КАМАКАЛА - ИСТЕЧЕНИЕ ЭМАНАЦИЯ БОЖЕСТВА ТРЕУГОЛЬНИК КАМАКАЛА ЯНТРА КАМАКАЛЫ КАМАКАЛАВИЛАСА ТАНТРА
ОМ ШАКТИ ХРИМ ХРИМ ШРИМ КРИМ ПАРАМЕШВАРИ КАЛИКЕ СВАХА
КАМАКАЛА ЭМАНАЦИЯ Я ЕСМЬ
ОМ ШАКТИ ХРИМ


Что истекает из твоей души?- время,
Отточенное твоим знанием тела…
Обоготворенный разум само семя
Источник союза и силы предела
Выбор пары строится на желанье
Огонь любви их сожжет в пепел
Ценным становится его вниманье
Крылья чувств берут его ветер
По интелекту происходит сравненье
Отбор тех же знаний в один сосуд
Ум как зеркало и его отраженье
Рука об руку к единой цели идут
Через эго происходит сложенье
Двух монологов в один череп
Через выбор роли идет служенье
В какой ты будешь жить вере..
Через прикосновенье идет радость-
Сколько тебе нужно поцелуев?
Един ли взмах?ты ощущаешь сладость?
К чему твое тело жизнь ревнует?
Через звук создается аккорд чувств
Напряженный, ясный, сама гармония
Какие ты предпочитаешь из искусств
И нравится ли тебя небес симфония?
Через форму открывается дом
Общие вещи становятся миром
Сочетая свои действия с костром
Ты играешь знаком кумиром
Насколько нравится имя тебе?- крик
Как повторяешь имя дорогого?
Насколько имя отражает твой лик
И создает ли оно дух святого?
Через душу происходит религия
Общая связь с Богом- суть связки
Какое небо голубое или синее
Нужны ли сердцу Бога подсказки?
Через память идет разветление
Принятие данности своей участи
Ее загрузка и ее высвобождение
Подобны железной напасти
Через понятие смерти пик обретается
Вырывается наружу само вечное
И то, что в судьбе не всегда сбывается
Отправляет жизнь в бесконечное
Через плоть тела происходит слияние
Насколько рост вес и цвет подошли
На 16 частей разделяя подсознание
Мы один тунель реальности нашли
По запаху происходит притяжение
Слияние ароматов дает восторг
В их дыме раскрывается обнаружение
Запах указывает твой порог
Через ген семени идет открытие
Кто есть ты и куда лежит твой путь
Принимая спирали мысли развитие
Ядро рода определяет выбора суть
Прилепление двух сердец таинство
Загадка тысячелетий вне времен
Входя своим светом с небом в равенство
Пульсацией секунды ты окрылен….
ОМ ТАТ САТ

 

Шри Камакхья Махавидья мандир


ДОКТРИНА КАМАКАЛЫ

https://pp.vk.me/c627818/v627818743/35a99/LPMad1TUNAY.jpg

Мы будем рассматривать одну из наиболее важных доктрин каула-тантризма - доктрину камакалы (kamakala), Она принадлежит преимущественно школе шривидья, хотя ее непосредственные аналоги есть и в других традициях кулы. Доктрина камакалы в своей основе восходит к ранним тантрам, окончательно же она была выражена в тантрах шривидьи и работах апологетов этой школы. Вероятнее всего, шривидья изначально возникла в Кашмире. Однако довольно рано она распространилась на юг Индии и впоследствии стала преимущественно южно-индийской школой.
Шривидья была и остается одним из доминирующих течений тантризма, особенно на юге страны. Традиционно выделяют три ветви этой традиции - кашмирскую, керальскую и бенгальскую (кашмира, керала, гауда). Из них сохранились только две; кашмирская линия утрачена. Хотя большая часть самих адептов шривидьи считает, что их традиция существовала еще до времени Шанкары (VIII в. н.э.). объективных тому подтверждений нет. Самая ранняя тантра этой традиции, Вамакешвара, была написана между IX и XI вв. н.э.[4] Большая же часть текстов, обладающих наибольшими авторитетностью и распространением, - довольно поздняя. В наши дни теория и практика шривидьи зачастую в большей степени опираются на труды комментаторов, чем на исходные тексты. Для южноиндийской шривидьи одним из важнейших текстов является Парашурамакальпа-сутра написанная ок. XVI в. н.э.[5] (и комментарий Рамешвары Сури на нее).

