ДХАРАНА КОНЦЕНТРАЦИЯ РАЗНЫЕ ВИДЫ ЙОГИ - РАДЖА ЙОГА СИНТЕЗИРУЕТ
ОМ ШАКТИ ХРИМ

Стили йоги

Эта статья предназначена для тех, кто хочет заняться йогой или уже занимается ею, и решил разобраться во множестве, представленных в современном мире, направлениях йоги.

ЙОГА – ОДНА!

Система, которую сейчас принято называть йогой, существует уже много тысячелетий. Первая книга, которая подробно описывает систему йоги, была написана две тысячи лет назад. Это «Йога сутры Патанжали».

За последние две тысячи лет никому еще не удалось добавить что-то новое в эту систему. Вы поймете, почему это так, прочитав описания отдельных стилей йоги.

Система йоги, описанная Патанжали, имеет восемь последовательных ступеней, и называется «Аштанга йога», что переводится, как восьмиступенчатая йоги, или йога восьми ступеней.

Первая ступень – Яма - павила, следование которым приводит человека к единству и гармонии с окружающим миром;

Вторая ступень – Нияма - правила, следование которым приводит человека к внутреннему единству с самим собой;

Третья ступень – Асана – наука о положениях тела, направленная на здоровье и долголетие;

Четвертая ступень – Пранаяма – наука об управлении дыханием и жизненной силой;

Пятая ступень – Пратьяхара - наука об отвлечении чувств от внешних объектов, направленная на погружение сознания внутрь себя;

Шестая ступень – Дхарана – наука о концентрации сознания.

Седьмая ступень – Дхьяна – наука об удержании концентрации сознания.

Восьмая ступень – Самадхи – состояние сознание, несвязанного физическими пределами, концепциями и эго – финальная цель йоги.

ЧТО ТАКОЕ СТИЛИ ЙОГИ И ОТКУДА ОНИ ВЗЯЛИЬ?!

В зависимости от исторической и культурной среды практикующие йогу отдавали предпочтение тем или иным ступеням йоги, в зависимости от чего формировались системы с разными названиями.

Хатха йога

Хатха йога – направление йоги, практиковавшееся в Индии в средние века и объединявшее в себе первые четыре ступени йоги: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма.

Первый письменный источник, систематизировано описывающий систему Хатха йоги, «Хатха Йога Прадипика» автор Свами Сватмарама, был написан в 15 веке нашей эры.

Цель Хатха йоги. Целями Хатха йоги являются достижение физического здоровья и долголетия, что обеспечивает подготовку тела и сознания к практике высших ступеней йоги.

В наше время Хатха йога существует, как в чистом виде, так и в форме авторских направлений.

Классические авторские стили Хатха йоги, возникшие в начале и середине 20-го века:

Школа йога Айенгара;

Школа йоги «Аштанга виньяса»;

Школа йоги Шивананды;

Школа йоги Сарасвати;

Современные авторские стили йоги, возникшие за последние 20 лет:

Школа классической йоги В.Бойко

Универсальная йога А. Лапы

Йога 23 А.Сидерского

Бикрам йога

Трай йога

Шедоу йога

Вини йога

Пауэр йога

Дживамукти Йога

Ишвара йога

Крипалу йога

Шри Шри Йога

Раджа йога



Раджа йога название объединяющее практику высших ступеней йоги: Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Другое название Раджа йоги – Крия йога. Раджа переводится как высшая, что указывает на практику именно высших ступеней йоги или царская (Раджа – царь Санскрит), что отражает, тот факт, что практика этого вида йоги была достоянием высших слоев индийского общества.

