Шакти (энергия) есть одновременно и способность Господа Кришны, оставаясь неизменным, трансформировать Себя в разнообразные формы бытия, и Он сам. В качестве аналогии приводится соотношения солнца и его лучей, которые исходят из солнца, зависят от него, но вместе с тем есть нечто отличное от светила

Онтологическую структуру, описывающую «в-себе-и-для-себя» Абсолюта, мы находим в концепции шакти-паринама-вады, учения о видоизменениях Божественной энергии.

Кришна  – шактиман, «обладающий шакти» (силой, энергией, потенцией). Шакти есть одновременно и способность Кришны, оставаясь неизменным, трансформировать Себя в разнообразные формы наличного бытия, и сама эта наличность. В отличие от аватар, которые при всем их многообразии есть ни что иное как Сам Кришна, как бы надевающий на Себя разные личины, шакти являются сущностями иного порядка, имеющими свое основание в Кришне, неразрывно связанными с Ним, но отличными от него и относительно самостоятельными. В качестве аналогии приводится соотношения солнца и его лучей, которые исходят из солнца, зависят от него, но вместе с тем есть нечто отличное от светила. Несмотря на то, что солнце излучает огромную энергию, оно всегда остается равным самому себе. Точно так же и Кришна всегда полон и не терпит никакого ущерба, несмотря на то, что преобразует Себя с помощью своей шакти во множество форм, Последователи Шанкары не признают шакти-паринама-ваду, поскольку считают, что допустив  видоизменения, мы неизбежно должны признать, что Брахман терпит ущерб, а тогда Он не есть Единое (адвая), что невозможно. Следовательно, любое изменение есть иллюзия. Однако такое мнение лишает их возможности объяснить происхождение многообразия форм наличного бытия, к тому же здесь шанкариты расходятся с авторитетным свидетельством, поскольку шакти-паринама-ваду  подтверждает известное изречение Упанишад: «когда из целого (Абсолюта) вычитается целое, первоначальное целое остается целым». (пурнасья пурнам адая пурнам эвавашишьяте) (Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Шри Ишопанишад. М., Бхактиведанта Бук Траст, 1990, с.16)

Внутренняя энергия Бога. Радха.

Существует три вида шакти: антаранга-шакти (внутренняя энергия), бахиранга-шакти (внешняя энергия) и татастха-шакти (пограничная энергия). Антаранга-шакти наделяет Бога всемогуществом и  конституирует трансцендентный мир («в-себе-и-для-себя»), который самодостаточен и существует вне времени. Как и Бхагаван, антаранга-шакти описывается предикатами сат-чид-ананда (вечносущая, сознающая, исполненная блаженства). В соответствии с этими предикатами в ней выделяются три уровня: сандхини, самвит и хладини. Сандхини-шакти – substratum трансцендентной реальности, с ее помощью Бхагаван поддерживает собственное бытие и бытие других существ, берущих в Нем начало. Самвит-шакти – способность обладать абсолютным знанием и сила этого знания, благодаря ей Кришна знает себя Самого, трансцендентный и материальный мир а также живые существа, она же дает возможность живым существам постичь Бога. Хладини-шакти – способность Кришны испытывать высшее духовное блаженство Самому и наделять блаженством других. Сущность хладини-шакти – Божественная любовь (према), которая выражается в преданном служении (бхакти). Олицетворением хладини-шакти считается Радха, вечная супруга Кришны. Кришна - пурна-шактиман («обладающий всеми шакти») а Радха – пурна-шакти («полная шакти»), т.е. высшая, объемлющая все остальные, подобно тому как Кришна есть источник всех аватар, Радха есть источник всех шакти.

Радха и Кришна «нераздельны и неслиянны», их бытие относится к категории ачинтья-бхеда-абхеда. Однако Кришна представляет собой мужское начало, а Радха – женское, поэтому Кришна всегда играет доминирующую роль, а Радха - подчиненную. Взаимоотношения Божественной четы описываются в традиционной вайшнавской литературе эзотерическим языком эротики.

Внешняя энергия. Материальный мир.

