Самой известной и распространенной школой Вайшнава-Тантры является Панчаратра.
Панчаратра (или Панчаратрика) так названа потому, что она дарует исполнение пяти
(панча) целей (артха): санкхья, йога, вайрагья, тапас, кешава-бхакти, а также
потому, что она освобождает.

В некоторых агамах Панчаратра признается саттвика (светлой, чистой), в отличие от
некоторых других школ, например Вайкханаса, которая определяется в этих источниках
как тамасика (темная).

Кроме поклонения различным формам Нарайаны или Вишну (таким как Кришна, Рама) и
Его женской ипостаси (Лакшми, Радхарани, Сита) - в Панчаратре предписывается
также поклонение и другим Божествам: Шиве, Дэви, Ганэше, Брахману, Махакале.



В зависимости от предписания тех или иных видов поклонения существуют различные
разновидности Панчаратры. Большинство вайшнава-школ предписывают соблюдение
обычных ведических правил наряду с выполнением тантрнческих практик и не позволяет
своим последователям совершать какие-либо обряды с использованием чувственных
элементов, таких как вино, сексуальное общение и т.д. Панчататтва (5 элементов)
для вайшнава означает гуру, мантра, манас, дэва и дхйана.

Однако, есть и такие вайшнава-секты, которые предписывают совершение откровенно
чувственных обрядов. Так вайшнавская тантрическая секта Сахаджия получила известность
именно из-за такого рода обрядов. Сахаджия различают два основных религиозных пути
(марга): видхи-марга, или путь наставлений, обязанностей и запретов, и рага-марга
- путь спонтанной любви, которому они следуют. Такое деление широко известно в
системах, которые учат о бхакти (любви к Богу), однако Сахаджия трактует его
особым образом. Их способы весьма противоположны общепринятым нормам поведения
или религиозной морали. Сахаджия рассматривает своего гуру и его спутницу как
Кришну и Радху. Последователь этого направления в своей садхане (практике) выбирает
в качестве спутницы не свою жену, но другую женщину. Они рассматривают себя как
самих Радху и Кришну и имитируют любовные игры Кришны с гопи (пастушками-молочницами).
Последователи этой секты не связывают себя выполнением каких-либо обязанностей
или дисциплины.

Став распространенной, секта Сахаджия поглотила довольно значительную часть
последователей Чайтаньи и внесла свой вклад в возникновение секты, известной как
Вайраги-Вайрагини, которая в определенной степени дискредитировала последователей
учения в глазах людей.

http://vedicgoddess.weebly.com/uploads/3/1/4/3/3143584/6718758.jpg?675
Кришна-Кали

 

Еще раз следует отметить, что по количеству ответвлений, последователей и
литературе Панчаратра. предписывающая чистый образ жизни и поклонения, является
самой влиятельной школой Вайшнава-Тантры. Существует также ряд других школ Вайшнава-
тантрической традиции: Шри Радха Валлабха, Бхагавата и др.

Большинство вайшнавских школ Высшим Господом почитают Кришну

В Тантрах же изначальным Божеством является Кали (чьё Имя, кстати,
имеет то же значение, что и Кришны - "Чёрная"), почитание которой
предписано также для кали-юги: "В кали-югу Кали - Единственная"
(Шакта-прамода, Кали-тантра 147), "в кали-югу особенно выделяется Кали"
(Махакала-самхита). Сопоставление напрашивается само собой.
И, действительно, тождество Кали и Кришны прямо провозглашается Тантрами.
В "Тара-рахасье" Шри Брахмананды Гири сказано:
"kalau kAlI kalau kR^iShNaH kalau gopAlakAlikA"  ("В кали-югу - Кали,
в кали-югу - Кришна, в кали-югу - Гопала-Калика").  Тодала (10.11) и
Мундамала-тантры, сопоставляя десять Махавидий с десятью воплощениями
Вишну, соотносят Кали с Кришной.  Йони-тантра говорит, что Калика
приняла образ Кришны, спрятав свою Йони в павлинье перо на Его голове.

Их черный цвет символизирует Абсолютность, в которой растворяются все
остальные цвета. Таким образом, Кали и Кришна представляют (в соответствующих
учениях) Высшую Реальность в аспекте Сагуна, то есть Адья-Шакти.
Стоит упомянуть, что многие Учителя (Шри Рамакришна, Ауробиндо Гхош и др.)
говорили о единстве Кришны и Кали. Калика-пурана называет Гопалу (Кришну)
"левой" формой Вишну, описывая Его как наслаждающегося мясом и вином и
женщинами (КП 74.208).




Почитание женского начала, Шакти, в вайшнавизме было проявлено меньше,
чем в школах шайва и шакта. Но в более поздних течениях аватара Шакти -
Радха  приобретает всё большую значимость. Иногда Она заслоняет собой
самого Кришну, становясь главным объектом преданного служения вайшнавов.
Культ Радхи был характерен особенно для бенгальского (гаудия) вайшнавизма.
В целом, можно сказать, что чета Радха-Кришна тождественна Шакти-Шиве
тантризма. Параллели касаются и теологии, и садхан. Тантрические
практики не только описаны в относительно поздних текстах бенгальских
сахаджия, но и, к примеру, в одной из панчаратр-Агам - Лакшми-тантре
(43 глава). Уже там говорится о сексуальных практиках, о почитании
женщины как Лакшми - аналогичном стри-пудже каула-шактизма.
Позднее эти садханы взяли последователи сампрадай Валлабхачарьи, Чайтаньи
и др. Во многих вайшнавских святилищах, например, Венкатешвары в Тирумале
и Джаганнатхи в Пури практиковались в тайне садханы "левой руки", а
влияние тантризма отразилось даже во внешнем ритуале (подношение
символических 5М Господу Джаганнатхе, танцы девадаси и т.п.).


В сампрадайе Валлабхачарьи, распрастранённой в Гуджарате, Раджастхане и
Махараштре, практиковались до недавнего времени сексуальные ритуалы и даже оргии.
Согласно догматике валлабхачаринов, их Гуру Марараджи (как и первый из них -
сам Валлабха) являются земными воплощениями Кришны. А поскольку "соитие Бога
и человека не оскверняет ни того, ни другого", Гуру мог заниматься сексом
с кем хотел. Иногда девушку сразу после свадьбы муж отправлял сначала на
ночь к Махараджу - на благословение. За определённую плату (дакшину) преданным
дозволялось созерцать раса-лилы Махараджа. Во время же ежемесячного праздника
раса-лилы совершались групповые оргии. Подобные практики, в общем-то, вытекают
из самого учения вайшнавизма. Хотя, по всей видимости, не обходилось и без
злоупотреблений со стороны лидеров сект. Случаи использования женщин брахманами
вообще были не редки. Например, в храме Венкатешвары жрецы оставляли на ночь тех
прихожанок, которые желали ребёнка, объясняя им, что они проведут ночь с Самим
Господом. Но так как в храме темно, сами же брахманы и выступали в Его роли.
Аналогичная практика была в храме Джаганнатхи в Пури.

Наиболее близким к учению и Тантре является бенгальский культ сахаджия,
Интересно, что ранние сахаджийские тексты построены, по примеру Агам, в виде
разговора Шивы-Кришны и Шакти-Радхи. Всё учения сахаджия вайшнавизма сводится к
одному - спонтанной Любви (сахаджа-према), непрерывной, словно струя масла",
Вечные Лилы Кришны и Радхи во (апракрита) Вриндаване - это Самарасья,
Шива-Шакти-самйога тантризма. И вслед за шактизмом, утверждающим, что каждая женщина -
Кали и Тара, а каждый мужчина - форма Махакалы (Шантасангама-тантра, Каликханда, 5.4-5),
сахаджия-вайшнавы увидели Радху и Кришну как истинную природу (сварупу) женщины и мужчины.
И в том случае, когда садхака это переживает на опыте, "исчезает воображаемая самсара",
этот мир преображается во Вриндавана-дхаму, реализуется высшая цель тантризма -
джагадананда, то есть раскрытие материального бытия как формы предельного Блаженства.
Такое переживание возможно через обожение (аропа) человеческой любви, отражающей на
нашем плане трансцендентные игры Радхи и Кришны. По словам "Ратна-сары", человеческая
любовь (кама) очищается и становится Премой, а без камы Према недостижима.