Цель раджа йоги. Целью раджа йоги является освобождение сознания практикующего от всех физических и ментальны ограничений, что позволяет ему познать, через состояние Самадхи, всевышнего и реализовать его в себе.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РАДЖА-ЙОГИ

1. В раджа-йоге есть восемь ветвей: яма (самоконтроль), нияма (соблюдение предписаний), асана (поза), пранаяма (контроль праны, или дыхания), пратьяхара (отвлечение чувств), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация) и самадхи (сверхсознательное состояние).
2. Ям пять: ахимса (непричинение вреда), сатья (правдивость), ас-тейя (неприсвоение чужого), брахмачарья (половое воздержание) и апариграха (непринятие даров, ведущих к роскоши).
3. Ниям пять: шауча (чистота), сантоша (удовлетворенность), та-пас (аскетизм), свадхъяя (учеба) и ишварапранидхана (поклонение Богу).
4. Есть три вида ахимсы: физическая, вербальная и ментальная.
5. Шауча бывает двух разновидностей: внешняя и внутренняя.
6. Тапас имеет три аспекта: тапас ума, речи и тела.
7. Пранаяма включает три процесса: пурака (вдох), кумбхака (задержка дыхания) и речака (выдох).
8. Кумбхака бывает двух видов: сахита (с вдохом) и кевала (без вдоха и выдоха).
9. Дхарана бывает двух видов: бахир-лакшъя-дхарана (концентрация на внешнем объекте) и антар-лакшья-дхарана (концентрация на внутренне визуализируемом объекте).
10. Дхьяна бывает двух видов: сагуна (медитация на Вседержителе с атрибутами) и ниргуна (медитация на Абсолюте, лишенном атрибутов).
11. Самадхи включает две ступени: сампраджнята, или савикальпа и асампраджнята, или нирвикальпа.
12. Савикальпа-самадхи делится нашесть разновидностей: савитарка (с аргументацией), нирвитарка (без аргументации), савичара (с размышлением), нирвичара (без размышления), сананда (блаженное) и сасмита с индивидуальным сознанием.
13. Есть восемь сиддхи: анима (способность чрезвычайно уменьшиться в размере), махима (способность чрезвычайно увеличиться в размере), лагхима (чрезвычайное уменьшение веса тела), гарима (чрезвычайное увеличение веса тела), прапти (способность добраться до любого места или объекта), пракамья (способность к реализации всех желаний какого угодно характера), ишитва (господство над вселенной) и вашитва (способность подчинить себе все сущее).
14. Вайрагья бывает трех видов: манда (бездеятельная), мадхья (умеренная), адхиматра, или тивра (сильная).
15. Всего есть пять вритти: прамаш (правильное знание), випарьяя (неправильное знание), викальпа (сомнение), нидра (сон), смрити (память).
16. Есть три праманы: пратъякша (непосредственное восприятие), анумана (логическое умозаключение), ашама (письменное свидетельство священных текстов).
17. Клеш, или болезней, - пять: авидья (неведение), асмита (эгоизм), рага (привязанность), двеша (ненависть) и абхинивеша (привязанность к мирскому бытию).
18. Ментальных состояний пять: кшипта (рассеянное), мудха (вялое), викшипта (слегка рассеянное), экагра (сосредоточенное), нируддха (приторможенное).
19. Процессов, при помощи которых можно достичь нируддхи, два: абхьяса (практика) и вайрагья (бесстрастие).
20. Препятствий на пути йоги девять: рога (болезнь), стьяна (уныние), самсайя (сомнение), прамада небрежность, аласья (леность), авирати (сладострастие), бранти-даршана (обманутое восприятие), алабдха-бхумикаттва (неспособность достичь cocредоточенного состояния) и анаваститва (неуравновешенность).
21. Дополнительные факторы, ведущие к рассеянности внимания: дуккха (боль), даурмасья (отчаяние), ангамеджаятва (дрожь и нервность тела), сваса (процесс вдоха), прасваса (выдох).
22. Успокоение разума достигается четырьмя способами: майтри, или дружелюбное отношение к тем, кто счастлив; каруна, или сострадание по отношению к тем, кто несчастлив; мудита, или радость в отношении тех, кто добродетелен; и упекша, или безразличие к нечестивцам.
23. Крийя-йога тройственна: тапас (аскетизм), свадхьяя (учеба) и ишварапранидхана (поклонение Богу).
24. Самьяма - это комбинация трех процессов: дхараны, дхьяны и самадхи.
25. Есть три уровня совершенства йогинов: арурукшу (тот, кто пытается восходить), юньджана (тот, кто занят практикой) и йога-рудха (тот, кто укрепился в йоге).
26. Вайрагья (бесстрастие) бывает двух видов: апара (низшая) и пара (высшая).
27. Апара-вайрагья охватывает четыре этапа: ятамана-самджня (восприятие дефектов в объектах наслаждения), вьятирека-сам-джня (борьба за более полный самоконтроль), экендрийя-самджня (борьба за управление сознанием) и вашикара-самджня (полное подчинение сознания и чувств).
Иога – это путь к познанию себя. Йога признана во всем мире как одно из наиболее эффективных средств для личного развития. В первоначальном состоянии физическая форма человека была создана как самоочищающаяся, самовосстанавливающаяся и преобразовывающая саму себя. Будучи сотворенной, она не является реальной и вечной, но, путем безупречной жизни и полной самоотдачи, возможно открытие каналов (врат) в теле, позволяющих обеспечивать его подпитку и вечную сохранность.