Бахиранга-шакти, внешняя или материальная энергия,  в отличие от антаранга-шакти, составляет «иное» Бога. Другое ее наименование – майя-шакти. Она есть substratum материальной природы. Как и все другие шакти, майя-шакти подчинена Бхагавану и в нем берет начало, однако отношения ее и Кришны существенно иные,  нежели отношения Кришны и Его внутренней энергии. Властвуя над майей, Бхагаван никогда не соприкасается с ней и полностью свободен от ее влияния. Джива Госвами, комментируя «Бхагавата-пурану», объясняет это так («Бхагавата-сандарбха» 17): «Майя – то, чего нет там, где есть Я (Бхагаван), но что появляется там, где Меня нет. Иными словами, майя исходит от Меня, но существует вне Меня, как солнечный блик на поверхности пруда, который, находясь вдали от солнца, неразрывно связан с ним, своей причиной. Как отражение солнца не касается солнца, хотя и не может существовать без него, так и майя не касается Бхагавана, хотя всецело от Него зависит» (Kapoor O.B.L. The Philosophy and Religion of Sri Caitanya. Munshiram Manoharlal Publishers. New Delhi, 1976, p.95).

антараанга-ша́кти (санскр. अन्तरङ्ग शक्ति, — одна из трёх основных шакти, или энергий Кришны. Это внутренняя, духовная энергия Кришны, у которой есть несколько синонимичных названий: йога-майя, пара-шакти, сварупа-шакти и чит-шакти. Другие две шакти Кришны, это — внешняя, бахиранга, и пограничная — татастха. Эти понятия объясняются богословом Дживой Госвами в труде «Бхагавата-сандарбха». В «Вишну-пуране» внутренняя, промежуточная и внешняя энергии Бога соответственно называются пара-шакти, кшетраджна-шакти и авидья-шакти.

В отличие от материи, антаранга обладает полным сознанием (чинмайя), поэтому также называется чит. Поскольку она непосредственно связана с Кришной, то называется антаранга. Антаранга проявляет духовный мир Вайкунтху, где жизнь вечна, полна знания и блаженства, где Кришна правит в Своих бесчисленных ипостасях как Нараяна, Рама, Нарасимха и т. д.[2] Наивысшей планетой Вайкунтхи является духовная планета Голока Вриндавана — обитель Кришны, в которой проходят его вечные духовные игры, называемые апраката-лила. Когда Кришна нисходит в материальный мир с целью привлечь к себе обусловленные дживы, он являет свои вечные игры и одновременно выполняет миссию по спасению бхакт и убийству асуров. Эти игры Кришны называют праката-лила. Место, где происходят эти земные игры Кришны, называется праката-дхама и считается точной копией Голоки Вриндаваны на земле.

Антаранга-шакти в свою очередь состоит из трёх шакти: сандхини, самвит и хладини. Как и качества Парабрахмана сатчитананда (вечное бытие, знание и блаженство), все три шакти (сандхини, самвит и хладини) всегда существуют вместе. В зависимости от функциональной особенности, возможно некоторое преобладание одной из них. Однако, также как и три гуны материальной природы (саттва, раджас и тамас), они не разделяются и все вместе представляют один тип энергии Кришны.


  • Сандхини представляет вечное бытие Кришны.
  • Самвит представляет трансцендентное знание, которое проявляется как два аспекта самопознания (атма-видьи): джнана — знание о себе самом (онтология) и джнана-правартака — знание о том, как обрести это знание (гносеология). Познание Кришны возможно только с помощью атма-видьи. Не познав самого себя как вечную душу, исполненную вечного бытия, знания и блаженства, невозможно познать Всевышнего, Кришну.

  • Хладини представляет энергию наслаждения, с помощью которой Кришна наслаждается любовными отношениями со Своими вечными спутниками. Кришна (ананда-чинмайя-раса) — источник вечного наслаждения. Если кто-то ищет счастья, то на самом деле он ищет Кришну. Без Кришны любые попытки обрести счастье обречены на провал. Каждое живое существо связано с Кришной вечными любовными отношениями, которые являются индивидуальными и сокровенными. Не восстановив их, невозможно обрести вечное бытие, истинное знание и настоящее счастье. Кришна наслаждается посредством хладини, и все его спутники в духовном мире Голоке (вплоть до мельчайшего насекомого, камня или травинки) наслаждаются вместе с Ним. Осознание этого относится к предмету самого сокровенного знания, которое называется гухья-видья. Гухья-видья — это духовное знание, которое проявляется в двух аспектах: бхакти и в том, чем способна бхакти одарить индивида.

