ПУДЖА-УПАЧАРЫ

ВАЖНО!!! Важно знать какому божеству будет проводиться пуджа. Ниже дана структура пуджи и упачар, которые как алгоритм применимы для любой пуджи. НО!!! Обязательно уточните в пудже какому божеству вы будете участвовать и какие особенности с подготовкой упачар!

Желательно перед пуджей держать пост или голод. Перед самой пуджей принято принимать омовение и одевать чистые ритуальные одежды. Мужчины предпочтительно одевают белые одежды, женщины – красные. При себе иметь четки.

Пуджа как ритуал сохранилась со времён Древней Индии. В раннем индуизме практиковались два способа обретения божественной милости. Первым была яджна — огненный ритуал жертвоприношения, в котором посредником между человеком и богами выступал бог огня Агни. Вторым была пуджа, в ходе которой верующий выказывал свою преданность, служение и любовь к божеству. Отличительной особенностью пуджи является тот факт, что бог представлен в символической форме. Им может быть мурти, художественное изображение или сакральный символ. В ведийский период яджна представляла собой главный ритуал. Правильно проведённая яджна по силе могла превосходить самих богов. Для достижения желаемого результата было достаточно провести яджну с соблюдением всех требований. Мастер яджны, знающий тонкости ритуала, высоко почитался в обществе, что привело к особому отношению к брахманам. Пуджа, доступная для каждого смертного, напротив, представляла собой средство прямого общения с божеством.

ПРОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПУДЖИ:

  1. Ачамана
  2. Тилака
  3. Бхута – апасарпана – изгнание враждебных духов, элементалов прочь от места поклонения
  4. Павитрана – окропление освященной водой 10 сторон света
  5. Асана
  6. Установка «дежурной» дипы – свечи, которая горит на протяжении всего ритуала
  7. Вступительные мантры – мантры почитания Гуру, Парамагуру, Парапарагуру, Парамештхигуру, Ганапати и Ишта-Деваты
  8. Бхута-шудхи
  9. Гуру-манаса-пуджа
  10. Рецитация Гаятри мантры
  11. Ньяса
  12. Пранаяма
  13. Дхьяна
  14. Манаса пуджа – ментальное поклонение Божеству
  15. Прана-пратиштха – перенос Божественного присутствия из сердца поклоняющегося на объект почитания
  16. Собственно Пуджа – джапа с жервой ее плода почитаемому Божеству
  17. Чтение стотр, святых имен и Кавачи
  18. Висарджана – завершающие и искупительные мантры – жетрва Божеству плода совершенной упасаны и отпускание.

Упачара: последовательность действий и перечень подношений

Упачарой называют упорядоченную последовательность действий, совершаемых во время пуджи и упачарами называт список предметов, подношений.  Существуют пуджи на различное количество упачар (на 16…108 упачар). На пудже божеству предлагаются фрукты, специально приготовленная пища, вода, благовония, цветы и другие подношения. Как акт преданности ритуал является одновременно служением божеству и средством завоевать его расположение. Ритуал, проводимый в домашних условиях, представляет собой сокращённую версию служения, выполняемого в храмах. Различается четыре группы упачар. Во-первых, божество призывается и приглашается войти в свой образ. Во-вторых, божество омывается, ему подносят воду для мытья ног и воду для полоскания рта. В третьей, основной, группе божеству предлагаются различные подношения, от одежды и благовоний до духов и цветов. В четвёртой, последней, группе божеству изъявляют почтение и провожают его. Хотя упачара отличается в зависимости от характера пуджи, типичный набор состоит из 16 упачар, или действий. Завершающим действием является арати, или освящение мурти лампадой с топлёным маслом «гхи» или камфорой. Круговыми движениями мурти освящается, после чего присутствующим предлагают освятить себя от огня.

Наиболее распространённые ритуальные действия включают следующие.