На сегодняшний день существует большой выбор различных направлений йоги. Многие склонны воспринимать йогу как фитнес и спорт, появились даже такие направления как фитнес-йога и йога-дэнс. Существует и другая крайность: часто последователей йоги воспринимают как религиозных фанатов и «людей не от мира сего».



ЙОГА – ОДНА!. Система, которую сейчас принято называть йогой, существует уже много тысячелетий. Первая книга, которая подробно описывает систему йоги, была написана две тысячи лет назад. Это «Йога сутры Патанжали». За последние две тысячи лет никому еще не удалось добавить что-то новое в эту систему. Система йоги, описанная Патанжали, имеет восемь последовательных ступеней, и называется «Аштанга йога», что переводится, как восьмиступенчатая йоги, или йога восьми ступеней.


Первая ступень – Яма - павила, следование которым приводит человека к единству и гармонии с окружающим миром;

Вторая ступень – Нюияма - правила, следование которым приводит человека к внутреннему единству с самим собой;

Третья ступень – Асана – наука о положениях тела, направленная на здоровье и долголетие;

Четвертая ступень – Пранаяма – наука об управлении дыханием и жизненной силой;

Пятая ступень – Пратьяхара - наука об отвлечении чувств от внешних объектов, направленная на погружение сознания внутрь себя;

Шестая ступень – Дхарана – наука о концентрации сознания.

Седьмая ступень – Дхьяна – наука об удержании концентрации сознания.

Восьмая ступень – Самадхи – состояние сознание, несвязанного физическими пределами, концепциями и эго – финальная цель йоги.



В зависимости от исторической и культурной среды практикующие йогу отдавали предпочтение тем или иным ступеням йоги, в зависимости от чего формировались системы с разными названиями.

Хатха йога – направление йоги, практиковавшееся в Индии в средние века и объединявшее в себе первые четыре ступени йоги: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма. Первый письменный источник, систематизировано описывающий систему Хатха йоги, «Хатха Йога Прадипика» автор Свами Сватмарама, был написан в 15 веке нашей эры. Цель Хатха йоги. - достижение физического здоровья и долголетия, что обеспечивает подготовку тела и сознания к практике высших ступеней йоги.

В древних ведических писаниях говорится, что атма (душа) находится в плену пяти жизненных потоков (поток тонкого воздуха, поток тонкой воды, поток тонкого огня, поток тонкой земли и эфира) и только хатха-йога может освободить её из данного плена для достижения самадхи.

Каждое упражнение известным образом воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов. Специально подобранные комплексы асан, в которых важную роль играет последовательность упражнений, применяют для улучшения и укрепления здоровья, для борьбы с различными недугами. Болезни, как считают йоги, это неправильное распределение жизненной энергии (праны) в организме, и выполнение определённых асан (а также выполнение пранаям) ведёт к правильному перераспределению праны в организме, что и излечивает болезни.