Картинки по запросу shiva shakti

Сексуальность в метафизике тантризма

Одна из центральных идей тантризма - понятие о Божестве как о паре взаимодополняющих начал - мужского и женского. По словам Кнута Якобсена, «в тантризме Божество образовано сексуальной полярностью, воспринимаемой как божественная пара, как то Шива-Шакти, Вишну-Шри, Радха-Кришна и т.д.»[6].
Корни этой идеи уходят в предшествующие тантризму учения, вплоть до ведизма. Это же можно сказать о тантризме в целом - о его теории и практике[7]. Выдающийся мыслитель Капали Шастри, адепт шривидьи, писал: «По природе своей упанишады, тантры и т. д. являются продолжением учений ведической мудрости, несмотря на их отличия по форме»[8]. Такова же точка зрения большей части самих тантр[9]: так, Куларнава- тантра утверждает, что учение кулы есть «сущность вед». Если не на уровне доктрины, то на уровне ритуала в ведизме, несомненно, был определенный элемент сексуальности. Брихадараньяка-упанишада описывает соитие как сакральный акт[10]; некоторые сексуальные ритуалы сопровождали ведические жертвоприношения[11]. Тем не менее именно для тантризма сексуальная составляющая стала основной характеристикой[12]. Это в полной мере справедливо для шривидьи, которая изначально была исключительно каулической традицией[13] (впоследствии, однако, появилась ее модифицированная версия, адаптированная под смартизм — т.н. самая: одним из ее наиболее влиятельных апологетов был Лакшмидхара).
Из метафизики кашмирских систем в шривидыо перешла концепция Шивы-Шакти как двух аспектов абсолютного сознания - пракаши и вимарши. М Дычковски описывает их следующим образом: «Шива идентифицируется со светом сознания (prakasa), и Шакти - с его отражающей [этот свет] осознанностью (vimarsa). Они вдвоем изображаются как соединенные в радостной любовной игре камакалы»[14]. Камакала представляет собой многоплановый образ, в котором сливаются метафизическая, религиозная, эротическая и ритуальная составляющие. Но прежде всего камакала - это любовное единение двух начал: двух аспектов единого Божества и их человеческих воплощений, мужчины и женщины.
Несмотря на то, что основа доктрины камакалы присутствовала в тантризме, по всей вероятности, с самого момента его возникновения, окончательную свою форму и наибольшую важность она приобрела в традиции шривидьи[15]. Не будет даже преувеличением сказать, что камакала - это сущность шривидьи[16].


Божественная природа женщины

Доктрина божественной природы женщины характеризует тантризм как таковой[17] и является одним из основополагающих его признаков. Для индуизма же в целом подобное воззрение совершенно нетипично. В смрити-шастрах положение женщины низкое, и в большинстве последующих текстов ситуация аналогична. Похоже, что женщина была почти равноправна мужчине лишь в раннем ведизме[18], а во всех более поздних индуистских традициях она рассматривалась как недочеловек и ставилась на одну доску с шудрами. В индуистских писаниях выражение «женщины и шудры» встречается в изобилии. Даже Гаутама Будда, выступавший против кастовой системы в целом, к женщинам относился весьма негативно.
Однако в отдельных случаях ситуация была иной. Даже в Манавадхармашастре есть место (III. 55-56), где о женщинах отзываются уважительно. В некоторых пуранах также встречаются почтительные упоминания о них и даже тантрическая доктрина божественности женщины. Для примера можно привести следующие фрагменты: «О Богиня, все видьи - твои части, а в мире все женщины - [твои проявления]»[19]; «Богиня, в образе йони пребывает во всех женщинах»[20].
В тантрах же эта тема проходит красной линией. Из текста в текст переходит известный стих: «Женщины - богини, женщины - жизненное дыхание, женщины - украшение»[21]. Аналогичные восхваления женщин встречаются даже в буддийских тантрических источниках, - например, в Чандамахарошана-тантре (VIII. 30), Тантры утверждают, что «тот, кто не почитает свою возлюбленную, погрязает в препятствиях и теряет все благие заслуги прошлых рождений»[22]. В Тара-тантре (V. 13) говорится, что «возлюбленная должна быть почитаема как иштадевата», Колее того, согласно Аннадакальпа-тантре (XV. 46) «можно отвернуться от матери и отца, Шивы, Вишну и Деви, но никогда нельзя отвергать свою возлюбленную».
Интересно, что Бхаскарарая Макхин в своем комментарии на Лалита-сахасранаму[23] выводит этимологию имени Бхайрави - от «бхиру», т.е. «женщины». Это весьма убедительно, так как «Бхайрави» - не только имя Богини, но и технические обозначение партнерши в тантрическом ритуале. И, подобно Трииурасундари[24], Бхайрави есть божество камакалы.

