АДИНАТХА ШИВА И АШТАМУРТИ ГОСПОДА

ОМ ШАКТИ ХРИМ! ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ!

   Трансендентный Брахман является изначальным Гуру – Ади-Натхом. Адинатха это принцип Гуру в Тантра-йоги, и осознование Шивы, как абсолютного владыки вселенной, как первоначальное единство ученика и учителя. Шива в вечном блаженстве своей собственной гармонии, принял роль учителя и ученика, и в форме изложения, включающей вопросы и ответы, доставлял всем существам вселенной Тантру.   Тантры известны, как агамы – истины, пришедшие вниз, составители тантр редко называют себя их авторами, они лишь выражают то знание, которое было доставлено «вниз» от Адинатха. Это вечная тайна Вед, сознание – знание, скрытое в беспредельной акаше - паравьома, посланные человеческому разуму. В некоторых тантрах Шива является последователем, а Шакти - Гуру (принцип), а в некоторых других Шива является учителем, а Шакти учеником (принцип агам), а в некоторых тантрах они выступают как единство учителя и ученика (принцип ямалы). В обоих случаях Ади-Натха содержит в себе двойную форму Шивы и Шакти. В процессе садханы ученик должен медитировать на Гуру, входящего в иерархию Адинатха, как на воплощение объединенной формы Шивы и Шакти. Сущностный свет, пракаша – форма, который является Шивой и распознаванием, вимарша – форма, которой является Шакти и  постижением, обе гармонично сочетаются в форме Гуру. Белый свет Шивы и красный свет Шакти, сливаются в безбрежном сиянии триады, тройственного проявления, находящегося за пределами ума и речи, воистину являющегося лотосными стопами Гуру. Таким образом, очевидно, что Гуру является воплощением Шивы и Шакти, кроме того Тантра провозглашает  единство принципа Гуру, мантры и янтры.

ДИВЬЯ УГХА

 

Адинатха является изначальной формой Господа Шивы, который представляет собой проявление единства Рудры и его женской половины Парвати, как ниджа-шакти. Через постепенное самораскрытие своей Шакти Шива обнаруживает себя во все более определенных качествах – гуна шакти - и в конткретных воплощениях – пинда-рупа. Шакти идентична Шиве изначально, и имеет характер чистой воли, не изъявляющей себя, и потому неотличимой от чистого сознания, тождественной его сути. Шакти постепенно себя раскрывает в различных своих проявлениях, отделяясь от Шивы, и обретая отдельную реальность, представляя все новые формы Шивы, через которые проявляются – парашакти, махашакти, апара шакти, майя шакти, кундалини-шакти, прана-шакти и другие. Все эти формы божественной шакти можно рассматривать, как стадии космического развертывания, а также как модусы существования живых и неживых существ вселенной. Шива наделяется воплощенным состоянием с едва определимыми  трансдентными свойствами, необъяснимыми на уровне грубой речи, которые называются адья-пинда.

     В природе причинного тела Шивы осуществляется саморазвертывающая активность Шакти, и тогда возникает проявленное пространственно-временное космическое тело, называемое маха-сакара-пинда. Эта маха-сакара пинда Шивы состоит из 5 великих первоэлементов: маха-акаши, махавайю, маха-теджаса, маха-салилы и махапритхиви, которые в соотвествие с тонкостью материи проявляются в соотвествие со своими качествами. Различные проявленные и непроявленные миры, восприятие хаоса и порядка, все силы и их противодествие, явления и сущности, все это удивительном образом согласовано, объединено, организовано в космическом теле Шивы. Все проявления во вселенной йогин рассматривает, как божественную игру трасдентного сознания Адинатха.

Считается, что Адинатха передал  учение тантра-йоги Матсьендранатху, и по линии ученической преемтсвенности это учение дошло до наших дней, в нем и определяется истинная природа всех форм Шивы. Ученик Матсьендранатха Горакшанатх выражает почтение Шиве Адинатха вначале своего основопологающего труда «Сиддха сиддханта паддхати»: «Склонившись перед Адинатхом, вечно соединенным с высшей силой, извечным Гуру этого мира, я Горакханатх приступаю к изложению «Сиддха сиддханта паддхати». Сущность Адинатха стала предметом почитания, как в каула-сампрадайе Матсьендранатха, так и в натха-сампрадайе Горакханатха. Адинатх также упоминается и рассматривается в традиции джайнов, имея несколько другое трактование.

            Шива, проявляя себя как маха-сакара пинда раскрывает себя по отношению к вселенной, как восемь божественных космических личностей- ашта мурти, которые имеют соотвествующие женские формы Шакти, в традиции каула-тантры рассматривается 8 основных форм богини Кали, но они не есть парами для ашта-мурти Адинатха, который проявляет  их единую сущность. Эти восемь форм можно соотнести с 8 чакрами в теле йогина: непосредственно сам Шива – сахасрара-чакра, Бхайрава- аджна-чакра, Шри-кантха – лалана-чакра, Садашива- вишуддха-чакра, Ишвара-анахата-чакра, Рудра-манипура-чакра, Вишну-свадхистана-чакра и Брахма-муладхара-чакра. Мы видим, что в понимании Адинатха формы Брахмы, Вишну и Рудры тождественны изначальной форме Шивы. Высший дух проявляет эти космические порядки, присуствует в них и управляет ими, аналогичная картина самораскрытия происходит и на индивидуальном уровне, что открывается йогином при погружении в свою божественную природу и обнаружению тождества с Шивой. Без осознания дживой – индивидуальной души этого космического отражения невозможно достижение освобождения на пути йоги.

     В Сиддха сиддханта паддхати махайоги Горакшанатха упоминает 8 образов махасакара-пинды следующим образом: «Он же есть Шива. От Шивы происходит Бхайрава, от Бхайравы- Шрикантха, от Шрикантхи – Садашива, от Садашивы – Ишвара, от Ишвары – Рудра, от Рудры – Вишну, от Вишну – Брахма». Шива это проявление Абсолюта как благости, Бхайрава – проявление трансдентного и имманетного сознания недвойственности, Шри кантха отвечает за состояние духовного эстетизма и религиозного искусства, Садашива – за проявление божественной воли Абсолюта в различных таттвах, принципах бытия и в мирах богов, Ишвара – символ осознания высшего присутствия регулирующей и организующей воли во всех отдельных проявлениях, Рудра отвечает за процесс поглощения проявленной вселенной, Вишну открывает гармонию форм и сохранность миров и качеств существ разного уровня, Брахма отвечает за творение, строение форм живых и неживых существ и за построение лок – планов существования.

      В Калавиласе-тантре (28.23-26) Кали говорит Кришне: «Брахма, Вишну, Рудра, Ишвара и Садашива это пять видов излучения Шивы и пять божеств- девата. О мой сын, среди этих пяти излучений ты Кришна являешься Ишварой (Владыкой сущего). Шестая форма это Парашива, таким образом, Брахма, Вишну, Рудра, Ишвара Садашива и Парашива известны как шесть форм Шивы». Пять форм Шивы, как управляющие силы Вселенной, пронизывают пять первичных элементов (махабхута): «В элементе земля находится управляющий им Брахма, в воде пребывает Вишну, в огне – Шива, Ишвара – в элементе воздуха, а в акаше – Садашива (Сваччханда тантра 11.37-38).