 

Действие (eng)

Действие (рус)

Значение

avahana

авахана

призывание или приглашение божества

asana

асана

предложение места для пребывания божества

svagata

свагата

приветствие

padya

падья

предложение воды для омовения стоп

arghya

аргхья

предложение воды для полоскания рта и рук

acamaniya

ачамана

предложение нескольких глотков воды

madhuparka

мадхупарка

предложение воды с мёдом

snana, abhisheka

снана или абхишека

омовение или купание

vastra

вастра

одевание или предложение одежды

gandha

анулепана или гандха

обрызгивание духами

yagnopavit, mangalsutra

ягнопавит или мангалсутра

одевание священного шнура (мужской образ) или ожерелья невесты (женский образ)

pushpa

пушпа

предложение цветов

dhupa

дхупа

воскурение ароматных благовоний

dipa

дипа или арати

предложение огня в виде зажжённой лампы с камфорой или маслом

naivedya, prasada

найведья или прасада

предложение пищи

namaskara, pranama

намаскар или пранама

приветствие или простирание

parikrama, pradakshina

парикрама или прадакшина

обход вокруг божества*

visarjana

висарджана

прощание или проводы

Найве́дья (санскр. नैवेध्य, naivedya IAST) — санскритский термин, которым в индуизме называют пищу, предлагаемую мурти в храме или на домашнем алтаре в ходе обряда пуджи. Найведья является одним из 16-ти обязательных элементов пуджи. Подношение обычно включает пять видов пищи — для проглатывания, разжёвывания, слизывания, сосания и питья. У разных форм Бога и дев существуют личные пристрастия в отношении тех или иных видов кушаний. После совершения обряда предложения найведья называется прасадом.

Самая распространённая пуджа – это пуджа из 16 упачар – шодашапачарапуджа, её вид таков (краткое описание):

  1. Аваханам – призывание Божества.

Мы призываем Божество проявить себя через образ – мурти (идол), изображение, янтру и др. Мы просим, в своих молитвах и призываниях, чтобы Божество проявило себя через эти предметы и через оживлённые образы приняло наше поклонение.

  1. Асанам – предложение места.

Мы просим занять Божество место на нашем алтаре (это может быть украшенный трон и т.д.). Мы просим Того, чей трон весь мир, расположиться на нашем алтаре, в нашем доме и т.д.

  1. Падьям – предложение воды для омовения стоп.

Мы омываем стопы Господа, тем самым, мы поклоняемся Его Стопам. Это так же символизирует – наше преклонение и почитание.

  1. Архьям – предложение воды для омовения рук.

Так как мы, воспринимаем Господа в форме человека, то мы омываем Его ладони перед предложением наших подношений.

  1. Ачаманиьям – предложение воды.

Когда мы совершаем ачаману или очищение посредством приёма воды с мантрами, мы очищаем наше внутреннее. Когда гость приходит в дом, то ему всегда предлагают стакан чистой и освежающей воды и воду для умывания, чтобы освежиться.

  1. Снанам – омовение водой, медом и молоком.

Это омовение и предложение воды Ганги, меда, молока, ароматизированной воды и т.д.

  1. Вастрам – украшение тела.

Мы наряжаем Бхагавана в красивые одежды и украшения. Как красивая одежда радует ребенка на празднике, так и наше предложение одежды, несет нашу любовь и радость Божеству.

  1. Яджнопавитам – предложение яджнопавиты ("священной нити").

Мы предлагаем нашему Господу сакральную нить – яджнопавиту.

  1. Гандхам – сандаловая паста или душистое вещество в смеси с сандаловой пастой.

Мы умащиваем Божество сандалом, ставим Ему тилак и умащиваем Его ароматическими маслами. Это радость и любовь нашего сердца. Мы предлагаем Божеству тилак из кум-кума, символ нашей любви и преданности.

  1. Пушпам – цветок или цветы.

Мы предлагаем Господу цветы, осыпая Его нашими чувствами любви и преданности. Мы просим удалить Его нашу похоть, гнев, зависть, ложное эго (аханкара) и т.д. Мы предлагаем лотос нашего сердца (хридайам пушпам) Его Лотосным Стопам, воспевая Его Благое Имя.

  1. Дхупам – благовония.

Мы предлагаем Божеству все наши чувства (органы чувств). Это также и гандха или аромат.

  1. Дипам – предложение огня.

Огонь это символ теджаса или элемент огня. Предлагая светильник (дипак) Господу, мы видим, что Он, украшенный прекрасной одеждой и украшениями, сияет как множество солнц. Он Та – Извечная Лучезарная Истина. Предлагая пламя светильника, мы молим осветить Его наше существо, мы молим Его вести нас от тьмы к свету (тамасома джйотиргамайа.....).