В ортодоксальной вайшнавской теологии апофеоз божественной лилы - соитие Радхи и Кришны
("Гита-говинда" 12.23.10-15); В гетеродоксальной традиции сахаджия этого состояния
(Радха-Кришна-югалы) и достигали через майтхуну. «Гетеродоксия» -  обозначались «иные», или нецерковные, богословские взгляды разного рода еретиков и тех учителей, мнения которых церковь по к.-л. причинам отвергала.

Как и в Тантрах (Меру-тантра 20.153), в учении сахаджия лингам и йони были олицетворением Кришны и Радхи, их соединение
(не профаническое, а сакральное, то есть в состоянии аропы) раскрывало Сущность
Божества - сахаджу, ямалу, самарасью. Путь сахаджия основывался на учении о расах
(которое, кстати, впервые было сформулировано великим каула-мистиком Абхинавагуптой).
Основных вкусов (рас) бхакти насчитывалось пять, они связывались с пятью видами мукти
и пятью потоками Откровения. Высшая раса - шрингара (или мадхурья, анурага),
то есть любовные отношения - являла самую сущность Божества, поэтому, в отличие
от других, "внешних" вайшнавских школ, сахаджия возникла из неё. В шактизме эта
раса также наиболее почитаема (хотя в экзотерическом шактизме, дакшиначаре,
Богиня выступает как Мать, а не Возлюбленная). "Лалита-сахасранама" называет
Деви "исполненной Шрингама-расы" (shR^i~NgArarasasampUrNA). В этой расе бхакти
женщина, возлюбленная воспринимается как телесное воплощение Адья-шакти, Радхи;
в ней наиболее явно отражены божественные атрибуты - как прекрасные (саумья),
так и гневные (раудра). По словам "Деви-махатмьи" (11.6), "в мире Богиня
явлена в женщинах". Такие любовные отношения становятся спасительными, в них
женщина - это "пламя преображения" (Чандамахарошана-тантра 8.30, "Виварта-виласа"
Акинчана-дасы). Поэтому, словами Нароттама-дасы, "кама - это религиозное поклонение,
кама - это садхана; любовная игра - это Свобода, страсть - это имя Господа Хари".
Путь сахаджи рождён из любовной страсти, непреодолимой и присущей истинной природе
человека, свабхаве.

 

"Мата ча Парвати-дэви, пита дэво Махешварах, бандхавах шива-бхакташ ча, свадешо бхувана-трайам"

Krsna is the soul's bath of Ecstasy!

ТАНТРИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВАЙШНАВИЗМЕ

А.Теологические параллели.

В представлении современных вайшнавов (как индийских, так и западных) культ Вишну имеет мало общего с тантризмом; однако, если посмотреть не на внешний ритуал и символику, а на глубинный мистицизм этих учений, то выявится много схожего, а порой и идентичного. Многие писания (равно как и Учителя и святые) отождествляют Кришну с Деви, а Вишну упоминают как одно из Её проявлений. Например, в Брахманда-пуране Вишну, обращаясь к Вирабхадре, называет Себя одной из четырех форм Деви. Лалита-сахасранама (часть той же пураны) называет Деви "Защищающей мир в форме Вишну" (ЛС 266-267). Большинство вайшнавских школ Высшим Господом почитают Шри Кришну: "IshvaraH paramaH kR^iShNaH" (Брахма-самхита). Для текущей эпохи, кали-юги, рекомендуется поклонение именно Ему. В Тантрах же изначальным Божеством является Кали (чьё Имя, кстати, имеет то же значение, что и Кришны - "Чёрная"), почитание которой предписано также для кали-юги: "В кали-югу Кали - Единственная" (Шакта-прамода, Кали-тантра 147), "в кали-югу особенно выделяется Кали" (Махакала-самхита). Сопоставление напрашивается само собой. И, действительно, тождество Кали и Кришны прямо провозглашается Тантрами. В "Тара-рахасье" Шри Брахмананды Гири сказано: "kalau kAlI kalau kR^iShNaH kalau gopAlakAlikA" ("В кали-югу - Кали, в кали-югу - Кришна, в кали-югу - Гопала-Калика"). Тодала (10.11) и Мундамала-тантры, сопоставляя десять Махавидий с десятью воплощениями Вишну, соотносят Кали с Кришной. Йони-тантра говорит, что Калика приняла образ Кришны, спрятав свою Йони в павлинье перо на Его голове (майура-мукута). В тех тантрических школах, где Богиня почиталась в формах Шри-видйи, Кришна отождествлялся с Нею (например, в Тантрараджа-тантре, Шактисангама-тантре и Курма-пуране). Любопытно, что расширенный список из 22 аватар Вишну (Бхагавата-пурана 1.3.6-25) имеет параллель - Рудра-ямала (77.70 - 72) перечисляет 22 Махавидьи (а в мула-мантре Кали - 22 буквы). Забавно, что в иврите их тоже 22 (не считая конечных). Подобно тому, как Кришна - единственный пурнаватара, полное воплощение Брахмана, так и Кали (порой изображающаяся десятиголовой) содержит в Себе остальных богинь: "Все десять Видий пребывают в Калике" (Пурашчарьярнава, 9 глава). Их черный цвет символизирует Абсолютность, в которой растворяются все остальные цвета. Таким образом, Кали и Кришна представляют (в соответствующих учениях) Высшую Реальность в аспекте Сагуна, то есть Адья-Шакти. Стоит упомянуть, что многие Учителя (Шри Рамакришна, Ауробиндо Гхош и др.) говорили о единстве Кришны и Кали. Калика-пурана называет Гопалу (Кришну) "левой" формой Вишну, описывая Его как наслаждающегося мясом и вином и постоянно вожделеющего женщин (КП 74.208). Подобным же образом в Рудра-ямале (17.128-132) описывается другая аватара Вишну, Господь Будда. Калика-пурана относит Нарасимху также к "левым" божествам, говоря, что Ему нужно поклоняться как ортодоксальным (брахманистским), так и гетеродоксальным (тантрическим) методами (КП.74.206-207). Можно добавить к вайшнавским тантрическим божествам ещё Сударшану и Вараху. Почитание женского начала, Шакти, в вайшнавизме было проявлено меньше, чем в школах шайва и шакта. Но в более поздних течениях Шакти (в первую очередь как Радха) приобретает всё большую значимость. Иногда Она заслоняет собой самого Кришну, становясь главным объектом преданного служения и бхакти. Культ Радхи бял характерен особенно для бенгальского (гаудия) вайшнавизма, что отражено и в известной на Западе Чайтанья-Чаритамрите (4 глава). В целом, можно сказать, что чета Радха-Кришна тождественна Шакти-Шиве тантризма. Параллели касаются и теологии, и садхан. Тантрические практики не только описаны в относительно поздних текстах бенгальских сахаджия, но и, к примеру, в одной из панчаратр-Агам - Лакшми-тантре (43 глава). Уже там говорится о сексуальных практиках, о почитании женщины как Лакшми - аналогичном стри-пудже каула-шактизма. Позднее эти садханы взяли последователи сект Валлабхачарьи, Чайтаньи и др. Во многих вайшнавских святилищах, например, Венкатешвары в Тирумале и Джаганнатхи в Пури практиковались в тайне садханы "левой руки", а влияние тантризма отразилось даже во внешнем ритуале (подношение символических 5М Господу Джаганнатхе, танцы девадаси и т.п.). В свою очередь, в шактистских школах Господь Вишну также почитался. Калика-пурана называет Вишну "лучшим среди богов", а Каликула-сарвасва запрещает передавать мантру человеку, лишённому Хари-бхакти. Любопытно, что в Каливиласа-тантре (например, 24.4) Кришна именуется сыном Кали и Владыкой над 6 ликами Шивы (28.23-26).