https://pp.vk.me/c627818/v627818743/35b3e/rr26T4qNJyA.jpg

https://pp.vk.me/c627818/v627818743/35b46/iYwi5fUYU7A.jpg
Доктрина камакалы

Доктрина камакалы затрагивается так или иначе практически во всех текстах традиции шривидья. Так, одна из самых ранних тантр этой школы, Вамакешвара, касается этой темы в обеих своих секциях - Нитьяшодашикарнаве и Йогинихридае. О камакале писали и современные учителя шривидьи, - например, Капали Шастри и Амритананданатха (Прахлада Шастри).
В самом общем смысле камакала представляет собой любовное единение Шивы и Щакти. В этом случае синонимами термина «камакала» будут ямана, йога, трика и самарасья. Джнянарнава-тантра (XXII. 67-68) утверждает, что единение Шивы и Шакти есть истинная йога, т.е. камакала. Таким образом, камакала, хотя и является существительным женского рода и соответственно эпитетом Богини, указывает на высшее Божество в его полноте. Согласно учению тантр, особенно шривидья-тантр, характерное качество Божества - любовь, или страсть – кама. Шива и Шакти именуются Камешварой и Камешвари, т.е. «Владыкой камы» и «Владычицей камы». Их соединение есть камакала[25]. Символически Камешвара и Камешвари представлены двумя треугольниками, соответ-ственно вершинами вверх и вниз, образующими имеете шестиугольную звезду (шаткона)[26].


Схематично камакала представляется четырьмя элементами - тремя бинду и хакарардхой (hakarardha), половиной буквы «ха»[27]. Чаще всего они рассматриваются следующим образом: кама есть махабинду. символизирующее Парамашиву, тогда как кала - единение двух бинду, красного и белого, т.е. Шакти и Шивы[28]. Хакарардха, или мишрабинду представляет собой эманацию божественной пары и обозначается треугольником. Однако существуют и иные трактовки этого символа. Например, Дирк Ян Хоенс интерпретировал камакалу как божественный принцип (кала), проявляющий себя как желание (кама)[29].

Камакала-янтра в соответствии с Йогини-хридайя-тантрой.[30]