Из словаря:

  • Шакти-авеша-аватара - джива, уполномоченная Кришной представлять Его энергию.
  • Шактйа-аватара - джива, особенно наделенная энергией Господа для осуществления определенной задачи.
  • Сарвва-шактиман - Кришна, Повелитель всех энергий. 

В отличие от Шанкары, полагавшего, что реален лишь Брахман, а материальный мир полностью иллюзорен (брахма сатьям джаган митхья), вайшнавские мыслители  признают реальность материальной природы, хотя она описывается у них негативными предикатами а-сат, а-чит, нир-ананда (невечная, бессознательная, лишенная блаженства) в отличие от трансцендентной природы.  Мир реален, но преходящ (ашашвата). Поскольку все, к чему привязывается в материальном мире живое существо, должно исчезнуть, для попавшего в плен материального мира он есть юдоль скорби (духкха-алая). Мир связывается с понятием иллюзии, поскольку живое существо считает его тем, чем он на самом деле не является, т.е. местом, где возможно счастье.

Физическое тело является хранилищем прана шакти, ум является хранилищем манас шакти и атма является хранилищем атма шакти. Все наше существо состоит из этих трех энергий, и эти три энергии взаимодействуют друг с другом и зависят друг от друга. На чем бы ни задерживался ум, вся шакти также становится поглощенной этим. Как говорится в «Чандогья Упанишаде»: «О чем человек думает, тем он становится».
Манас шакти — это иччха шакти, сила желания или воли. Мы должны очень ясно представлять себе, что мы желаем, поскольку вся наша шакти поглощается этим. Вот почему те люди, которые непрерывно прилагают усилия к приобретению высших знаний и переживаний, в конечном счете развивают в себе это состояние сознания. Даже если они и не достигают освобождения, они становятся развивающимися душами. Однако, если ваша цель является материальной и направлена на чувственное удовлетворение, то ваши прана и ум поглощаются всем этим. Вы должны решить, во что вы собираетесь «включить» свои положительные и отрицательные провода — в душу или в чувства.
Когда выделяется полная сила атма шакти, ее форма становится видимой внутреннему глазу. В тантре это известно как атма даршан, «видение атмы». Когда это случается, атма появляется перед вами в некоторой форме. Вы в состоянии увидеть ее, потому что освобожденные энергия и сознание отделены от физического тела. Она может принять форму вашего гуру, ишта деваты, или когото очень дорогого вам, или даже кого-то, кто неизвестен вам. В действительности это все сила вашей собственной атмы. Это является результатом интенсивных поисков высшего восприятия.
В противоположность этому, если целью вашей жизни является приобретение чувственных удовольствий, денег, мирских безопасности, имени, славы и т.п., то ваша жизненная энергия будет расходоваться на достижение этого. Достигнутые на этом пути результаты теряют свои качества со временем, и точно так же вместе с этим теряется ваша энергия. Атма, однако, является вечной сущностью и силой. Поэтому, если человек живет надеждой когда-либо ощутить и пережить ее, то он никогда не будет тратить свои время и энергию. «Тот, кто знает ее (атму), знает йогу». Это знание означает нечто большее, чем интеллектуальное знание. Оно означает знание, основанное на реальном переживании.

Говорят, что кундалини свернулась, как змея. Тот, кто заставит эту шакти течь, несомненно достигнет освобождения.

Пока кундалини спит в муладхаре, она изображается в виде змеи, обычно кобры, обернувшейся три с половиной раза вокруг дымчатого серого шивалингама (дхумралингама). Три с половиной витка представляют собой форму мантры Ом. Эти три витка представляют собой три состояния существования и переживания; сознательное, подсознательное и бессознательное; джаграт, свапна и сушупти, то есть бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон; объективное переживание, субъективное переживание и отсутствие переживания; прошлое, настоящее и будущее. Три витка также представляют собой три качества природы, пракрити или шакти — тамас, раджас и саттву. Половина витка представляет собой то, что находится выше игры природы, турию, или четвертое измерение, которое включает в себя все другие измерения сверх третьего. Дымчатый шивалингам, вокруг которого свернулась кундалини, представляет собой тонкое тело, или сукшма шариру, из-вестное также как астральное тело, но его плохо очерченная, дымчатая форма указывает на то, что внутреннее сознание затемнено в переменчивых реалиях трех царств переживаний.
У непробужденного индивидуума кундалини опустила свою голову вниз, но у йога ее голова поднята вверх, поскольку кундалини начинает пробуждаться.