В. Влияние тантризма на южный вайшнавизм (Шри-сампрадаю)

В отличие от северного вайшнавизма, который из Тантр заимствовал сексуальные практики и ритуалы, южный взял оттуда оккультные техники и жертвоприношения. Это видно по культу таких божеств, как Джвала-Нарасимха, Сударшана-Нарасимха и им подобных. Первоначально они почитались не только хомами и пуджами, но и кровавыми жертвоприношениями. Более того, их культ не был таким уж саттвичным и в других чертах. Например, существует множество мантр Нарасимхи (Его гневных форм) и Сударшана-чакры для магических целей (эти мантры можно найти, в основном, в южноиндийских гримуарах, а также в некоторых более известных: Дамара-тантре, Шарада-тилаке и др.). Эти мантры - аналог тантрических шаткарма-прайог. Например, в одной из кавачей Сударшаны приводятся мантры для получения богатств (лакшми-прапти), привлечения и приворота (мохана и акаршана) и уничтожения врагов (шатру-нашана). Существуют и малоизвестные тантрические божества: Апамарджана, Нарасимха-Пратьянгира и т.п. Основная мантра Апамарджаны, обращённая к Варахе, Нарасимхе, Вамане, Вишну и Сударшана-чакре, просит их устранить препятствия, уничтожить врагов и отразить воздействия враждебных сил и заклинаний. По словам одного современного вайшнава брахмана, на юге до сих пор совершают магические хомы, посвящённые Нарасимхе. Порой эти грозные формы Вишну отождествляют с божествами шиваитского пантеона. Нарасимха соответствует Шарабхе, гневному образу Рудры (мифологически Шарабха победил Вараху - согл. Калика-пуране - и Нарасимху - согл. Шива-пуране). Женская ипостась Шарабхи - Бхадракали - является прямым аналогом Нарасимха-пратьянгиры, или Сиддха-Лакшми вайшнавов (что, к примеру, подтверждается Пурашчарьярнавой). Причем даже иконография этих Божеств схожа: львиные лики, высунутые языки, огромные клыки и огненное сияние. Сударшана примерно параллелен Шанмукхе, чьей эмблемой также является шаткона (гексаграмма). Также, согласно "Шри Сударшана-шаткам", Сударшана - это Господь Бхайрава. Интересно, что вайшнавы Шри-сампрадайи в качестве символа Высшего Брахмана почитают именно гневные формы (Нарасимха и Сударшана), а не милостивые. Это подобно шактистскму культу, где высшие божества - также почти всегда гневные (раудра, угра): Калика, Тара, Бхайрави и т.д.

С. Влияние тантризма на секту Валлабхачарьи (пушти-марга).

В секте Валлабхачарьи, распрастранённой в Гуджарате, Раджастхане и Махараштре, практиковались до недавнего времени сексуальные ритуалы и даже оргии. Согласно догматике валлабхачаринов, их Гуру Марараджи (как и первый из них - сам Валлабха) являются земными воплощениями Кришны. А поскольку "соитие Бога и человека не оскверняет ни того, ни другого", Гуру мог заниматься сексом с кем хотел. Иногда девушку сразу после свадьбы муж отправлял сначала на ночь к Махараджу - на благословение. За определённую плату (дакшину) преданным дозволялось созерцать раса-лилы Махараджа. Во время же ежемесячного праздника раса-лилы совершались групповые оргии (согласно "Phallic Worship" by George Ryley Scott). Подобные практики, в общем-то, вытекают из самого учения вайшнавизма. Хотя, по всей видимости, не обходилось и без злоупотреблений со стороны лидеров сект. Случаи использования женщин брахманами вообще были не редки. Например, в храме Венкатешвары жрецы оставляли на ночь тех прихожанок, которые желали ребёнка, объясняя им, что они проведут ночь с Самим Господом. Но так как в храме темно, сами же брахманы и выступали в Его роли. Аналогичная практика была в храме Джаганнатхи в Пури. Надо сказать, что этот вид "садхан" имеет очень мало общего с тантризмом и учением Тантр.

D. Культ Джаганнатхи в Ориссе.

Господь Джаганнатха ("Владыка Вселенной") почитается вайшнавами Ориссы (которые не относятся ни к одной из четырёх классических вайшнава-сампрадай) как полнота Абсолюта (пурна-брахма), источник всех Аватаров, Изначальный Вишну (Ади-Вишну), "форма" бесформенного звука ОМ. Можно сказать, что в Нём сочетаются Парашива (ниргуна) и Махашакти (источник всех сагуна-форм). Подобным образом описывается Рама в шактистской (!) Шантисангама-тантре: "Рама известен как Шакти; Он же - Шива. Рама воспет как Абсолют (Брахман), имеющий природу [единства] Шивы и Шакти". В теологии культа Джаганнатхи Рама - Первосущество, Пурушоттама (форма Джаганнатхи), сочетающий в Себе природу Жизни, Шакти ("рА") и Духа, Пуруши ("ма"), то есть Радхи и Кришны. Таким образом, Джаганнатха понимается в тантрическом духе, а не характерном для последователей Мадхвы духе дуализма. Он не только Божественная Личность, но и Абсолют, Пустота (Шунья). Джаганнатха прямо называется Бхайравой - символом высшей реальности (ануттара) кашмирской Тантры. Интересно, что Господь Джаганнатха часто отождествляется с Ади-Буддой - на абсолютном плане и с Буддой Гаутамой - на относительном (к примеру, в "Дарубрахма-гите" Джаганнатха Дасы и в "Махабхарате" Сарала Дасы). В самом храме в Пури, там, где изображены 10 аватар, Джаганнатха занимает девятое место - место Будды. Как известно, имя Будды в Индии неразрывно связано с тантризмом и путём Каула. Например, в Махачиначарасара-тантре и Рудра-ямале (17 главе уттара-кханды) Господь Будда учит пришедшего к Нему за мудростью муни Васиштху "Истине Кулы - итогу всех остальных путей" (17.136). Кстати сказать, Шри Чайтанья рассматривается как воплощение Будды (см. "Чайтанья-бхагаватам" Ишвара Дасы). И они оба были, в соответствующее время, открывателями пути естественности (сахаджа-марги), оба осознали свою Божественность в тантрической садхане с женщиной (Гопой в случае Гаутамы и Сатхи в случае Чайтаньи - см. "Чандрамахарошана-тантру" и "Виварта-виласу" Акинчана Дасы). Так что Джаганнатха косвенно оказывается источником Тантры. В самом же культе Джаганнатхи преобладает система йогических практик (гхата-йога), близкая к тантрической кундалини-йоге натхов. Она базируется также на "обратном потоке" (нивритти) - основе любой тантрической садханы (а каула - в особенности). В отличие от бенгальского вайшнавизма, где средством спасения является лишь бхакти, в теологии культа Джаганнатхи спасение зависит как от бхакти, так и от джняны, что ближе к шактистской сотериологии. Ещё одно свидетельство тантрического влияния на орисский вайшнавизм - особенности храмового почитания. До сих пор в течение пуджи наряду с традиционными упачарами (подношениями) Господу предлагают 5М в символическом виде. Но по свидетельству некоторых ученых и брахманов, непосредственная паньча-макара также совершалась, но не на глазах прихожан, а в потайном подземном помещении, расположенном как раз под мурти Божеств (подобная практика была характерна для многих других храмов: Чидамбарешвары, Каши-Вишванатхи и т.д.). Можно добавить, что исходным Божеством храма Джаганнатхи является Нарасимха, называемый в писаниях "левым образом" Вишну.

Е. Бенгальские сахаджия-вайшнавы.

