ПОСТИЖЕНИЕ ШАКТИ ДЕВИ - ШАКТИ ВИДЖНЯНА - ПАРА АПАРА ПАРАПАРА ШАКТИ ШАКТИ ДУРГИ - БРАХМАНИ ВАЙШНАВИ ВАРАХИ МАХЕШВАРИ ЧАМУНДИ МАХАЛАКШМИ КАУМАРИ ИНДРАНИ ШАКТИ КРИЙЯ ИЧЧХА ДЖНЯНА
ОМ ШАКТИ ХРИМ
Сомананда
Шакта Виджняна
Постижение шакти

1. Место (стхана), вхождение (правеша), форма, цель (лакша), признак (лакшана), подъем (утхапанам), пробуждение (бодхана), успокоение чакры,

2. Хождение по земле (бхумика гамана), окончательное состояние (анта авастха), ус-покоение, преображение и прибытие.

3. Таковы тринадцать стадий высшего постижения Шакти, описанные во всех писа-ниях трики Самим Шамбху.

4. Ниже пупка на пять ангул и выше промежности на две ангулы, посередине распо-ложен так называемый корень, именуемый местом расположения чакры.

5. Сдерживая прана и апану, следует поместить туда ум. Преодолевая движение вет-ра, следует направить его по серединному пути.

6. Это именуется вхождением. Теперь поведаю о форме. Далее, после треугольной чакры, следует шести угольная.

7. (Там пребывает) Канда, именуемая цветком граната, красного цвета. Это именует-ся формой, третьим (постижением), сущностью созерцания.

8. В середину его следует поместить сознание, пока оно не укрепится там. Когда ук-рощенный ветер преодолевается, следует направить его к цели.

9. В середине канда чакры, пребывает энергия наполненная (звуком) анахаты, дви-жущаяся снизу в верх в образе извивающейся змеи.

10. Пребывая в состояниях снизу и вверху, она является обоими: солнцем и луной. Она – сияющая Истина, светящая как десять миллионов солнц.

11. Следует лицезреть эту Шакти, (которая) есть ум, посредством выполнения кумб-хаки. Это именуется признаком, теперь (описывается) подъем.

12. Посредством выполнения восхитительного вдоха следует произносить мантру и созерцать пробуждающуюся Шакти, Высшую Владычицу, подобную палке.

13. Помещенная в середину адхара (чакры) она направляется по сушумне. Это име-нуется подъемом. Теперь (поведаю) о пробуждении.

14. Пребывая в корне, она должна пронзить пупок. Затем (она должна пронзить) Пи-тамаху (Брахму), пребывающего в сердце, Ачьюту (Вишну) пребывающего в горле и Руд-ру, пребывающего в небе.

15. Осознав Ивару. Пребывающего в межбровии и Садашиву в воротах Брахмана, она должна достигнуть положения анашрита Шивы.

16-17. Так происходит пробуждение. Теперь (описывается) успокоение чакры. Сваб-хавика, лепесток, свет, поток, подобная неподвижному небу, амрита, вершина, Шакти. Брахма, бинду, нада, и чакра таковы двенадцать (видов успокоения) чакры.

18. Так Шакти выполняет пробивание каждой чакры по порядку. Затем эта Великая Деви должна успокоится. (Это будет) высшее успокоение чакры.

19. В начале трепещет сердце, и ворота неба, затем следует вращение головой таковы видимые признаки встречи.

20. (Когда) вращается тело и конечности и суставы и трепещет сердце это (признак) проявления Видьи.

21. Какие бы изменения в (теле) не происходили и какие бы состояния ни были, в каждом из них играет Пармешвари, не имеющая изменений.

22. В опьянении амритой происходит множество изменений (в теле). Этими измене-ния (указывают на избавление) от трех мал и (кармы), совершенной во многих рождениях.

23. Пробужденная Высшая шакти устранит оковы вместе малами. Хождение по зем-ле названо. Теперь описывается окончательное состояние.

24. При встрече происходят вздыбливание волос, слезотечение, зевота, боль, крики, ломота в суставах, божественное прикосновение, радость, и вибрация бинду из набхи канды.

25-27. Окончательное состояние названо. Теперь описывается успокоение. Когда Шакти, исходящая из пупочной чакры, пробуждается, тогда это состояние охватывает все, что пребывает снаружи перед глазами. Когда Высшая Шакти растворяется в высшем со-стоянии, нет ничего неосуществимого, что не могло бы быть достигнуто, и даже больше-го. Когда Шакти успокаивается в Шиве, это именуется успокоением.

28. Там где происходит успокоение Шакти, туда должен устремиться ум к растворе-нию. Тогда без сомнения дживатма познает Себя как Высший Атман.

29. Атман становится Шивой, это есть преображение. Поток божественной амриты всегда орошает это живое существо.

30. Когда сознание соединяется (с Шивой) и входит в Божественное это именуется прибытием, таково тринадцатое (постижение Шакти).

Так заканчивается «Шакта Виджняна», сочиненная Соманандой.

Благо да будет пишущему и читающему!