    «Как в пране возникновение времени, также в апане (возникновение) из сердца, охватывающее основу подножия. Как сердце, горло, нёбо, лоб, макушка, в двенадцати (пальцах) (присутствуют) Брахма, Вишну, Рудра, Иша, Садашива и Свободный (Дух) называемые шестёркой причины. Также в апане на двенадцать (пальцев) в основании сердца скрывающее и раскрывающее блаженство (присутствуют) детство, юность, взросление, зрелость, производство потомства, и освобождение (представляющее) этих Владык» (Тантрасара гл6. Абхинавагупта).

Сам Шива, как первое проявление, это Махакала, великое космическое время, пустота, высшее самосветящееся сознание, которое превосходит, охватывает и озаряет все уровни существований и переживаний, и определяет их развитие в космическом теле. «Оттого, что его душа исполнена безграничной чистоты, она называется Шивой» (Шива Пурана, кайласа самхита 6.9). «Имя Шивы есть единственное средство, усмиряющее болезнь материального бытия» (Рудра-ямала). «Имя Шивы подобно лесному пожару уничтожает горы тяжких грехов, которые полностью сжигаются с помощью этого имени, в этом нет сомнения» ( Шива пурана).

     Второе проявление это Бхайрава – космическое божество, чье сознание есть абсолютом духов, он пребывает в царстве недвойственности, одуховтворенности и блаженства. Бхайрава развертывает космическую систему, раскрывает трансдентную и феноменальную природу и показывает космическое тело Шивы, наполненное свободой духа, осознанностью и безграничным блаженством, в котором нет ни несовершества, ни зависимости, ни страдания, ничто не скрывает мистическую сущность реальности высшего духа. Бхайраве поклоняются как идеалу тантрической йоги, как форме реализации мокши, как сущности джняны-мудрости, бхакти-любви и кундалини-йогической силе. На уровне постижения Бхайравы йогин переживает единство с Шивой как с космическим духом и тайной вселенной.

     «Из-за своего устращающего вида он называется Бхайрава» (Меру Тантра).  В  Нила-Тантре указывается восемь основных форм Бхайравы: Унматта, Кроддха, Чанда, Ватука, Самхара, Бхишана, Калабхайрава и Махакала – это восемь Бхайрав, называемых ашта (восемь)-бхайрава».  В тантрической практике также почитаются Ананда Бхайрава, Сварнакарашана, Накулешвара-бхайрава и Сваччханда.

Третье проявление это Шри-кантха – он представляет совершенство чувственного сознания и всегда пребывает в мире красоты и расы. Для него космическим телом служит расамайя – идеально красивый порядок, каждая часть которого находится в благозвучной гармонии вселенной. Он божественный архитектор миров, режиссер феноменальных и трансдентных игр,  композитор музыки звезд, живописец многообразных картин, танцор вращающий судьбы различных существ.  Он раскрывает самарасью - единый вкус бытия, проявленный в скрытой гармонии и красоте вселенского порядка. Эта форма показывает удивительную игру  драматических взаимоотношений Шивы и Шакти, давая пережить вкус их божественного творчества во вселенной.

   «Господь Шри Кантха (пребывает) в разрушении, в этом разрушении, называемом другими шастрами промежуточной пралаей, (содержится) творение, (которое) творится; то, что (является) продолжительностью жизни Самого Господа Шри Кантхи в этом содержатся дни и ночи Рудр, пребывающих в покровах, Их продолжительность жизни является днём Владыки Тьмы, в этом (заключено) разрушение, в котором полностью растворяется Майа (Тантрасара, гл 6 Абхинавагупта).

      Четвертое проявление это Садашива, который представляет собой совершенство нравственного сознания, этику и всерегулирующий мир постоянства дхармы. Для его сознания все очевидное зло, невежество, безнравственность, несправедливость и катастрофы настолько хорошо смоделированы, упорядочены и согласованы, что все они способствуют развитию истины и добродетели в космической системе, и представляются для индивидуального сознания, как противоречия зла и добра, антогонизм сил и борьбу противоположностей. Садашива это созерцание божественных форм внутри космических объектов, это логика игрового сознания, где Шива как отец, друг или учитель показывает добро, сострадание и великодушие ко всем существам во вселенной. На эту форму медитируют как на идеал добродетели и совершенной дхармы, чтобы избавится от привычного  двойственного восприятия  борьбы добра и зла, морали и греха, награды и наказания.

«Тело есть обитель Божества, джива (душа) это Садашива Девата» ( Куларнава-тантра9.41). «Джива это Шива, а Шива – это джива. Душа, обусловленная материальной зависимостью, называется дживой, а когда она освобождается от нее, она называется Садашива (Сканда-упанишад). С точки зрения кашмирского шиваизма, где вселенная рассматривается, как проявление 36 таттв Парашивы, Садашива представляет собой третью таттву, выше которого находится таттва самого Шивы и Шакти. Третья, четвертая и пятая таттвы, соотвественно Садашива, Ишвара и Шуддха-видья называются видья-таттвами, а все остальные таттвы от Майи и до самой последней – земли являются атма-таттвами.

Урдхвамукха- верхний лик – Ишана - Садашива, урдхвамнайя верхний поток откровения, Дакшина Кали майтхуна, акаша таттва- каула

Татпуруша – пурвамнайя восточный поток откровения Чиннамаста – мудра притхиви таттва сришти шакти – энергия творения, мантра йога, трика, каулачара

Агхора – Рудра – Дакшина амнайя (южный поток) Бхайрави мина джала таттва стхити шакти энергия поддержания бхакти йога шри видья дакшина ачара

Вамадева – Вишну уттарамнайя северный Тара мамса вайю таттва ануграха шакти энергия милости джняна йога крама вамачара

Садйоджата – Брахма пашчимамнайя западный Трипура сундари мадья агни таттва самхара шакти энергия разрушения карма йога шри мата кубджика самайяачара

Внутри самой школы Каула существует 5 подразделений: Каула урдхва, вама, дакшина чина (пурва) сиддханта (уттара) шабара (пашчима) 5 ликам соответствует 5 видов мукти – срашти, салокья, сарупья, самипья, саюджья, 5 рас бхакти, 5 чакр

Тантрические школы делятся по 5 амнайям крама – северная амнайя, трика – восточная амнайя, каула – западная, северная и верхняя, шри видья – южная.

В тантрах указывается пять первоначальных источников распространения тантрических традиций (сампрадайя), называемых «амнайя» (предание, традиция).

В 17-й главе Куларнава-тантры дается следующее толкование слова «амнайя»: «Оттого, что она является началом всех направлений садханы, увеличивает блаженство ума и является источником всех жертв (ягья) и других видов поклонения, она называется «амнайя». Шива говорит в этой тантре (3.1): «Из пяти моих ликов происходит пять «амнайя» (панча-амнайя): пурва-амнайя, пашчима-амнайя, дакшина-амнайа, уттара-амнайя и урдхва-амнайя. Это пять путей, ведущих к освобождению».

В Тантра-рахасье, Деви-агаме и других тантрах указывается также Адха-амная, которая появилась из шестого лица Шивы. Вторая глава Самаячара-тантры содержит описание шести ликов Шивы, из которых происходит шесть амная. Из лица, обращенного на восток, сверкающего подобно сапфиру и украшенного полумесяцем, происходят тантры пурва-амнайи; из лица, обращенного на запад, имеющего цвет темной тучи, происходит пашчима-амная; из лица желтого цвета, обращенного на юг, происходит дакшина-амная; из лица, обращенного на север, имеющего голубой цвет, возникла уттара-амная; из лица белого цвета, обращенного вверх, произошла урдхва-амная; из лица, обращенного вниз, появилась адха-амная.