Наиболее близким к учению и практике Тантр является бенгальский культ сахаджия, основателем которого был Шри Чайтанья Махапрабху (хотя аналогичная ему буддийская сахаджаяна существовала и ранее). Кстати, согласно тантрической традиции Шривидья-кулы, Чайтанья сам был посвященным в неё и почитал Лалиту, что вполне могло являться эзотерической стороной его почитания Кришны, так как Шактисангама-тантра говорит: "Изначальная Лалита приняла мужской облик Кришны". Интересно, что ранние сахаджийские тексты построены, по примеру Агам, в виде разговора Шивы-Кришны и Шакти-Радхи. Всё учения сахаджия вайшнавизма сводится к одному - спонтанной Любви (сахаджа-према), непрерывной, словно струя масла", по словам "Шри-Рамана-Гиты" (16.2). Этот поток Любви (дхАрА) персонифицирован в образе Радхи, энергии наслаждения (хладини- или ананда-шакти): "Шри Радха - Та, что наслаждает Господа Говинду, Его пленяет" (Чайтанья Чаритамрита 4.82). Радха - высшее Божество, Парамадевата (4.89), сущностно единая с Кришной (4.86). Она - высшая природа Шакти - Любовь, тождественная Камешвари (Лалите) и Камакхйе (Таре) каула-шактизма; и истинное поклонение Ей - пребывание в состоянии Любви, радха-бхаве. В шактистских Агамах Радха (так же как и Сита) - одно из имён Махадеви (к примеру, Каливиласа-тантра называет Радхой Лалиту, Бхуванешвари и Бхайрави - см. главы 10, 11 и 13). Господь Кришна же идентичен Шиве (не тамогунаватару, а Его высшему Лику, Шамбху): "Тот, кто есть Шива - Он же и Кришна; Тот, кто есть Кришна - Он же Шива" (Каливиласа-тантра 9.10), "а тот, кто делает между ними различие - попадает в ад". Вечные Лилы Кришны и Радхи в нетварном (апракрита) Вриндаване - это Самарасья, Шива-Шакти-самйога тантризма. И вслед за шактизмом, утверждающим, что каждая женщина - Кали и Тара, а каждый мужчина - форма Махакалы (Шантасангама-тантра, Каликханда, 5.4-5), сахаджия вайшнавы увидели Радху и Кришну как истинную природу (сварупу) женщины и мужчины. И в том случае, когда садхака это переживает на опыте, "исчезает воображаемая самсара", этот мир преображается во Вриндавана-дхаму, реализуется высшая цель тантризма - джагадананда, то есть раскрытие материального бытия как формы предельного Блаженства. Такое переживание возможно через обожение (аропа) человеческой любви, отражающей на нашем плане трансцендентные игры Радхи и Кришны. По словам "Ратна-сары", человеческая любовь (кама) очищается и становится Премой, а без камы Према недостижима. Бенгальский поэт-бхакта Чандидас в одной из своих песен говорит, что в "озере Любви есть два потока: когда они соединяются, человек реализует Истину". Эти два потока - Раса и Рати, Кама и Мадана - проявлены как мужчина и женщина. Поэтому, подобно доктрине каула-шактов, выраженной в Кулачудамани-тантре: "без женщины нет Реализации, поэтому предайся женщине", последователи сахаджа-марги считали, что высшего состояния (махабхавы) можно достичь лишь через человеческую любовь. Причём сахаджа-садхана, в особенности паракия-рати (отношения любовников), требует особых качеств (вишеша) - аналога вира-бхавы тантризма. Это и даёт возможность аропы: теофании через своего партнёра и раскрытие собственной природы Божества. В своём апогее аропа представляет собой тайну богочеловечества, когда мужчина и женщина - это и есть Кришна и Радха, Бхайрава и Бхайрави в буквальном смысле. Кстати, сахаджия так и рассматривали исторического Кришну Васудеву - как одного из тех, кто раскрыл свою сварупу, подобно Гаутаме, Чайтанье и другим. В ортодоксальной вайшнавской теологии апофеоз божественной лилы - соитие Радхи и Кришны ("Гита-говинда" 12.23.10-15); В гетеродоксальной традиции сахаджия этого состояния (Радха-Кришна-югалы) и достигали через майтхуну. Как и в Тантрах (Меру- тантра 20.153), в учении сахаджия лингам и йони были олицетворением Кришны и Радхи, их соединение (не профаническое, а сакральное, то есть в состоянии аропы) раскрывало Сущность Божества - сахаджу, ямалу, самарасью. Путь сахаджия основывался на учении о расах (которое, кстати, впервые было сформулировано великим каула-мистиком Абхинавагуптой). Основных вкусов (рас) бхакти насчитывалось пять, они связывались с пятью видами мукти и пятью потоками Откровения. Высшая раса - шрингара (или мадхурья, анурага), то есть любовные отношения - являла самую сущность Божества, поэтому, в отличие от других, "внешних" вайшнавских школ, сахаджия возникла из неё. В шактизме эта раса также наиболее почитаема (хотя в экзотерическом шактизме, дакшиначаре, Богиня выступает как Мать, а не Возлюбленная). "Лалита-сахасранама" называет Деви "исполненной Шрингама-расы" (shR^i~NgArarasasampUrNA). В этой расе бхакти женщина, возлюбленная воспринимается как телесное воплощение Адья-шакти, Радхи; в ней наиболее явно отражены божественные атрибуты - как прекрасные (саумья), так и гневные (раудра). По словам "Деви-махатмьи" (11.6), "в мире Богиня явлена в женщинах". Такие любовные отношения становятся спасительными, в них женщина - это "пламя преображения" (Чандамахарошана-тантра 8.30, "Виварта-виласа" Акинчана-дасы). Поэтому, словами Нароттама-дасы, "кама - это религиозное поклонение, кама - это садхана; любовная игра - это Свобода, страсть - это имя Господа Хари". Путь сахаджи рождён из любовной страсти, непреодолимой и присущей истинной природе человека, свабхаве ("Сампутика"). Подобная страсть, рага (привязанность) не является петлёй Майи, канчукой и не препятствует духовному развитию. Вредна не привязанность, а нецелостность человека, возникающая из-за множества противоречивых желаний, оттого, что каждая персональность тянет в свою сторону. В этом смысле каму называют одной из пяти дверей в ад. Однако, в контексте сахаджа-марги кама наоборот является мостом в Царство Божие, апакрита-вриндавану, поскольку садхака обретает свою целостность во взаимоотношениях с возлюбленной, собирая всю энергию, чувство и внимание в анурага-бхаву. Все остальные привязанности становятся ненужными и исчезают естественным образом, без подавления и насилия над собой. Пребывание в естественности - это лучшая садхана (Куларнава-тантра 9.34), это и наиболее лёгкий путь (сукха-марга), и, в то же время, самый высший. В нём соприсутствуют аспекты бхакти и джнаны - не схоластической, а спонтанного видения. Хеваджра-тантра говорит: "Сахаджа - это истинная природа (сварупа). Ясным сознанием эта природа постигается как Нирвана". Это ясное сознание, шуддха-викальпа (чистое намерение) и есть то особое (вишеша) качество, необходимое для претворения человеческой любви в "непрерывную как поток масла", божественную Прему. Для формирования этого намерения и существует стадия саманья, праварты, видхи-бхакти, пашу-бхавы. На ней определённое значение имеют предписания и принципы, но лишь до тех пор, пока человек не увидит за ними ту Дхарму, конкретизацией которой все они и являются. Если садхака интуитивно постигает подлинную основу религиозности, то он уже следует проявлениям своей природы (сварупы), сахадже, спонтанности, то есть переходит в вира-бхаву. Бхакти переносит садхаку от одной ступени к другой, проходя различные ачары и бхавы. Но если на начальных этапах пути продвижение возможно и без бхакти, то при вхождении в вира-садхану, сахаджа-садхану, вамачару она жизненно необходима. Куларнава- и Меру-тантры (не говоря уже о собственно вайшнавских писаниях) прямо говорят о том, что "лишь бхакти спасает". Словами суфийского мастера, Джалаладдина Руми, "любое время, прошедшее без Любви будет посрамлено перед Богом". На сахаджа-марге любовные отношения, являющиеся и средством к достижению, и воплощением пара-бхакти, заключают в себе всю садхану от начала до конца. Начиная с уровня вамачары (предыдущие относятся к видхи-марге) садхака причащается к божественным Лилам, "следуя женщине", своей явленной Радхе и этим раскрывая собственную природу Кришны. Кстати сказать, традиция сахаджия утверждает, что Чайтанья и Нитьянанда, равно как и их ближайшие сподвижники, практиковали анурага-садхану со своими шакти (см. "Виварта-виласу"). А буддийские сахаджия говорили то же о Будде Гаутаме. Кульминацией любовных отношений является майтхуна, "Йога, имеющая природу высшего Блаженства" (Джнянарнава-тантра, 22 глава), Раса-кели Радхи и Кришны. Как говорят Вира- и Шактисангама-тантры: "Человек, не обнимающий женщину и не целующий её йони - каким образом может служить Богине?" В соитии, преисполненном шуддха-бхакти, заключено всё остальное поклонение: "Объятия - это Ньяса, поцелуи - дхьяна, вздохи - подношения, царапины - найведья, испитие слюны - причастие, любовные наслаждения - джапа, блаженство - молитва, эякуляция - висарджана. Так, в знании недвойственности, следует всегда почитать Богиню" (Каулавали-нирнайа 9.118-120). Подобно каула-шактам, почитавшим кула-таттву (смесь любовных соков) как материальное "тело" божественной амриты (см. Джнянарнава-тантра 22.66-67; Меру-тантра 20.153; Каулавали-Нирная 5.34-38; Йони-тантра и т.д.); сахаджия рассматривали смесь секреций как форму Сахаджи, единения Расы и Рати ("Сахаджа-упасана-таттва" Тарунирамана). Эта кула-таттва (киноварь) - алхимический эквивалент внутренней самарасьи, эстаза растворения мужчины и женщиы в спанде, пульсации Божества. В завершении можно привести цитату из Виджнянабхайрава-тантры (69 стих), относящейся к высшему классу кашмирских Бхайравагам: "Счастье соития с женщиной, растворения в ней благодаря возбуждению и оргазму имеет природу Абсолюта. Это счастье присуще природе человека".