Уникальной и часто упускаемой из вида особенностью йоги, не имеющей аналога в европейской физической культуре, являются упражнения стимулирующие гормональные железы и осуществляющие массаж внутренних органов. Хатха-йога стимулирует гормональную систему, помогает сбалансировать эмоции и приобрести более оптимистический взгляд на жизнь. В дополнение к этому хатха-йога устанавливает принципы правильного питания.

При выполнении асан учитывают: дыхание (на задержке, на вдохе или выдохе) и точку, куда должно быть направлено внимание. Хатха-йога основана на неподвижных позициях тела: таким образом, создаются комфортные условия для практики правильного дыхания, как во время занятий, так и в жизни. Хатха-йога — это искусство быстрого отдыха и расслабления тела, поскольку только после расслабления мускулов приходит покой ума.

Хатха-йога может быть использована вне рамок индуизма как система поддержания тела в оптимальном состоянии и особенно подходит людям умственного труда и людям с духовными интересами.

Хатха-йога рассматривает тело лишь как оболочку души в ее путешествии к совершенству. И, например, если физическая культура способствует повышению силовых качеств и активизации работы мозга, то йога акцентирует внимание на развитии гибкости, здоровье суставов и поддержании силы позвоночника, при этом также делая тело привлекательнее и мощнее, хотя прямо и не ставит такой цели.

В наше время Хатха йога существует, как в чистом виде, так и в форме авторских направлений, такие как: Школа йога Айенгара; школа йоги «Аштанга виньяса»; школа йоги Шивананды; школа йоги Сарасвати; авторские стили иоги, которые возникли за последние 20 лет это - школа классической йоги В.Бойко, Универсальная йога А. Лапы, Йога 23 А.Сидерского , Бикрам йога, Пауэр, Шри Шри Йога и другие.



Раджа йога название объединяющее практику высших ступеней йоги: Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Другое название Раджа йоги – Крия йога. Раджа переводится как высшая, что указывает на практику именно высших ступеней йоги или царская (Раджа – царь Санскрит), что отражает, тот факт, что практика этого вида йоги была достоянием высших слоев индийского общества. Целью раджа йоги является освобождение сознания практикующего от всех физических и ментальны ограничений, что позволяет ему познать, через состояние Самадхи, всевышнего и реализовать его в себе. Криия иога опирается на осознанность в себе, для нее нет ограничений, нужно только желание изменить свою жизнь.

Карма-йога (санскр.) — карма — деятельность, йога — связь, деятельность в соответствии с предписаниями Вед. Все живые существа постоянно заняты какой-либо деятельностью, находясь под влиянием трёх качеств материальной природы (гуны): благость (саттва), страсть (раджас), невежество (тамас). Даже йог, находясь неподвижно в медитации, действует. В ведических писаниях, таких как "Бхагават-Гита", "Шримад-Бхагаватам", говорится о том, что каждое живое существо имеет право свободы выбора, но последствия поступков возлежат на самом живом существе. В соответствии с этим люди постоянно отрабатывают карму, как хорошую, так и плохую. Поскольку в течение жизни человек совершает многочисленные поступки, то отработать карму за одну жизнь не удаётся, а потому в течение своей жизни человек, как правило, отрабатывает карму предыдущих жизней.

Карма-иога состаит из двух видов – 1)Действия, совершаемые для удовлетворения собственных чувств, действия из эгоистических мотивов. 2) Действия совершаемые, как подношение Богу



Тантрические виды йоги - лайя и кундалини.
Кундалини иога - система йоги, сформировавшаяся в 17-18 веках, как система подготовки солдат в Сикской армии. Сикхизм - религия, возникшая на базе индуизма и исламского суфизма в 16-м веке, на северо-западе Индии в штате Пенджаб. С точки зрения классической йоги, Кундалини йога – это система, собравшая практики средних ступеней йоги, таких как Асаны, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана. Так как кундалини йога возникла, как утилитарно-прикладное учение, ее целью является раскрытие максимального физического и ментального потенциала практикующего, для решения его практических жизненных задач.