Последователи Шакты имеют множество различных направлений и школ.

Бхаскарарайя указывает три основных наравления Шакта-тантры: Самайя, Каула и Мишра.

Учение Самайи сообщил сам Шива, В комментариях Лакшмидхары к Саундарья-лахари говорится, что Шива (Пашупати) на основе ведического учения создал «Шубхагама-панчаку», состоящую из пяти тантр. Система предписаний и практики (ачара) этих тантр была затем изложена пятью древними учителями (Васиштха, Санака, Шука, Санандана и Санаткумара). Это направление садханы называется самаячара.

Основной практикой самаячары является внутреннее поклонение Шакти. Самаячари совершает мысленное поклонение (манаса-пуджа) Ананда-Бхайрави, которая называется «samaya», и Ананда-Бхайраве (samaya) в тысячелепестковом лотосе (сахасрара) в верхушке своей головы. Во всех внешних ритуалах совершается внутреннее поклонение (антах-пуджа), которое означает практику кундалини-йоги, с помощью которой достигается соединение Парама-Шивы и Кундалини-Шакти в сахасраре. «Самайя» означает состояние единства (самарасья) Шивы и Шакти. Согласно Самаячара-тантре, «самайя» — это cannabis sativa (индийская конопля), которая рекомендуется для некоторых видов садханы.

В Каула-тантрах практике самаячары придается важное значение. «Без нее, даже в течение сотен кальп, невозможно достижение сиддхи в практике мантр, указанной в кула-шастрах для последователей кулачары». (Бриханнила-тантра гл.6)

В Куларнава-тантре (5.96) говорится: «Низкий человек, который следует тантрической садхане без практики самаячары, действуя согласно собственному пониманию, не достигнет цели садханы и должен быть всячески избегаем». В комментариях Рамешвары к Парашурама-кальпа-сутре, самаячара определяется как эзотерическая система предписаний и практики поклонения, указанная каула-шастрами. Куларнава-тантра (11. 100) говорит, что садхака, прктикующий эту ачару, после смерти достигает освобождения (деха-пате вимокшах сьят).

Каула имеет несколько различных традиций: Пурва-каула, Уттара-каула, Капалика, Дигамбара и Кшапанака. Лакшмидхара называет четыре каула-сампрадайи: Пурва-каула, Уттара-каула, Вама-каула и Дакшина-каула. В Кулагьянанирная-тантре упоминаются также Ромакупади-каула, Вриноттха-каула, Вахни-каула и другие каула-сампрадайи и упа-сампрадайи.

Краму соотносят с северной амнаей Шривидью с южной, Трику с восточной и Каулу с западной и верхней.

    Пятое проявление это Ишвара, олицетворяющий целостность разумного сознания, где высшее начало абсолютный дух управляет всеми процессами во вселенной и показывает связь между дживой, душой и космическим порядком. Для него космический порядок есть проявление универсального логоса, в котором идеал истины постепенно раскрывается и проявляется во времени и пространстве через разнообразие феноменальных реальностей. Он источник вдохновения для ищущих истину и веру в Бога, и всеведующий Гуру во все времена. Вся мировая система рассматривается, как разумный порядок, где наука, религия, философия, искусство и политическая жизнь объединяются в едином потоке бытия.

   Шестое проявление это Рудра, он олицетворяет космический ум, ментальные силы вселенной, которые  творят, корректируют и разрушают, дают нам переживание силы Божества и природы. Здесь Шива предстает как то могущество, что контролирует и видоизменяет умы живых существ, концетрируя все необходимые потенции для проявления власти, обладания, удовлетворенности желания или законченности действия.  Рудра раскрывает природу Шивы, как проявление неистовых устрашающих феноменов природы, которые наделены логикой  планетарной или космической целостности. «Оттого, что Он разрушает все несчастье и причину страданий, высшая причина всего, Господь Шива называется Рудра» (Шива Пурана 6.9. 14). Существует одиннадцать гневных проявлений Шивы, называемых рудрами.

ВСТРЕЧА С ШИВОЙ КОГДА НАЧИНАЕТСЯ?

ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ!

Подниматься к твоей жизни, Господь

Становиться абсолютно  Благим - тобой

Разрывая животные путы и плоть

Соединяясь с молитвой веры Живой

Встреча с Шивой начинается с Храма-

из огня, из цветов, из камней, из уст

Как любви вещей и духов касается мама

Так ум Рудры как  эфир свободой пуст

Шарва открывает  коврик  асаны йога

Бхава подносит закон правило, норму

КалаРудра дарует огонь времени Бога

Угра бьет ключом праны, штиля и шторма

Бхима  приносит зацепки, опасений цену

Ишана открывает духовное солнце знаний

Пашупати луной проходит сквозь грех и стену

Махадева становится троном всех желаний

Стихии Рудры открываются как сдвиги коры

Как наводнения потока силы, как пожар и миры

В которых открываются белые черные дыры

Как ураган, метеорит, как битвы ночные костры

Сама рудракша - слезы Шивы за Сати женой

Расстается с детьми – Ганешей, Картикеей

Он становится вселенской семьей, волной

Он Харихара в единстве с Вишну красивей

Обнаружив свет внутри жертвы пламени

Шива открывается как джьотир лингам

Он танцует с Богами с точками крайними

В столбе света растворяется тело храм

Нилакантха подносит Кобру Шивы - меч

Очищает яды непрожитых опытов мысли

Убирает деление асуров и суров с плеч

Открывает тело чакр в синеве знания чище

Восемь демонов ставит на службу Бхайрава

Безумие стало мудростью, злость- упорством

Ярость стала доблестью, что слева - то справа

Черное осветилось, трудное стало удобством

Заглядывая глубоко в Шиву побеждаешь

Три города – тело душа и дух повержены

Свое высшее Я как Атман открываешь

За сердце взглядом любви  расстеленный

ОМ ТАТ САТ!  

ВИРАБХАДРА

Вирабхадра – благодарный героям, это иллюзорное тело Бога Шивы, которое Он создал из своих волос и пылающих уст. Раскрытие образа Вирабхадры обычно приходит на стадии созревания вира-бхавы – мироощущения героя, но Вирабхадра, как правило, проявляется лишь для преданных Шивы и Кали. Вирабхадра имеет огненное тело в форме тысячеголового чудовища и держит разные виды оружия. Шива наделил Вирабхадру могуществом магии и йоги, и послал наказать Дакшу, который оскорбил Шиву, примерно, ту же миссию выполняют ниндзя, поэтому образ Вирабхадры есть их праобразом.  Для почитателей Шивы Вирабхадра это идеальный исполнитель, слуга Шивы, который учит преданного Шивы боевой магии и боевым искусствам. Обычная форма Шивы обычно обучает Йоге и Тантре, тогда как Вирабхадра это гневная форма Шивы, которая наделяет воинственной силой. Парвати тоже создала свое иллюзорное тело для войны в форме Бхадракали, которая рассматривается, как жена Вирабхадры. Вирабхадра разрушил жертвоприношения мудреца Дакши и нанес великий ущерб богам – Он вырвал зубы и глаза у Сурьи, отрубил руки и язык у Агни, парализовал руки Индры, придавил Бога Луны своим пальцем, обратил в бегство вахану Вишну Гаруду, хотя с точки зрения Тантры мы рассматриваем символизм этого волшебного поведения богов. Дакша в ужасе склонился перед Шивой и признал свою вину. Шива простил Дакшу и назначил его главой ганов – духов, подчиненных Ганапати. Вирабхадра почитается в боевых искусствах Индии, как воинственная яростная форма Шивы, которая обладает неистовой силой разрушения, по энергии Вирабхадра близок к Чиннамасте и Багаламукхи.