F. Заключение

Можно привести ещё один пример "тантричности" вайшнавизма. Ряд воплощений Вишну фигурирует в писаниях в качестве Учителей тантрической традиции (и каула, и самая). Господь Хаягрива в Брахманда-пуране открывает Агастье эзотерическую Панчадаши-видью (в гимне "Тришати"); Парашурама считается автором кауловских "Кальпа-сутр" и учеником Шивы в "Каликула-сарвасве"; о Кришне, Будде и Чайтанье уже было сказано выше. Гуру Даттатрея, воплощение Вишну, является олицетворением Гуру-таттвы, называется в Меру-тантре одним из трёх хранителей Тантр. Его последователи, натхи, относятся к поднаправлению школы каула. Таким образом, вполне обосновано заключить, что Тантра - неотъемлемая и, более того, сущностная, часть вайшнавизма. В вайшнава-дхарме тоже есть свои вамачара, самаячара и каулачара. И, кстати говоря, в некоторых чертах вайшнавский тантризм чише шактистского (не в учении, разумеется, а в сложившихся в Индии школах), так как он - особенно сахаджия - свободен от магизма, обрядоверия и излишней схоластики. По сути же, вайшнавский мистицизм тождественен и каула-дхарме, и Тантре в целом (и неиндуистским суфизму и каббале).

(Арджуна Тарадаса, 2001)

Ecstatic union with the Divine Krishna!!

Различные вайшнавские культы считают канон «Панчаратра» священным. «Панчаратра», а также тантрические священные писания олицетворяют собою женский принцип священной литературы. В таких Писаниях особое внимание придаётся превосходству Шакти над Шактиманом.

Подобные Писания также часто называют «самхиты», «агамы», «панчаратра», «тантра».

Если говорить о Гаудийа-Вайшнавах, они главным образом опираются на такие тексты как «Шри Нарадапанчаратра», «Гаутамийа-Тантра» и «Брихад-Гаутамийа-Тантра».

Мантры, которые используются в Гаудийа-Вайшнавизме главным образом взяты из «Шри Нарада-Панчаратры», которая посвящена Верховному Господу Шри Кришне в аспекте Шри Враджа-Кришны. В данной книге также упоминается и Богиня Шримати Радхарани-Деви.

В «Шри Чайтанья-Чаритамрите» Шри Шримад Кришнадас Кавирадж Госвами уделил очень много внимания прославлению Богини Шримати Радхарани-Деви, а также детальному объяснению Шри Радха-Таттвы.
 

«Шри Чайтанья-Чаритамрита», Ади-Лила, 4.83

«Трансцендентная Богиня Шримати Радхарани — вечная спутница Верховного Господа Шри Кришны, неотличная от Него Самого. Она — Самая Почитаемая среди Богинь Процветания. Все в Ней привлекает Всепривлекающего Господа, Личность Бога. Она — Предвечная Внутренняя Энергия Господа». (КОММЕНТАРИЙ: Это текст из «Брихад-Гаутамия-Тантры».)
Все тантрические писания (впрочем, как и саму Тантру) можно разделить на 2 класса:

1. Тантра Левой Руки (Тантра Левого Пути, вамачара). Вамачара – это различные культы, которые связаны с различными  тамасичными практиками, в т.ч. сексуальными. Данный путь  не интересует вайшнавов.

2. Тантра Правой Руки (Тантра Правого Пути, дакшиначара). Дакшиначара опирается на различные очистительные ритуалы, поклонение в храме, крайне строгую садхану и такое же строгое поклонение Изначальной Шакти.

Таким образом, все гаудийа-вайшнавы строго опираются на Тантру Правого Пути (дакшиначару) для того, чтобы стать служанками Шримати Радхарани-Деви, которая возглавляет всех Гопи Левого Крыла***.

(***Прим. переводчика – в Духовном Мире существуют гопи правого крыла и гопи левого крыла, соответственно дакшина-гопи и вама-гопи. Дакшина-гопи всегда очень милы и вежливы с Шри Кришной, их возглавляет Шримати Чандравали-Деви. Вама-гопи, наоборот, обычно не щадят Шри Кришну: постоянно отпускают в Его адрес различные шутки, могут ругаться с Ним и подолгу дуться на Него).

Если внимательно изучать «Шримад-Бхагаватам», то становится ясно насколько сильны в нём идеи Тантры Правого Пути (дакшиначары).

В Одиннадцатой Песне «Шримад-Бхагаватам» Верховный Господь Шри Кришна рассказывает Шри Уддхаве о вайдика-бхакти и тантрика-бхакти.
 

«Шримад-Бхагаватам», 11.27.49

evam — таким-образом; kriyā-yoga — крийя-йога, поклонение Божеству; pathaiḥ — процесс; pumān — человек; vaidika-tāntrikaiḥ — в Ведах и Тантрах; arcan — поклоняется; ubhayataḥ — в этой и следующей жизни; siddhim — сиддхи, совершенство; mattaḥ — от Меня; vindati — получает, достигает; abhīpsitām — желаемое.

«Та джива, которая поклоняется мне в духе вайди-бхакти, используя различные предписания из Вед и Тантры получает от Меня желаемые плоды своей практики как в этой жизни, так и в следующей».


Вайдика (вайди-бхакти) – это различные жертвоприношения с использованием мантр из всех Четырёх Вед и вспомогательной Ведической Литературы.

Тантрика (тантрика-бхакти) опирается на такие Писания как «Панчаратра» и «Гаутамийа-Тантра».

Заметьте, что в данном стихе Верховный Господь Шри Кришна говорит о смешанном методе поклонения. То есть садхана всех гаудия-вайшнавов является смешанной.

Что касается Агам , то в них можно найти детальные описания таких ритуальных действий как инициация, поклонение Божествам, проведение праздников и фестивалей, строительство храмов, изготовление Образов Божеств, а также описание таких разделов йог как Крийа-Йога, Чарья-Йога и Джнана-Йога.

Если говорить о традиции гаудийа-вайшнавизма, то для нас идеальной Агамой является «Хари-Бхакти-Виласа» Шри Шримад Санатаны Госвами.

«Хари-Бхакти-Виласу» также иногда называют Смрити Гаудийа-Вайшнавизма.

Некоторые люди не принимают канона «Панчаратра», но Шри Шримад Рамануджа-Ачарья когда-то написал «Агама-Праманью» именно для того, чтобы вывести весь метод панчаратры на строго Ведическую основу.

А такому величайшему Ачарье в линии Шри Сампрадайи, как Шри Шримад Веданта Десика, приписывается заслуга придания Панчаратре крайне авторитетного статуса во всех ортодоксальных брахманических кругах. Такая знаменитая эмблема Гаудия-Матха как Бхагавата/Панчаратра, введенная Шри Шримад Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром прекрасно отражает наше мнение по данному вопросу.

Итак, Гаудия-Вайшнавы следуют пути дакшина-марга (Тантра Правой Руки). Если говорить вкратце, то это путь арчаны и поклонения Мурти Верховного Господа Шри Кришны и Богини Шримати-Радхарани Деви.

