahmasrīrājite rājapūjite jayavijaye gauri gāṇdhāri tribhuvanavaśaсkari sarvalokavaśaсkari sarvastrīpuruśavaśaсkari susu dudu ghe ghe vāvā hrīṁ svāhā |
8) oṁ srīṁ hrīṁ glauṁ gaṁ gauri gīṁ svāhā ||
9) oṁ aiṁ hrīṁ klīṁ harihara viraсcyādyārādhite śivaśakti svarūpe svāhā |
10) hrīṁ namaḥ brahmasrīrājite rājapūjite jayavijaye gauri gāndhāri tribhuvanavaśaсkari sarvalokavaśankari sarvastrīpuruśavaśankari su su du du ghe ghe vā vā hrīṁ svāhā |
• siddhidātrī
1) oṁ hrīṁ saḥ siddhidātryai namaḥ |
2) oṁ hrīṁ saḥ sarvārthasiddhirātrī svāhā