       Вирабхадру изображают черного цвета, треглазым, носящим ожерелье из отрубленных голов, как четки, Он держит меч, щит, лук и стрелу. Он находится в движение, делая шаг в сторону, Его тело украшают змеи, над головой изображается Луна и Солнце друг напротив друга. На Шиве надета корона и иногда изображаются усы (много военных людей любят носить усы), хотя Шива очень редко изображается с усами или с бородой (как символ аскета). В Шильпа-санграхе образ Шивы воителя дается в трех формах: 1) Форма Вирабхадры саттвика с 2 руками это йога-вира (это йог, который использует силу духа воина, но не занимается боевыми искусствами напрямую), Он сидит и держит меч и щит, 2) форма раджасика с 4 руками  это бхога-вира (сила воина исследуются через постижение боевых искусств и наслаждений мира) держит лук, стрелу, меч и жест катака, он увенчан лингой и по правую руку от него стоит Дакша, 3) форма тамасика с 8 руками это виравира, Он движется неся трезубец, меч, стрелу и антилопу, чашу из черепа, щит, лук и стрекало (эта форма дарует боевую магию). Череп и меч обычно используют в ритуалах тантрической магии.

ВИРАБХАДРА

ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ!

Клок волос отрывает Шива

И свой гнев мешает к ним,

Черный демон возникает живо

И поет свою мантру ХРИМ.

Что прикажешь Господь, Владыка?

Я трансдетный Хранитель огня,

Я держу просветление крика,

Я держу факелы дня.

Что прикажешь Господь тришулы?

Я держатель Твоей зари,

Я держатель традиции Кулы,

Я держатель золотого пути.

Я огонь Твоих сиддх и сияний

Что Ты хочешь разбить, создать?

Я Нирвана твоих занятий

Что Ты хочешь проверить и знать?

Что разрушить мне жадного Дакшу

И деньгами засыпать казну?

Сделаю во имя Твое продакшину,

Выиграю любую войну.

Я палач Дьявола, жертвы

Я казню ритуальным мечом,

Я Бхайрава и сантиметры

Я отмечаю золотым клеймом

Сделаю все, что глаголишь,

Выполню как надо и в срок,

С воинами моими не поспоришь

Смерть для них каждый урок.

Я ниндзя и я великий черный,

Но ни Демон и ни Дьявол,

Я мастер смелый и проворный,

Я победивший быка, козла, змею,

Тигра, дракона, вола, суть свою

Я мастер, рассекающий точку,

Зернышко риса на макушке,

Я Нирвану любящий, ночку

Я не сплю на простой подушке,

Кланяюсь перед Богом Шивой,

Падаю в дандават, мой князь,

Я твой раб, демон с львиной гривой,

Я твой ковер, я твоя грязь.

Стоны твои – горячие угли,

Накаленная вязь – колени, вулканы –

Бедра Твои, напряженные скулы.

Я ощущаю, Господь, Твои  раны,

Боль обиды Твоей непрерывна

И тоска твоя велика.

И  конь будет бежать сильно пресильно

Атомней моя сила - сердца страсть

Я так жажду твоей победы,

Что уже давно победил,

Отведу любые я беды

Где б Ты Шива  не был и был.

ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ!


ФОРМЫ ШИВЫ
ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ!

Садхарана Шива — обычные формы.
1. Четыре руки — трезубец, барабан, благодающая позиция и четки. 
2. Восемь рук. Правые — четки, копье шакти, жезл данда и копье или трезубец сула. Левые — ритуальный жезл, чаша-череп, благодающая позиция и кобра. Слоновья шкура и лунный серп. 
3. Четыре руки — благодающая и защитная позиции, копье или трезубец сула, петля. Два глаза. Каранда-корона. 4. Две руки — копье или трезубец сула, лук. Три глаза.
5. Четыре руки — защитная и благодающая позиции, олень и барабан. Три глаза. Сопровождается Парвати. 
6. Две руки — трезубец и четки. Три глаза. 
7. Две руки — змея и боевой топор. Стоит на карлике Апасмаре пуруше.

АНУГРАХА-МУРТИ
Милостливые формы Шивы. «Ануграха» означает «милость». В некоторых случаях Шива мог быть милостивым и дающим блага своим приверженцам. Это происходило тогда, когда они удовлетворяли и радовали Шиву. Скульптурные композиции, иллюстрирующие подобные акты благосклонности бога, известны как Ануграха-Мурти. Это сидящий Шива в аспекте благоволения.


ЧАНДЕШАНУГРАХА-МУРТИ
Данная форма связана с историей о приобретении благосклонности Шивы мальчиком-Брахманом по имени Вичарасарман.
Вичарасарман пас стадо коров, которое раньше пас очень жестокий мальчик-пастух. Вичасарман нежно заботился о коровах, поэтому они начали давать молока больше, чем могло выдержать их вымя, и молоко проливалось из вымени. Мальчик стал собирать это молоко в сосуды и омывать им Лингу Linga, сделанную из песчаника, предлагая таким образом поклонение Шиве. Слухи об этом дошли до отца Вичарасармана, Яджнадатты Yajnadatta. Когда он повстречал своего сына, льющего молоко на песчаную насыпь, то в великом гневе пнул насыпь. Его сын, выйдя из глубокой медитации, проклял совершившего святотатство отца и отсек ему ногу, ту, которая пнула священный объект поклонения.
Шива был очень доволен этим поступком и появился перед своим юным приверженцем со своей супругой Парвати, даровав ему милость. Он сделал Вичарасармана главой своих ганов ganas и управляющим домашним хозяйством Шивы, дав ему имя Чандеша Chandesa.
Шива изображается или сидящим с супругой Умой и положившим руку на голову своего почитателя — мальчика Вичарасармана, или надевающим гирлянду цветов на шею мальчика, стоящего со сложенными руками.
Шива сидит с Парвати как в Ума-сахита-мурти Uma-sahita-murti. Лицо Шивы повернуто влево. Правая рука Шивы в благодающей позе, левая лежит на голове Чандеши, или в одной из правых рук Шива держит гирлянду цветов и левой рукой надевает ее на шею Чандеши. Чандеша стоит на лотосовом пьедестале напротив Шивы или сидит перед ним. Его руки в позиции анджали.


ВИШНУВАНУГРАХА-МУРТИ

Шива-Пурана повествует о том, как Шива, получив удовлетворение от поклонения Вишну, даровал ему свое собственное Колесо, или Диск, для использования его в качестве оружия. Однажды, когда Вишну вел борьбу с Асурами, он понял, что не может победить их только своими силами. Тогда Вишну предложил поклонение Шиве и попросил у Шивы его Колесо. Вишну ежедневно предлагал Шиве тысячу цветов лотоса. 
Однажды он обнаружил, что не хватает одного цветка. Он немедленно вырвал один из своих глаз, который был лотосоподобный Камала-найяна Kamala-nayana. Безмерно довольный этим поступком, Шива даровал Вишну свое Колесо.
Шива сидит со своей супругой, а Вишну стоит перед ним со сложенными руками и получает Чакру, которую он просил в помощь для борьбы с демонами.