«ТАНТРИЗМ В КУЛЬТЕ ГОСПОДА ДЖАГАННАТХИ»
Культ Джаганнатха не является узко сектантской религией, напротив, его философия
космополитична и эклектична. На протяжении веков он претерпевал всевозможные изменения,
как вследствие арианизации, так и под влиянием таких религиозных течений как шиваизм,
шактизм, вайшнавизм, тантризм, джайнизм и буддизм, ассимилируя в себе идеи всех этих
учений. Каким бы ни был изначальный источник этого культа, на данный момент культ
Джаганнатхи является как бы неким центром, в котором сплетаются совершенно различные
традиции, образуя неразрывное единство.
Целью этой статьи является выявление только лишь элементов тантрического характера,
участвовавших в формировании современного культа Господа Джаганнатхи.
Тантризм оказал довольно сильное влияние на культ Джаганнатхи. В своё время
Джаганнатхе поклонялись как тантрическому божеству. В ежедневном ритуале поклонения этой
форме Господа выполняются такие тантрические Ньясы как: Саданга-ньяса, Кашбади-ньяса,
Матрика-ньяса, Шодха-ньяса и Махашодха-ньяса. Это яркий показатель того, что тантризм в
своё время оказал существенное влияние на этот культ.
Янтры играют в тантризме крайне важную роль. На Ратнасимхасанах, т.е. на тех местах
на которых установлены божества Господа Джаганнатхи, Господа Балабхадры и Дэви
Субхадры, выгравировано множество янтр. Каждый день при совершении поклонения Господу,
а также во время Дарупратиштхи (установка нового божества), чертят множество янтр, в их
числе такие янтры как Шри Янтра и Бхуванешвари Янтра. Помимо янтр чертят и мандалы.
Джаганнатхе принято поклоняться как форме Кришны-Васудэвы. Тогда как в свете
тантрического поклонения они имеют иные соответствия. Джаганнатх воспринимается
тантристами как Дакшина Кали, Балабхадра [Баларама] как Джйотирмайим Тара, а Дэви
Субхадра как Адьяшакти Бхуванешвари.

Из содержания многочисленных тантрических текстов известно, что Орисса, равно как и
Пури, который ещё известен как «Шрикшетра», является великой тантрической питхой (местом
силы). После смерти Сати, которая покончила с собой во время ягьи проводимой Дакшей,
Господь Шива пришёл в дикую ярость и начал танцевать свой танец Тандава (Тандав Нритья),
держа на руках её мёртвое тело. Позже, её тело было разрублено Господом Вишну на 64 части,
2
которые упали в разных местах. И каждое место, на которое падала та или иная часть тела Сати,
становилось Шакти Питхой. «Калика Пурана» выделяет четыре наиболее важные Шакти Питхи,
и Орисса является одной из этих четырёх.
Теперь рассмотрим другой аспект тантрического влияния, затрагивающего культ Господа
Джаганнатхи. А дело тут в одной любопытной особенности связанной с махапрасадом. В данном
случае махапрасадом может считаться только лишь та пища, которая после подношения
Джаганнатхе была предложена Вимале. Только в этом случае предложенная пища приобретает
свойства махапрасада. А Богиня Вимала в тантрических текстах отождествляется с Богиней
Бхайрави.
Помимо этого, в Ориссе существовала небезызвестная группа вайшнавских святых,
именуемая Панча Сакхой (пять друзей). В её состав входили: Баларам, Ананта, Яшованта,
Ачьюта и Джаганнатх. Но что самое удивительное, несмотря на свою принадлежность к
вайшнавскому движению, в их обширнейшем литературном наследии имеется огромное число
трудов, посвящённых практикам, основанным на применении янтры, мантры и тантры. Согласно
учению Панча Сакхи, Джаганнатх - это олицетворение Брахмана, причём обоих его аспектов
одновременно, и Сагуна и Ниргуна. Янтра, мантра и тантра применимы на пути Сагуна садханы.
По их учению человек способен осознать в себе Господа, ощутить Его в своём собственном теле,
как за счёт осуществления Сагуна садханы, так и благодаря Ниргуна садхане.
Отметим также и то, что при поклонении Господу Джаганнатхе выполняется
тантрический ритуал «Панчамакара», который заслуживает особого внимания. Здесь вместо
рыбы используются зелёные овощи с добавлением асафетиды, вместо мяса – имбирь. Заменой
вину служит сок зелёного кокосового ореха, который предлагают Господу в металлических
горшочках. И наконец, половой акт (Майтхуна) здесь замещается танцем храмовых танцовщиц
(Дэвадаси). Тантрический почерк в ритуалах поклонения также можно наблюдать в Храме
Вималы, когда на Маха Аштами здесь в жертву приносят животное. Это действо ещё известно
под названием «Вамачар Паддхати».
Хорошо всем известный Фестиваль Колесниц (Ратха Ятра) Господа Джаганнатхи
проводится в месяц Ашадха. Это торжество также известно под названием «Навадина Ятра», а
согласно тантрическому учению число девять (нава) считается очень благоприятным. Кроме
того, в колесницу Дэви Субхадры кладут Сударшану (Ваджру), что является прямым указателем
на то, что данный ритуал имеет самую непосредственную связь с буддизмом Ваджраяны.
Неопровержим тот факт, что на культ Джаганнатха оказали огромное влияние шабарская
тантра, буддийская тантра и индуистская тантра. В соответствии с шабарской тантрой
Джаганнатха почитают как Шабари Нараяну, с буддийской – как Будду, а с индуистской – как
Джаганнатха. Вимала является богиней буддийского тантрического пантеона. Джаганнатх может
восприниматься как Бхайрава, а Вимала как Бхайрави.
Никто не может отрицать того, что тантрическая составляющая присуща храму Господа
Джаганнатхи. Но крайне сложно утверждать, что влияние тантрического учения на культ
Джаганнатха выражено как-то по-особому ярко на фоне всех остальных учений, внесших свою
лепту в формирование этого культа.
Журнал Orissa Review (June - 2009). Сидхартха Канунго.

 Радхаваллабха (возлюбленные Радхи) — название кришнаитской секты, основанной в Брадже проповедником и поэтом Хариваншем. Хит Хариванш Госвами, (1502—1552)-  ученик Гопала Бхатта Госвами, придерживался вайшнавской теологии, которая создала Radhavallabha вайшнавскую секту индуизма. Кроме того, Хариванш Госвами известен своей эмоциональной поэзией о Радхе и Кришне. Он родился около 1500 года в селе Бэд, во Вриндаване. Он женился в возрасте 16 лет и имел трех сыновей. Он отказался от семейной жизни в возрасте 32 и ушел во Вриндаван в современный день Уттар-Прадеш.

Идеология секты состояла в обожествлении Радхи, в толковании Кришны как подчиненного ей возлюбленного и в воспевании их любовного единения. Радхава́ллабха-сампрада́я — кришнаитская сампрадая внутри вайшнавизма, основоположником которой был гаудия-вайшнавский богослов Харивамша Госвами. В богословии Радхаваллабхи-сампрадаи центральную роль играет поклонение Радхе — вечной возлюбленной Кришны, которая считается его женской ипостасью. В святом месте паломничества индуизма Вриндаване существует Храм Радха-валлабхи — это храм Радха-Кришны, в котором вместо божества Радхи рядом с божеством Кришны находится символизирующая Радху корона. Храм Радхава́ллабхи — индуистский кришнаитский храм в святом месте паломничества вайшнавизма Вриндаване. Один из самых известных храмов Вриндаваны, построенный Хит Харивамшей Госвами — основателем Радха-валлабха-сампрадаи, последователи которой поклоняются Радхе-Кришне. Приверженцы этой же традиции управляют другим известным вриндаванским храмом — Банке-бихари. В храме Радха-Валлабхи нет божества Радхи, но о её присутствии говорит корона, помещённая рядом с божеством Кришны. На одном фундаменте с храмом расположены также храмы Радха-Ананды Валлабхи, Радха-Дживан Валлабхи и Радха-Кишори Валлабхи.

Расика-бхакти бенгальской Сахаджии. Арджуна Тарадаса.

 

 

 

«Лишь бхакти спасает» (Куларнава-тантра)

 

Вайшнавской параллелью школы каула является бенгальская сахаджия-вайшнава (она же «расика»). Путь вайшнава также имеет свои ачары, и сахаджия соответствует трём высшим – вама, сиддханта (самая) и каула. До них идёт уровень видхи-бхакти («регулируемого преданного служения») и джняна-мишрита-бхакти («бхакти со знанием») – аналога дакшиначары. Различные сампрадаи акцентированы на различных ачарах. Так, орисский вайшнавизм в целом ближе к дакшиначаре, а школа валлабха, скорее, к вама.