Перевод с санскрита Ерченкова О. Н


В кулачаре, самой эзотерической из всех тантрических ачар “левой руки”, тантрик постигает полностью свое мистическое единство с Кали, а через Ее милость — и с Самим Шивой. Поэтому и преданность Матери Кали естественным образом возникает в тех людях, чья душа уже вполне созрела для практики кулачары. “В результате благих заслуг, накопленных в течении многих перерождений, практики аскетизма, пожертвований и строгих обетов, сознание садхаки, отринувшего все грехи, склоняется к кулачаре. Разум того, кто погружен в практику кулачары, быстро очищается. Тогда возникает спонтанная преданность лотосным стопам Изначальной Кали”, — говорится в “Маханирвана-тантре” (7.99-100). То, что практика кулачары приводит к состоянию единства с Кали, подтверждается следующими словами “Кали-тантры”: ”В садхаках, достигших истинного знания Кулы, проявляется присутствие Калики”.
Имя Кали производно от санскритского слова кала, обозначающего черный цвет. В этом содержится глубокий эзотерический смысл. Подобно тому, как черный цвет поглощает в себя все прочие цвета, Кали поглощает и содержит в Себе все мыслимые формы и проявления Бога — от самых милостивых и благостных до гневных и ужасающих. Люди с поверхностным восприятием Божественной Реальности обычно привязываются лишь к слащаво-благостным формам Божества. Таких людей можно сравнить с восторженными солнцепоклонниками, ликующими при свете дня, когда не видно ничего такого, что могло бы сравниться с солнцем как источником жизни и света. Но с наступлением ночи каждый убеждается, что на фоне безбрежного чернеющего неба таких “солнц” — неисчислимое количество. Так же все почитаемые разными религиями формы Бога — лишь тускло мерцающие “звезды”, частичные проявления силы и энергии бесконечно могущественной Кали. Именно в Ней Божественная Реальность может быть почитаема во всей Своей необъятной полноте. Поэтому из всех форм Матери-Богини именно Кали олицетворяет Собой Изначальную Шакти (Адья-Шакти), от которой производны все прочие божественные формы — как женские, так и мужские, ибо, говоря словами “Гандхарва-тантры”, “мужская форма, женская форма, любая форма вообще — все формы, несомненно, — проявления Ее Высшей Формы”.


В десятой главе “Нирвана-тантры” говорится, что, подобно тому, как дерево растет и погружается глубже в землю, пузырь — в толщу воды, или светила — в облака, так же и все боги имеют свое начало и конец в Кали. Согласно “Маханирвана-тантре” (4.30-32), Время (Кала) пожирает весь мир во время космического растворения (пралайи), но Кали пожирает даже само Время, потому Она и именуется словом Кали. Кали — это Адья-Шакти, Изначальная Божественная Сила, неотделимая от Своего Супруга, Парама-Шивы, т.е. Брахмана (Абсолюта). Согласно “Девибхагавата-пуране” и другим шактистским писаниям, в ходе космического проявления Изначальная Шакти проявляет Себя как частичные формы (амша-рупа), еще более мелкие формы (кала-рупа) и как формы, являющиеся частями частей (каламша-рупа). К проявлениям первого типа относятся Дакшинакали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Савитри, Радха, Бхайрави и другие почитаемые духовные формы Дэви, к проявлениям второго типа — младшие женские божества (Ганга, Туласи, Манаса, Шаштхи и другие), а проявлениями третьего типа являются все местные почитаемые формы Богини (т.н. грама-дэваты, воплощенные в храмовых святынях), другие мелкие божества и, наконец, все женские существа вообще.
Хотя Божественная Мать едина и не существует чего-либо вне Ее (если не считать Парама- Шиву, от которого Шакти всегда неотделима), ради нужд поклоняющихся Ей и в ходе Своих божественных игр (лил) Она принимает всевозможные бесчисленные формы. Так, “Махакала-самхита” упоминает девять проявлений Богини Кали : Дакшинакали, Шмашанакали, Бхадракали, Гухьякали, Калакали, Камакалакали, Дханакали, Сиддхакали и Чандикакали. Другие Тантры описывают разное число форм Кали в зависимости от того, какие функции те или иные проявления Матери выполняют и что собой символизируют. Ачарья Абхинавагупта из Кашмира в своей “Крама-стотре” перечисляет двенадцать проявлений Кали. Но в каких бы формах ни выступала Кали, Она не перестает быть Той единой Силой, что воспета “Деви-Махатмьей”:
МАХАВИДЙА МАХАМАЙА МАХАМЕДХА МАХАСМРИТИХ | МАХАМОХА ЧА БХАВАТИ МАХАДЕВИ МАХАСУРИ ||
Великое Знание, Великая Иллюзия, Великая Мудрость и Великая Память, Великое Заблуждение и Всевладычица, Великая Богиня и Великая Демоница!


В настоящее время в Индии наиболее почитаема Дакшинакали, иначе известная как Шьяма и изображаемая черной, обращенной лицом на юг, четырехрукой Богиней, обычно стоящей на Шиве, неподвижно лежащем как труп. Происхождение почитания этого знаменитого образа Матери обычно связывают с именем известного шактистского святого Кришнананды Агамавагиши, автора “Тантрасары”, жившего в 16 веке в Бенгалии.( Садашивачарья Авадхута)