НАНДИСАНУГРАХА-МУРТИ

Это история о том, как Нандикешвара Nandikesvara, или Адхикаранди добился милости от Шивы.
Согласно одной из версий, мудрец Шаланкайяна Salankayana, у которого не было сына, находился в уединении и практиковал суровый аскетизм. Вишну, довольный его религиозным рвением и набожностью, осчастливил его, даровав сына, обладающего великими добродетелями. Сын мудреца появился по правую сторону от Вишну и имел сходство с Шивой. Ему было дано имя Нандикешвара.
По другой версии мифа риши по имени Нанди заявил, что выполнит великую епитимью на горе Мандара Mandara. Шива был очень доволен этим и появился перед Нанди. Последний попросил Шиву сделать его главой гана. Шива даровал ему милость, о которой просил Нанди.
Еще одна легенда рассказывает нам о слепом мудреце по имени Шилада Silada, который начал практиковать суровый аскетизм с целью получить сына, который не был рожден смертными родителями. По совету бога Индры он начал предлагать поклонение Шиве. Последний был так доволен своим почитателем, что сам предложил быть рожденным как его сын. И чтобы Шилада не прерывал поклонения, молодой юноша, появившийся в комнате, был как две капли воды похож на Шиву, нес в руках трезубец, резак, жезл и молнию. Шива дал юноше имя Нанди. Нанди начал жить в ашраме ashrama уединенном жилище, хижине отшельника со своим отцом и добился больших успехов в изучении Вед. Теперь он выглядел подобно любому другому мальчику. 
Узнав, что он является смертным, мальчик Нанди начал предлагать с большим пылом поклонение Шиве. Весьма довольный, Шива появился перед ним и обнял Нанди, накинув ему на шею собственную гирлянду. Мальчик теперь стал выглядеть как точная копия Шивы, с тремя глазами, десятью руками и прочими атрибутами Шивы. Шива сделал Нанди бессмертным и назначил его главой гана. Позже Нанди женился на Суйясу Suyasu, дочери Марутов Maruts.

Во многих Шиваитских Saiva храмах Южной Индии Нанди появляется в виде точной копии Шивы. Он может быть идентифицирован как Нанди по позиции двух его передних рук, которые он держит в анджали-мудре руки сложены напротив груди.
В других двух руках он несет боевой топор и черную антилопу. Нанди сопровождается его супругой Суйясу. Нандикешвара также часто представляется как человеческое существо с ликом бога.


ВИГХНЕШВАНУГРАХА-МУРТИ
Вигхнешварой звался Ганапати Ganapati, когда имел на плечах человеческую голову. Шива-Пурана рассказывает нам, что он был создан Парвати во время отсутствия ее супруга Шивы, чтобы охранять ее уединение. 
Когда Шива вернулся, он обнаружил, что путь в покои Парвати закрыт новым привратником, не позволявшим ему войти. Придя в ярость, Шива послал своих гана уничтожить причинившего ему беспокойство стража. Но войска Шивы вернулись с поражением. Тогда уничтожить Вигхнешвару попытались Вишну, после него Карттикейя Karttikeya, но и эти попытки не увенчались успехом. В конечном итоге Вишну, используя свою майю maya иллюзию, отвлек внимание Вигхнешвары, Шива же в это время отсек стражу голову.
Когда Парвати узнала об этом, она пришла в такую ярость, что создала для борьбы с богами множество могущественных богинь. В конце концов Нарада Narada в интересах богов посодействовал примирению, пообещав воскресить Вигхнешвару. Шива попросил богов отправиться на север и принести ему голову первого живого существа, которое им встретится. Они увидели слона и сразу отсекли ему голову. Шива установил ее на плечи Вигхнешвары, который теперь стал Гаджанана Gajanana — «слоноликий». Шива сдела его владыкой своих гана и дал ему имя Ганапати Ganapati властелин гана. Он также пообещал своему сыну значительную роль среди богов. С этого времени Ганапати становится первым, к которому обращаются во всех случаях, в противном случае молитвы Яджамана Yajamana и жертвы не принесут плода.
Шива имеет три глаза. Четырехрукий. На голове его Джата-мукута. В двух руках он несет боевой топор и антилопу. Одна из правых рук в позиции защиты и лежит на голове Вигхнешвары, одна из левых рук в благодающей позиции. Левая нога Шивы свисает. 
Парвати сидит слева от него, левая ее нога свисает. В правой руке она несет голубой лотос, левая рука в благодающей позиции. Вигхнешвара стоит в почтительной позе. Имеет четыре руки — две руки в позиции анджали, в то время как другие две несут петлю и стрекало.


КИРАТАРДЖУНА-МУРТИ
Арджуна Arjuna, третий принц из рода Пандавов Pandava, пожелав получить могучее оружие Шивы пашупатастру, отправился в Гималаи Himalayas чтобы предложить ему поклонение. Довольный аскетизмом Арджуны, Шива приблизился к нему в образе охотника — кирата.
В этот момент асура принял форму вепря, чтобы напасть на Арджуну. В тот момент, когда последний нацелил свою стрелу на вепря, охотник-Шива попросил его воздержаться от выстрела, так как он первый обнаружил присутствие вепря. Арджуна отказал ему в этом, и они одновременно выстрелили в кабана и убили его.
Разгневавшись, Арджуна вступил в бой с охотником, в котором внезапно признал самого Шиву. Он распростерся у ног Шивы и принес ему поклонение. Шива, вдвойне довольный своим почитателем и его мастерством лучника, подарил ему свой могучий пашупатастра — внушающее ужас боевое оружие.
Шива вручает Арджуне лук и стрелы. Шива как Кирата имеет три глаза, четыре руки, на голове его Джата-мукута. Он стоит прямо, неся лук, стрелу, боевой топор и антилопу. 
Слева от него стоит Парвати, справа — Арджуна. Он имеет четыре глаза, руки сложены в позиции анджали. На его голове — Джата-мукута.


РАВАНАНУГРАХА-МУРТИ
Однажды Равана Ravana, царь Ланки Lanka современный Цейлон возвращался после успешной экспедиции против Куберы, Бога Богатства. В Гималаях он разбил прекрасный сад и отправился туда на своей Вимане небесной колеснице Пушпаке Pushpaka. Внезапно он обнаружил, что его средство передвижения не может двигаться дальше. В этот момент Равана встретил Нандикешвару Nandikesvara, могущественного предводителя гана Шивы. Равана сообщил ему, что не может сдвинуться с места, так как Шива развлекается на горе со своей супругой Умой Uma и по этой причине никому не разрешает пересечь это пространство. Равана в беседе неуважительно отозвался о Шиве и унизил Нандикешвару, сравнив его с обезьяной. Разъяренный Нандикешвара проклял Равану, предсказав ему, что последний будет уничтожен обезьянами.
Равана пришел в ярость, и, не рассчитав свои силы, попытался вырвать гору Кайласу Kailasa из земли. Он приблизился к горе и начал ее трясти. Когда гора начала сотрясаться, находящиеся на ней боги были испуганы. Ума в великом страхе уцепилась за своего властелина. Шива, зная о том, кто виновен в сотрясании горы, спокойно поставил палец своей руки на ее основание, что заставило гору непоколебимо встать на свое место. Равана оказался прижатым горой и никак не мог освободиться из этого плена. 
Увидев великую мощь Шивы и осознав собственную беспомощность перед ним, Равана начал восхвалять Шиву. Он приносил поклонение Шиве тысячу лет, пока Шива, удовлетворившись этим, не позволил ему вернуться на Ланку, подарив Раване меч.
Шива и Ума Парвати сидят на вершине горы Кайласы, а десятиглавый Равана, стоя перед ними, просит прощения. В знаменитом храме Кайласанатха в Элуре есть сцена, где Равана пытается низвергнуть гору Кайласа, на которой восседают Шива и Парвати.