 

Вайшнавский эзотеризм более всего проявлен именно в среде бенгальской школы (гаудия), хотя своя внутренняя сторона есть в любой традиции. Но именно сахаджия сделала упор на бхакти в её высшей форме – шрингара, мадхурья (любовной, эротической, «сладостной»). Писания сахаджии (напр., «Виварта-виласа» Акинчана-дасы) возводят истоки школы к Господу Чайтанье и Его сподвижникам, которые тайно практиковали «левые» садханы и посвящали в них только близкий круг. Интересно, что буддийская (ранняя) сахаджия считает, что этот путь был открыт Самим Буддой, Который достиг Нирваны через садхану с женщиной (см. Чандамахарошана-тантру). В свою очередь, каула-агамы (напр., Рудра-ямала и Чиначаракрама-тантра) называют Будду открывателем пути Каула – дхармы для кали-йуги. А в орисском вайшнавизме Чайтанья, Будда и Господь Джаганнатха (Он же Кришна-Пурушоттама и Бхайрава) идентифицируются…

 

Согласно учению сахаджия, Спасение возможно лишь через раскрытие Махабхавы («великого Чувства, состояния», Любви) во взаимоотношениях мужчины и женщины, являющихся воплощёнными Кришной и Радхой. (Каула-агамы поддерживают это: «Каждый мужчина – Махакала, каждая женщина имеет природу Кали и Тары. Тот, кто видит это, не связан более воображаемой самсарой» – Шактисангама-тантра.) Это осуществляется путём аропы (отождествления, обожения), которая обращает мирскую страсть (каму) в прему. Трактат «Ратна-сара» говорит: «Кама очищается премой, а без камы премы нет». Интенсивное переживание любовной страсти и привязанности (анураги), когда страсть эта направляется к Божественному в партнёре, приводит к смирению и очищает Любовь от эгоистических примесей, делая её «непрерывной, подобно струе масла». Поэтому вайшнавский святой Нароттама-даса пел: «Кама – это поклонение, кама – это садхана, любовные игры – это Свобода». Полноту Божества может вместить только любящая пара, ибо тогда нетварная Раса-лила отразитсяв этом мире, претворяя его во Вриндаван. Это подтверждается и утверждениями каула-тантр, недвусмысленно говорящих, что «смертный станосится совершенным (сиддхой) соединением с женщиной и не иначе» (Гуптасадхана-тантра 3. 9).

 

Бхакти существует в 5-и «вкусах» (расах). Второе название сахаджии – расика-марга. Т.е. путём является не ритуализм, практики и техники, а переживание расы, любовного чувства, которое «присуще самой природе человека». 5 рас по нисходящей: мадхурья, ватсалья (родительская), сакхья (дружеская), дасья (отношение слуги) и шанта (нейтральная). Эти расы открываются в процессе правритти (творения); поэтому для нивритти их нужно пройти в восходящем порядке, от шанта до мадхурья. Мадхурья – это предвечное Единение Шивы и Шакти, Кула-самарасья. Эта раса – единственная нетварная и вечная. Когда возникает душа (Сын, нара-таттва), то появляется ватсалья-раса. Между индивидуальными душами – сакхья раса. Когда же душа под воздействием Майи (тиродхана-шакти) «ужимается» и теряет отождествление с Божеством, но не контакт с Ним, возникает дасья-раса. При потере и живого контакта с Богом остаётся шанта-раса (при том, что вера сохранена). Возвращение, соответственно, начинается с шанта – обретения веры (шраддхи), необходимость которой постоянно подчёркивается тантрами.

 

Поскольку высшая раса – мадхурья – может быть раскрыта лишь в любовных взаимоотношениях, то эти отношения необходимы для достижения Маханирваны, Кула-самарасьи. Это и есть путь Каула, «суть и итог всех путей».

HRIM KLIM RADHIKAYAI NAMAH PRASIDA PRASIDA

Паритош Дас "Бенгальская Сахаджия и традиция Панча Сакхи в Ориссе"

Содержание

 

Традиция Панча Сакхи

/перевод - Патрикеев Олег/

Подобно бенгальской Вайшнава Сахаджии, «Панча Сакха Дхарма» и «Махима Дхарма», возникшие на территории Ориссы, являются народной формой религии, основанной на смешении идей позднего Тантрического Буддизма с Гаудия Вайшнавизмом, представителем которого являлся Чайтаньядэв.

Для того чтобы понять, как появились такие популярные религиозные течения как Панча Сакха Дхарма и Махима Дхарма, вобрав в себя элементы буддизма Махаяны и Ваджраяны вперемешку с Гаудия Вайшнавизмом, необходимо совершить экскурс в прошлое, в ту историческую эпоху, когда Буддизм был широко распространен в Ориссе. Изучить со всем вниманием и проследить его постепенное развитие на территории этого индийского штата.

Хорошо известна история про то, как Будда лично обратил двух братьев торговцев из Ориссы в буддистскую веру. Их звали Тапусса и Бхаллика. Эта история непосредственно связана с началом распространения Буддизма в Ориссе. Ввиду того, что после посвящения Тапусса и Бхаллика не стали монахами, а продолжали вести жизнь обычных мирян-торговцев, их считают первыми учениками Будды, которые практиковали Учение, не приняв отреченный уклад жизни. О них упоминается в разделе «Махавагга» текстов Винаи, в Ангуттара Никае, а также в Джатаках. Помимо этого литература Никаи упоминает и о том, что люди племен Васса и Ванна, проживавшие на территории Ориссы, поголовно приняли учение Будды.

далее

 

БАУЛ САНГИТ
Песни подлинного трансцендентного Безумца
Принадлежащие перу Шри Чанда Баула - Шрилы Бхактивинода Тхакура, написанные им в 1893 г.
Перевод на английский язык и примечания принадлежат Дасаратха-суте дасу (с незначительными изменениями и дополнениями переводчика на русский язык Муралишвары Прабху)
Предисловие
"Баул Сангит" ("Песни Безумца") - это малоизвестное произведение Шрилы Бхактивиноды Тхакура, написанное им в 1893 г. Оно представляет собой собрание 12 песен, написанных бенгальскими стихами. Бхактивинода видел, что современное ему индийское общество попало под влияние многочисленных псевдо-Вайшнавов.
В священных писаниях Гаудийа Вайшнавов термин "баула" обозначает возвышенное состояние чистого преданного, который впал в безумие, переживая випраламбху, разлуку со своим возлюбленным Господом Кришной.
Традиционно члены псевдо-вайшнавских групп, баулы, странствуют по сельской местности и, прося подаяние, поют песни о так называемой божественной любви (бхаве). Тхакур указал на них как на ложных преданных и написал 12 песен в баульском стиле ("Баул Сангит"), чтобы люди смогли увидеть различия между ложными и истинными Баулами. Язык этих песен носит диалектный, разговорный оттенок и Бхактивинода даже подписал эти песни именем "Чанд Баул" - он принял баульское имя, чтобы людям легче было воспринять его проповедь! В этих песнях упоминаются различные заблуждения, свойственные ложным баулам, разоблачается их лицемерие и, в конечном счёте, преданным рекомендуется истинный путь - путь очищения от скверны и заблуждений. По мнению автора, "подлинного Баула" Шри Чанда, сутью истинного пути является воспевание Хари-намы с верой и поклонение Господу Кришне в соответствии с принципами преданного служения, признаваемыми духовными авторитетами.

Песнь 3

1) О, тебе есть что сказать о честности! Ты кутаешься в старое рваное одеяло и носишь простую набедренную повязку, в точности как аскет, но на самом деле всё это - притворство.

2) Оставив законную жену дома, ты общаешься с чужими жёнами. Стремясь собрать как можно больше богатств, ты подобно нищему ходишь от двери к двери и втайне хранишь немалые средства.

3) Ты самоуверенно подаёшь себя в качестве святого духовного наставника и занимаешься тем, что инициируешь простодушных людей в воспевание святого имени Кришны. Разве подобное поведение не является чудовищным обманом?

4) Можно ли назвать кого-то "гуру" просто потому, что он даёт другим советы? Повар никогда не сможет использовать сыворотку в рецепте, который требует молока. Задумайтесь и просто посмотрите на такое положение вещей моими глазами.