  1. Найведьям – предложение пищи.

Предлагая пищу Господу, мы предлагаем Ему вкус (раса) наших чувств. Как Мать Йашода кормит Кришну, вкладывая в каждый кусочек Свою любовь и заботу, так и мы отдаем все наше сердце Бхагавану.

  1. Тамбулам – смесь из листьев и плода бетеля и других добавок.

Мы предлагаем Божество орех бетеля и масалу, это символ нашей дакшины и благодарности.

  1. Нираджанам – предложение камфорного светильника (дипам, где горючее это камфра) – арати.

Предлагая камфорный светильник, блеск и свет отражающиеся от мурти, символизируют Свет Мудрости, который рассеивает тьму невежества. Когда тьма рассеяна, мы способны видеть, когда рассеивается тьма нашего невежества. мы способны лицезреть Господа во всем Его величии.

  1. Атма прадакшина намаскарам – обход и поклоны Божеству.

Это выражение почтения и предания Господу. Когда мы постигаем, что душа нашей души это Господь, то мы предаемся Ему в нашем сердце. Мы просим Господа простить наши ошибки во время пуджи, мы предлагаем ему цветы с мантрами и наши поклоны. Мы молим о снисхождении Его милости и благодати на нас.

Ритуальные принадлежности

Для выполнения упачар необходимо несколько ритуальных предметов. Они также подносятся на пуджу.

Предмет (eng)

Предмет (рус)

Функция

sruva

шрува

ложка для подношения топлёного масла или воды

panapatra

панапатра

чаша для предложения божеству воды

ghanta

гханта

колокольчик, в который звонят перед божеством

patra

патра

металлическая тарелка для прасада

padma

падма

символический цветок  лотоса, который должен быть открыт во время поклонения

dipa

дипа

подставка для масляной лампы с несколькими фитилями

arati-dipa

арати-дипа

лампа для предложение огня в виде зажжённой масляной лампы или горящей камфоры

 

Ритуальные предметы для пуджи:

 

 

Итак, упачары для пуджи:

  1. Свечи – лучше широкие высокие цилиндры – огонь должен гореть в течении всей пуджи. Свечи красные и белые+ чайные свечи (таблетки) для аромалампы
  2. Благовония – палочки, НО!!! Обязательно натуральные САТЬЯМ, ХИТ, НАГ ЧАМПА…, очень неблагоприятно подносить божеству искусственный аромат
  3. Массажное масло или льняное, кунжутное, зародышей пшеницы, виноградных косточек…-то что подойдет для массажа, кокосовое масло.
  4. Эфирные масла – роза, жасмин, апельсин, пачули, муск - , амбер – в индийских магазинчиках только, сосна, кедр, можжевельник, розмарин
  5. Мед
  6. Масло гхи
  7. Цветы красные – нечетное кол-во
  8. Камфора или как заменитель камфорное масло
  9. Священный пепел, сандаловая паста или порошок - в индийских магазинчиках
  10. Ярко красный синдур – в индийских магазинчиках
  11. Ткань или покрывало красного цвета для накрытия алтаря, асаны
  12. Молоко, сахар, рис – символы процветания
  13. Специи – шафран и куркума (турмерик) – на рынках в специях
  14. Украшение – например, кольцо с натуральным камнем в духе выбранного божества (например для Трипурасундари неблагоприятно поднести кольцо с черным камнем) или же мурти божества, можно изображение на ткани
  15. Сок апельсиновый, гранатовый
  16. Красное сладкое десертное вино
  17. Найведья – подношение еды – фрукты, овощи, сладости, сухофрукты,орехи: фундук, кэшью, миндаль, кокос, гранат, апельсин, банан – это основа + учитываем особенности пуджи, например для Кали в пудже 5М подносят мясо, рыбу, поэтому следует уточнить у Пуджари, что еще нужно к основному списку.
  18. Патры - очень благоприятно проводить пуджу с новой посудой,  подносим что-нибудь из посуды обязательно  - можно найти в индийских магазинчиках (перечень ритуальной посуды есть выше), но можно и местные вещи - подсвечник, вазу, блюдо для подношения найведьи, сосуды для воды, бокалы, стаканы, чаши, пиалы итп).