ЛИНГОДБХАВА-МУРТИ
В бездонной пучине первичных вод в глубоком сне возлежал Вишну. Из пупка бога появился стебель лотоса, из которого родился Брахма. Он посмотрел вокруг себя, но увидел только безбрежное водное пространство. Он был счастлив, считая себя Перворожденным. 
Но Брахма обнаружил, что стебель лотоса, на котором он был рожден, выходит из пупка Вишну, который возлежал на змее Ананте Ananta Вечности, плавающем в первобытных водах. Вишну спросил у Брахмы, кто он такой. Брахма ответил, что является Создателем. Вишну начал оспаривать утверждение Брахмы, говоря, что он, Вишну, а не Брахма, является Творцом. Между ними произошла ссора. В то время как они были увлечены словесным поединком, перед ними возник гигантский Линга, который выглядел подобно великому всеобъемлющему огню. 
Брахма и Вишну прекратили спор и решили найти начало и конец великого Линги. Брахма принял форму кабана и спустился под землю, в то время как Вишну в форме Гаруды взлетел в небо. 
Но ни Вишну, ни Брахма не смогли найти вершины и основания этого великого всеобъемлющего огня. Это заставило их понять, что существует кто то более великий, чем они. После этого в совершенном смирении они принесли поклонение великому столбу огня. 
Удовлетворенный их поклонением, Шива появился на теле Линги с тысячью рук и ног, с солнцем, луной и огнем в качестве трех его глаз. Далее Шива поведал Брахме и Вишну, что они поддерживают соответственно его левую и правую стороны, и что их разделение на троих — иллюзия, в действительности они едины. Сказав это великий Махадева Mahadeva исчез. С этого времени Линга стал объектом всеобщего поклонения.
Шива должен быть высечен на передней стороне Линги. Его ноги ниже колен не обозначены. Из четырех его рук одна должна быть в позиции защиты, другая — в благодающей позиции. Третья рука должна нести боевой топор, в то время как четвертая — черную антилопу кришнамрига krishnamriga. Брахма должен находиться справа от Шивы, возле макушки его головы, в форме гуся хамса hamsa. Размеры гуся должны соответствовать размерам лика Шивы.
Вишну в форме кабана должен быть высечен слева, у основания Линги. Кабан должен изображаться вгрызающимся в землю. Брахма и Вишну должны быть высечены в антропоморфных формах справа и слева от Линги соответственно, стоящими к нему лицом в позициях поклонения.


САМХАРА-МУРТИ
Целый ряд изображений Шивы в грозном ужасном, разрушительном аспекте. В этом аспекте из полуоткрытого рта божества выглядывают клыки, глаза вытаращены, в руках которых может быть четыре и более он несет различное оружие.


КАНКАЛА-МУРТИ БХАЙРАВА
Однажды случилось так, что ученые люди прошлого, которые желали познать истину, начали размышлять о происхождении Вселенной, ее создателе.
Они приблизились к Брахме с вопросом. Брахма ответил, что он является создателем вселенной. Шива, который между тем прибыл на место действия, пришел от этого заявления Брахмы в ярость, потребовав от Брахмы признать его утверждение ошибочным, что последний отказался сделать. Шива различными способами попытался продемонстрировать свою силу, но Брахма продолжал стоять на своем.
Взбешенный Шива принял форму Бхайравы и отсек одну из пяти унизивших его голов. Это убило Брахму, но ненадолго, так как по причине его великой добродетели Брахма быстро воскрес. Но Шива при этом невольно совершил грех Брахмахатьи Brahmahatya грех убийства Брахмана Brahmana, который должен был искупить. Смывая с себя этот грех, Шива скитался двенадцать лет, просил милостыню, используя для сбора подаяний череп Брахмы капалу.
Шива отправился за советом к Вишну, чтобы узнать, как он может искупить свой грех. Но когда он достиг владений Вишну, его привратник Вишваксена , который был Брахманом, не впустил его внутрь. Шива напал на Вишваксену, убил его, и тем самым совершил очередное Брахмахатья. Вишну посоветовал Шиве отправиться в Варанаси с телом Вишваксены.
В этом священном месте Шива очистился от грехов, после чего удалился в свое жилище на гору Кайласу Эверест.
Здесь Шива изображается имеющим четыре, восемь, двенадцать и более рук с оружием, в одной из рук несет копье. Рядом стоит мертвец или скелет. Он либо обнажен, либо носит шкуру тигра или слона, на шее гирлянда из черепов, вокруг его шеи и рук змеи. Имеет темную кожу. Лик Шивы устрашающий, из его полуоткрытого рта торчат клыки.


ГАДЖАСУРА-САМХАРА-МУРТИ

Шива, убивающий демона Гаджасуру — Демона-слона.
Курма-Пурана Kurma-Purana повествует о том, как Шива начал носить слоновью шкуру. Однажды, в то время когда Брахманы вознося молитвы, сидели вокруг Шивалинги, перед ними появился демон в форме слона и стал беспокоить их. Шива был сильно разгневан этим и появился рядом с Лингой, убил слона-демона и использовал его шкуру в качестве верхней одежды.
Другой текст — Супрабхедагама дает другую версию легенды. Король демонов Андхака Andhaka замыслил похитить Парвати, супругу Шивы. Для этого другой демон, Нила Nila, принял форму слона с намерением убить Шиву. Когда Нанди, бык Шивы, узнал об этом плане, он поведал об этом Вирабхадре Virabhadra, сыну Шивы. 
Тогда Вирабхадра принял форму льва и убил Нилу-слона. После чего он подарил шкуру слона своему отцу Шиве, который использовал ее как верхнюю одежду. Сам Шива после этого отправился уничтожать демона Андхаку. Эта форма Шивы также звалась Гаджасура-вадва-мурти.

Шива стоит на голове слона-демона, левая нога опирается на голову слона, согнутая правая приподнята имеет четыре, восемь или десять рук. Если руки четыре — в правых руках несет петлю и слоновий бивень, в левых — слоновий бивень и слоновью шкуру. Если рук восемь — в двух руках он держит слоновью шкуру, в правых руках несет трезубец, барабанчик и петлю, в левых — чашу-череп, слоновий бивень, одна из рук в позиции изумления висмайя. Находится в асане Алидха. Шива богато украшен. Слева от Шивы стоит Деви со Скандой на руках.