5) Благодаря силе истинных качеств умиротворённости, контроля чувств и терпимости мирские желания уходят по мере того, как возникает подлинная духовная вера. Потому отрешённый Чанд Баул говорит: "Что выйдет из твоей незрелой имитации духовного совершенства?"

Песнь 4

1) Все произносят слово "баул", используя его как дешёвый ярлык, но кто действительно стал Баулом (чистым преданным, сошедшим с ума в экстазе подлинной любви к Богу)? Выставляя напоказ длинные бороды и узлы из волос на макушке, о, братья, вы обманываете множество людей.

2) Ваша философия деха-таттвы, согласно которой материальное тело божественно - это просто доктрина инертной материи (джада-таттвы). Разве можно освободиться из утробы Майи, разделяя подобные взгляды? Высшей целью жизни является достижение вечно-сознательного блаженства (читананды) - хотя вы прекрасно это понимаете, вы всё равно не сумеете вступить в трансцендентное измерение.
... деха-таттва: С точки зрения Баула-сампрадайи преходящее материальное тело содержит всю трансцендентную истину вечно духовной Шри Вриндавана Дхамы.

Песнь 5

1) О, мои дорогие братья! Вы усердно поклоняетесь материальным телам человеческих существ и, тем не менее, осмеливаетесь петь песни об экстатических духовных эмоциях (бхаве). Вы искусно скрываете свои тайные деяния, но все они будут разоблачены в суде Ямараджы.

2) Члены секты Картта-бхаджа считают женщин гермафродитами, а мужчин - евнухами. Опрадываясь такими представлениями, вы поглощены удовлетворением чувств, обманывая таким образом даже собственные умы.

3) Хотя ваши уста произносят слова "гуру есть реальность", о братья, вы погрязли в мирских чувственных наслаждениях. Вы свободно общаетесь с завистливыми людьми, лишёнными преданности - как тогда вы сумеете очиститься?
... гуру-сатья - одна из основных теорий секты Карттабхаджа, согласно которой духовный учитель является единственной достойной поклонения формой Самого Бога, а материальное тело, состоящее из плоти и крови, есть трансцендентная субстанция (сатья). Проповедуя подобные идеи, члены секты поглощены материальным удовлетворением чувств.

4) Сердце дживы приходит в сильнейшее возбуждение, проистекающее из общения с материалистичными женщинами и алчности. Разве истинный Баул может быть соблазнён блеском мирских вещей? Сверчок привлекается пламенем и летит прямо на него, так находя свою смерть.
...вишобхе (букв. "блестящие соблазны") - подлинный Баул сходит с ума, переживая божественные вкусы випраламбхи (чувства разлуки с Господом), потому в нём нет ни следа духа наслаждения, присущего ложным Баулам, с их самбхога-вадой, приводящей к стремлению обладать богатством, женщинами и положением в обществе.

5) Чанд Баул очень смиренно предлагает: "Отказавшись от всех этих низменных вещей, пожалуйста, воспевайте имя Хари чистым образом". Тогда вы обязательно пересечёте океан материального страдания.

Песнь 6

1) Вот ещё один последователь Кали-йуги. Он бреет голову, носит набедренную повязку, нос его украшает тилак, а шею - чётки туласи.

2) Внешне он кажется Вайшнавом, но на самом деле ведёт себя как шакта - тот, кто поклоняется принципу материальной энергии с целью наслаждаться ею. Он совершает сахаджа-бхаджан (так называемое естественное поклонение), но делает это, рекомендуя себя "дядей" детям других людей, а затем вступает в тайную связь с их дочерьми.

3) Рассматривая этих юных девушек в качестве сакхи (гопи, подруг Радхарани), он воображает себя Сыном Нанды. Ведя лживые речи о том, что каждый должен стать Кришна-дасой (его самого в качестве "Кришны"), этот последователь Кали-йуги таким образом бросает острое копьё в истинных преданных Господа.
...махаджаны - вышеописанное порочное поведение оскорбительно для великих душ, которые приходили в прошлые эпохи, чтобы показать истинный путь преданности. Мошенники, которым нравится имитировать Кришну, также питают враждебные чувства к ныне живущим преданным, сохраняющим верность регулирующим принципам.

4) Почитая выдуманных нава-расика ("девять наслаждающихся расой") он таким образом ест бананы своего воображения, смакуя их вкус. Чанд Баул говорит: "О, мои дорогие братья! Откажитесь от этой имитации любовных игр Господа".
... нава-расика - последователи одного из течений Сахаджийа-сампрадайи следуют практике почитания девяти предыдущих ачарий, таких как Шри Чандидаса, Шри Видьяпати, Шри Билвмангала, Шри Рамананда Рая, Шри Рупа Госвами и так далее, отождествляя каждого ачарью с одной из девяти пракрити (материальная энергия). Называя себя расика-бхактами, эти люди демонстрируют крайнюю враждебность к чистым преданным, которые сохраняют и защищают истинные заключения священных писаний.
...мана-кола буквально означает "ментальные бананы": подразумевается выдуманный объект наслаждения, лишённый реального существования.

Песнь 9

1) О. мой дорогой ум! Я желаю, чтобы ты, оставаясь дома, стал трансцендентным безумцем, Баулом. Зачем ты совершаешь низменные поступки?

2) Ты можешь хранить настроение Баула в уме и, отказавшись от дурного общения, ты автоматически обретёшь чувственные наслаждения, не противоречащие религиозным принципам. Так ты будешь проводить свои дни, каждое мгновение переживая блаженство Хари-намы.

3) Человек, который оставляет дом в то время, когда его сердце ещё не очищено, зовётся марката-вайраги. Движимый сердцем, полным оскорблений, действуя под контролем врага, человек опускается всё ниже и ниже на каждом шагу.
...марката-вайраги - обезьяна, с внешней точки зрения, предстаёт лишённой привязанностей, поскольку живёт в лесу, питается одними плодами и кореньями и даже не носит одежду. Однако внутренне она полна духа материалистического чувственного наслаждения, готовая воспользоваться малейшей возможностью насладить свои чувства. Аналогичным образом, человек, который внешне демонстрирует непривязанность к материальным явлениям, но внутренне культивирует дух наслаждения, известен как пхалгу-вайраги (человек, имитирующий дух аскетизма) или марката-вайраги ("аскет-обезьяна")

"... ачйута-готра" - низкорождённые члены апа-сампрадай неспособны достойно ответить на вопросы о том, каково их происхождение и потому они представляют себя в качестве людей, принадлежащих к трансцендентной ачьюта-готре, т. е., потомков безупречного Господа Ачьюты (Кришны). См. Шримад-Бхагаватам 4. 21.12, стих и комментарий, в которых более подробно освещена природа этой божественной династии.

Песнь 11

1) Почему ты столь страстно желаешь переменить одежду? Преждевременная перемена одежды - когда одеяния домохозяина заменяются одеяниями аскета - приводит к тотальному краху. Лишь когда сознание человека предварительно очищено, тогда разум воспринимает трансцендентную истину; в конце концов, перемена одежды происходит сама собой и в назначенный час.
... акала бхека (преждевременное, незрелое отречение) - ситуация, в которой человек принимает одежды аскета и покидает свой дом в то время, когда он ещё не достиг состояния подлинной отрешённости, живущей в сердце. Диалектная, уличная форма слова "веша" - это "бхека".

2) Однако, когда человек искусственно пытается принять одежды аскета, он, в конце концов, падает жертвой лихорадки, которой является это неуместное одеяние. Так человек становится членом секты, известной как Неда-Неди, последователи которой бродят по городу, прося подаяние, и живут в местах собраний, известных как акхары, однако пребывают в обществе сева-даси, а также совершают предосудительные поступки - едят рыбу и тому подобное. Такой никчёмный человек, подобно тыкве, которая напрасно выросла в сезон, неподходящий для разведения тыкв, в конце концов разрушает всё, что может быть благом для его души.
... Акала-кушманда буквально означает "незрелая тыква"; это тыква, выращенная в необычное или неблагоприятное время. Такие тыквы никогда не используются в жертвоприношениях, приготовлении пищи и т. д. Это выражение относится к бесполезному или глупому человеку.