ТРИПУРАНТАКА-МУРТИ
Шива, разрушающий Три Дворца.
Махабхарата Mahabharata, великий Индийский эпос, содержит историю о разрушении трех дворцов, построенных могучими сыновьями демона Андхакасуры Andhakasura — Видьюнмали Vidyunmali, Таракакшей Tarakaksha, и Камалакшей Kamalaksha.
Последние исполнили очень суровые епитимьи, и Брахме настолько сильно это понравилось, что он даровал братьям возможность исполнения любого их желания. 
Они пожелали три металлических дворца: один, из золота — в небе, другой, из серебра — в воздухе, третий, из стали — на земле, причем каждый из них должен быть неприступен, а если их объединить, то возникнет один гигантский дворец, включающий небо, воздух и землю, и объединение это должно стать возможным по прошествии тысячи лет. Брахма даровал эту милость трем братьям без долгих раздумий.
Они также потребовали, чтобы объединенный дворец мог быть разрушен только одной единственной стрелой.
После этого братья стали беспокоить богов из своих неуязвимых дворцов. Молния Индры была бесполезна против демонов. Отчаявшись, боги обратились к Брахме, который был в ответе за создавшееся положение. Брахма поведал богам, что демоны могут быть уничтожены только с помощью единственной стрелы, и никто, за исключением Шивы, не имеет достаточно силы, чтобы владеть этим оружием. Тогда боги вознесли молитвы Шиве. Последний, удовлетворенный этим поклонением, согласился взять на себя труд по уничтожению демонов. Шива попросил богов уступить ему половину их сил, и боги согласились. 
Теперь Шива стал сильнее, чем все остальные боги, стал «Махадевой» «Mahadeva», «Великим Богом». 
Он взял у Вишну его стрелу, у Агни — его зуб, у Ямы — его половой член, он взял у Вед их лук и у Савитри ее тетиву. Брахма стал его возницей. Используя свою великую силу, он выпустил стрелу и разрушил три дворца демонов. 
Здесь у него две, четыре или восемь рук. Четырехрукий: Правые — одна в позиции симхакарна около пупка, держит тетиву лука, в другой — резец. Левые — одна в картари-хасте, в другой черная антилопа. Правая нога Шивы выставлена вперед, левая слегка согнута. Деви стоит справа от него.
Вариации
1. Шестнадцатирукий. Держит четки, меч, копье, жезл, сулу, стрелу, колесо, меч, булаву, ритуальный жезл кхатвангу, змею, чашу-череп, щит, в благодающей позиции, лук, колокольчик и раковину.
2. Четырехрукий. Держит лук, резец, антилопу и лук. Слева Гаури Gauri. Или стрелу, боевой топор и лук. Или в двух руках лук и стрелу, справа от него Парвати.
3. Восьмирукий. В правых руках несет стрелу, боевой топор, меч и молнию. В левых руках лук и щит, две руки в позициях висмайя и катака. Слева находится Деви.
4. Десятирукий. В правых руках — стрела, боевой топор, меч и молния. В левых — лук, раковина и щит, две в позициях висмайя и сучи.
5. Шива управляет колесницей. Правая нога слегка приподнята, левая стоит в центре колесницы. Брахма возничий с хлыстом в одной руке и сосудом в другой. Лотос петля в одной руке, в другой сосуд с водой.


САРАБХЕША-МУРТИ ШАРАБХА
Шива как Сарабха Sarabha, мифическое животное, которое уничтожает Вишну в форме Нарасимхи. Эта форма, очевидно, задумана последователями Шивы для доказательства его превосходства над Вишну. Последний принял форму полульва-получеловека, чтобы уничтожить Хираньякашипу, беспокоившего богов. Вишну-Нарасимха убил демона, но после этого сохранил свой буйный нрав, стал высокомерным и опасным.
Весь мир обратился к Шиве за помощью. Шива немедленно принял форму Сарабхи, ужасного монстра с двумя головами, двумя крыльями, восемью когтистыми львиными лапами и длинным хвостом. Он набросился на Нарасимху и разорвал его, после чего стал носить шкуру Нарасимхи. 
Это привело Вишну в чувство, он успокоился и восхваляя Шиву вернулся в свое жилище.
Здесь Шива имеет два крыла, четыре лапы с острыми когтями, хвост. Верхняя половина тела человеческая с львиной головой. Нарасимха показывается в форме человека с руками, сложенными в позиции анджали. Или имеет 32 руки. В правых несет молнию, сжата в кулак — мушти mushti, защитная позиция, колесо, копье, жезл, стрекало, меч ритуальный жезл, боевой топор, кость, лук, деревянный пестик и огонь. В левых руках несет петлю, в благодающей позиции, лук, стрелу, флаг, меч, змею, лотос, чашу-череп, книгу, плуг, дубину мудгару mudgara, одно рукой обнимает Дургу
Шарабха - это мифическое животное, которое представляет собой помесь человека льва и птицы. В более поздних текстах Шарабха описывается как восьминогий олень. В "Шарабха упанишаде" он изображается имеющим две головы, два крыла, восемь львиных ног с острыми когтями и длинный хвост. В "Калика Пуране" он описывается, как огромный зверь чёрного цвета стоящий на четырёх ногах и держащий четыре ноги поднятыми.

По легенде в форме Шарабхи воплотился Господь Шива для того чтобы остановить обезумевшего Нарасимху. Нарасимха напившись крови Хираньякшипу стал уничтожать асуров одного за другим. И чем больше крови асуров пил Нарасимха, тем сильнее овладевало им безумие. Необходимо было найти создание ещё более устрашающее и агрессивное чем Нарасимха, чтобы остановить его, пока он не уничтожил весь мир. Считается, что Шарабха изначальная форма гнева Шивы. Из Него возник Бхайрава. По другой версии для того, чтобы остановить Нарасимху Шива создал сначала Вирабхадру. Увидев, что в этой форме он не может совладать с ним, Вирабхадра превратился в Шарабхешвару.

Интересная история появляется в Калика Пуране. Там говорится о том, что Вараха соединился с Притхви (Богиней земли) и она родила ему трёх сыновей. Это создало хаос в мире. Рождение ещё большего количества сыновей грозило разрушением мира. Поэтому Шива принял форму Шарабхи, чтобы уничтожить Вараху. Сказано в "Калика Пуране", что даже Вишну попросил Шиву уничтожить его аватары, так как он был не в состоянии их контролировать. Шарабха убивает Нарасимху, затем убивает Вараху, позволяя Вишну вобрать в себя энергию обоих.

КАЛАРИ-МУРТИ
Шива, отчитывающий побеждающий Калу Kala, или Яму Yama.
Эта история повествует об обстоятельствах наказания Калы, или Ямы его учителем Шивой. Однажды Риши Мриканди попросил у Шивы сына. Шива, пообещав дать ему сына, попросил Мриканди сделать непростой выбор. Либо он дарует Риши множество бесполезных потомков, либо даст единственного сына, который будет иметь короткую жизнь, но станет выдающейся личностью. Риши выбрал последнее. 
В положенный срок его жена родила сына, которому дали имя Маркандейя. Когда Маркандейя подрос, родители, зная об отведенном для него коротком сроке жизни только 16 лет, стали тревожиться.
Однажды Маркандейя узнал о приближающейся смерти и попросил Шиву продлить себе жизнь. Когда он в священном месте преданно приносил поклонение Линге, Кала, или Яма, властелин Смерти, собрался забрать его в свое царство. Когда Яма начал связывать юношу, Шива внезапно возник из Линги в великом гневе и ударил Яму в грудь. Яма исчез, а Шива наделил Маркандейю вечной юностью и бессмертием.
Шиву, побеждающего Яму, следует изображать так: тело его слегка склоняется влево, правая нога стоит прямо, левая лишь носком касается пьедестала падмапитхи . В передней правой руке он несет трезубец, поднятый до уровня уха, во второй правой руке он держит боевой топор или она находится в позиции варадакара. Передняя левая рука в позиции сучи-хаста на уровне пупка, другая левая рука в позиции висмайя-хаста. В этой позиции конец безымянного пальца должен быть поднят до уровня головного убора Шивы.
Если Шива восьмирукий, то в правых руках он несет трезубец, боевой топор, ваджру, меч, в левых руках — щит и петлю, третья левая в положении висмайя-хаста, четвертая в положении сучи-хаста. Изваяние Шивы должно быть окрашено в ярко-коралловый цвет и богато украшено. У ног Шивы должен быть изображен яма. Он двурукий, держит петлю, увенчан островерхим убором, клыкастое лицо искажено, он весь охвачен ужасом, тело его кровоточит. Руки в положении анджали и прижаты к груди, ноги расставлены.
Вариации
1. Шива, левой ногой наносящий удар Яме. Левая нога стоит на пьедестале. Четырехрукий. В правых руках держит сулу и боевой топор, в левых — петля-змея, одна в сучи-хасте.
2. Шива поднимается из Линги, которому поклоняется Маркандейя. Последний сидит около Линги с цветами.


БРАХМА-ШИРСА-ЧЕДАКА-МУРТИ
Шива, отсекающий пятую голову Брахмы.
Курма-Пурана Kurma-Purana повествует о споре, разгоревшемся между Шивой и Брахмой, который привел к потере Брахмой головы.
Однажды мудрецы приблизились к Брахме и спросили его — кто создал вселенную. Брахма ответил, что создателем является он. Внезапно перед собранием риши появился Шива, заявив, что он, а не Брахма, является создателем Вселенной. Сами Веды подтвердили слова Шивы. Но Брахма отказался согласиться с утверждением Вед. Тогда возник гигантский призрак Бхайрава - агрессивная форма Шивы. Последний попросил Бхайраву отсечь Брахме голову, одну из нескольких.

Бхайрава отсек пятую голову Брахмы, который в конце концов был вынужден признать превосходство Шивы.
Другая история повествует о том, как Шива отсек пятую голову Брахмы, потому что Брахма обратился к Шиве как к «Капали» «Kapali» носителю чаши-черепа. Шива воспринял это как обиду и немедленно отсек Брахме голову. Поступив таким образом, Шива совершил великий грех Брахмахатьи , грех убийства Брахмина Brahmin. Конечно, Брахма не умер, уцелев благодаря силе своей епитимьи. Но формально преступление было совершено, и отрубленная голова Брахмы не могла быть прощена Шиве — она пристала к его рукам. 
Тогда Рудра спросил у Брахмы, каким образом можно искупить грех и освободить свои руки от головы Брахмы. Брахма посоветовал ему скитаться, нося Капалу Брахмы чашу-череп Брахмы в течение двенадцати лет. По прошествии этого срока голова автоматически должна будет отпасть. После того, как прошли положенные двенадцать лет скитаний, Рудра-Шива пришел в Каши. Здесь чаша-череп Брахмы выпала из его рук. После этого он искупался в священных водах Ганга и вернулся в Кайласу, свой небесный дворец.
Здесь Шива имеет три глаза. В правом ухе серьга в виде листа Патра кундала Patra kundala, в левом ухе серьга в виде Макары Макара кундала Makara kundala. Четырехрукий. В правых руках несет молнию и боевой топор. В левых — чашу-череп Брахмы и сулу.


КАМАНТАКА-МУРТИ
Шива, уничтожающий Каму Kama, бога Любви.
Легенда повествует о том, как Кама, бог Любви, принес свою жизнь в жертву ради спасения богов от демона Тараки.
Дочь ДакшИ-Праджапати Сати вышла замуж за Шиву, и ее отец был против этого брака. Поэтому, когда она явилась без приглашения на жертвоприношение отца, он оскорбил ее, и Сати совершила самоубийство, бросившись в священный огонь. 
Это разгневало Шиву, и он создал внушающего ужас Вирабхадру, который разрушил жертвоприношение Дакши и подчинил его Шиве. После этого Шива наложил на себя суровую епитимью.
Ситуацией воспользовался демон Тарака— ставший чрезвычайно могущественным, он начал тревожить богов. К несчастью для богов, единственным, кто мог убить Тараку, был еще не рожденный сын Шивы, а последний в это время практиковал суровый аскетизм. Было очевидно, что необходимо убедить Шиву прервать его епитимью для рождения сына. Но боги настолько боялись гнева Шивы, что ни один из них не отваживался беспокоить его.
Тогда они послали Каму, бога Любви, чтобы он создал в сознании Великого Йогина мысли о любви. Для этого Кама использовал убранные цветами стрелы и заставил Шиву забыть об епитимье и начать думать о женщинах. Но это разгневало Шиву. В своем гневе он сжег Каму дотла. Но Кама уже достиг своей цели и Шива полюбил Парвати Parvati, которая была порождена царем гор Химаваном Himavan.
Шива женился на Парвати и породил Кумару Kumara, или Субрахманью Subrahmanya, который уничтожил демона Тараку. Жена Камы Рати Rati обратилась к Шиве с просьбой о возрождении своего мужа, и Шива пообещал, что Кама будет возрожден как Прадьюмна Pradyumna 
Шиву следует изображать трехглазым, четырехруким иногда двуруким, со свернутой на темени косой, в позе Йога. У него страшный взгляд, он держит змею и четки. Одна из правых рук в положении Патака-хаста жест простертой руки, словно несущей знамя — мудра победы, левая в позиции Сучи мудра. Высота изваяния Шивы должна быть шесть ангула, а Камы — три ангула.
Изображение Камы должно быть позолоченным, его надо поместить или на пьедестале, или в колеснице. Он весь разукрашен, божественно красив, с пятью цветочными стрелами и луком из сахарного тростника, на его знамени изображена рыба. С ним его спутники: Опьянение, Страсть, Весна и Прохлада. Пять его стрел именуются: Мучительная, Жгучая, Чарующая, Пьянительная, Всесокрушающая. 
Кама должен держать лук в левой руке, стрелу в правой. Лицо Камы должно быть обращено к Шиве. Шиву сопровождает его супруга Сати, а также Девабхага и Васанта.

АНДХАКАСУРА-ВАДХА-МУРТИ
Шива, уничтожающий демона Андхаку.
Несколько плит в Эллоре Ellora изображают гибель демона Андхаки от рук Шивы. Возможно Асура Андхака Asura Andhaka Пуран идентичен Ардхаке Ardhaka Вед и Андхаке Махабхараты. Атхарва Веда описывает Рудру как «Ардхака-гхатина» «Ardhaka-ghatin», или «убийцу Ардхаки».
А было так: Андхакасура был великим царем, воспылавшим любовью к Парвати, супруге Шивы, и желавшим завладеть ею, что привело к войне между Андхакой и Шивой. Во время сражения из каждой капли крови, проливаемой демоном, тут же возникал здоровый и сильный демон, и Шива никак не мог победить Андхаку. 
Тогда Шива создал Чамунду, или Сапта-Матрик - Семь Божественных Матерей для того, чтобы они выпивали кровь Андхаки. Но после того, как они напились кровью демона, из продолжающей течь крови начали снова возникать двойники Андхакасуры. Тогда Шива, попросив помощи у Вишну, почти уничтожил Андхаку своим копьем, но в последний момент Андхака воздал ему хвалу, благодаря чему получил прощение и стал главой гана, слуг-карликов Шивы и получил имя Бхрингиса Bhringisa, или Бхрингириши.
Шива имеет восемь рук. В двух руках несет трезубец, в остальных — барабанчик или колокольчик, меч, чашу-череп, в дух держит шкуру слона, одна рука в позиции тарджани наказания. 
Находится в Алидха-асане. Богиня Йогешвари сидит, держа в руке чашу для сбора капель крови демона Андхаки. В другой руке держит кинжал. Она имеет истощенное тело. Над головой Йогешвари расположен Дакини Dakini — получеловек-полуптица. Справа от нее находится Деви, сидящая в Падмасане.
В “Падма Пуране” 25: 9 Сам Бог Сива Шива, Рудра объясняет Своей Супруге Парвати, что в век Кали Он явится на Землю и под разными личинами будет проповедовать извращённое толкование Вед.

ОМ!