https://pp.vk.me/c627818/v627818743/35b36/UgQpSJ4yRl8.jpg
Подобно тому как богиня Кубджика[31] соединяла в себе женское и мужское начало, но при этом рассматривалась все же как именно Шакти, так и камакала, которая в действительности есть слияние двух полов (самарасья), стала проецироваться на саму Трипурасундари. Фигура, образованная наложением двух треугольников (камакала-янтра, графическая репрезентация камакалы), описывается в Йогинихридае31 и других текстах шривидьи как символический образ тела Богини. В этом случае вершина треугольника Шивы соотносится со ртом Богини, два других его угла накладываются на ее груди: вершина треугольника Шакти, обращенная вниз, представляет собой йони.
Камакала часто фигурирует как эпитет Богини, «Истекающая страстью»[32]. Этот эпитет встречается в Лалита-сахасранаме, Саубхагъяштоттара-шатанаме[33], Кундалини-сахасранаме[34], Тарабхактикуласарвасва-сахасранаме[35] и Махараджни-сахасранаме (стих 106)[36].
Важная сторона доктрины камакалы - рассмотрение алфавита (матрика) как фонетического тела Богини[37]. Сама идея, что вибрация, звук, речь есть Шакти, присутствует в том или ином виде в любой тантрической традиции. Однако особое место она заняла в традициях кашмирского тантризма и шривидье.
Патанананданатха, комментатор Камакалавиласы, соотносит каму с Парамашивой и буквой «а»[38], первой буквой санскритского алфавита, а калу - с «ха», последней буквой[39]. Таким образом, камакала охватывает собой всю матрику[40]. Можно сказать, что это просто разные формы представления мистического тела Богини: камакала есть графический форма, алфавит - фонетическая, а фигура женщины - иконографическая. Причем все они отождествляются с кундалини.
Камакала как единое целое символизируется графемой «и», или «им» (Камакалавиласа I, 15)[41]. Своей изогнутой формой эта буква санскритского алфавита напоминает кундалини, а также Трипурасундари как трикханду. т.е. «имеющую три раздела»[42]. Эти три раздела (кханда) есть голова, грудь и йони Богини, соотносящиеся стремя частями (куша) пятнадцтислоговой видьи Трипурасундари[43]. Однако различные источники связывают с камакалой разные биджи. Так, Шактисангама-тантра (Кали-кханда, III, 88) называет «и», «е» и «хсаух»[44]. Существует мнение, что в ведизме пранавой считался не слог «ом», а как раз «им»[45]. В подтверждение этого можно привести строчку из Шрисукты, относящейся к корпусу Ригведы: «Прибежите у той Лотосной, «им», я принимаю»[46]. Подобное отождествление пранавы с биджей камакалы сохранилось только в шривидье.
С доктриной камакалы непосредственно связаны всевозможные троицы тантрической метафизики. В первую очередь это триада огня, луны и солнца[47]. Шива обычно соотносится с луной, а Шакти - с огнем; солнце есть страсть их слияния, Кама[48]. Таким образом, они ассоциируются со священной диадой ведизма - Агни и Сомой. В свою очередь, три названные составляющие соотносятся с тремя частями алфавита[49], тремя кутами видьи, тремя частями шричакры, тремя шакти и т.д.
В контексте мантра-шастры камакала ассоциируется с комбинациями бидж - тремя биджами видьи Балы, трикхандой и панча-банами. Бала-видья образуется биджами «айм», «клим» и «саух», которые представля¬ют собой сжатые до одного слога куты основной мантры. В этом случае «саух», нара-биджа, символизирует высшую Шакти, тождественную Парамашиве, и соответствует сахасрара-чакре, «клим» - нераздельно-неслиянную пару Шива-Шакти, и соответствует сердцу, а «айм» - истечение их страсти, соответствующее йони Богини. Далее камакала представляет собой сочетание букв «ха», «са» и «ра»[50]. Кроме того, она образуемся группой бидж, называемых панча-бана («пять стрел Камы»). Указание на эти пять бидж содержится в 19-м стихе Саундарьялахари. Более очевидным образом они описаны в других текстах, - например, в Нитьотсаве и Кулапуджана-чандрике. И, конечно же, основная видья Трипурасундари - это форма камакалы. Ее шестнадцать букв[51] соответствуют шестнадцати нитья-шакти, богиням камакала-янтры[52].
Камакала отождествляемся с кундалини[53], которая изначально представляла собой именно энергию речи, матрика-шакти, Кроме того, кундалини, как и камакала, тождественна основной мантре[54]. Рассматривая камакалу как кундалини, следует отметить интересный момент: согласно многим тантрическим текстам, в особенности ранним, и устной традиции[55], существуют два аспекта кундалини - верхний и нижний. При этом изначальной является верхняя кундалини (урдхва-, или маха- кундалини[56]), тогда как нижняя есть ужатая форма первой. Тантрическая практика направлена на то, чтобы призвать нисхождение кундалини, благодатной силы Божества (ануграха-шакти). Этот нисходящий поток именуется шактипатой, или шактинипатой. Именно эта нисходящая благодать - причина духовного возвышения и преображения человека[57]. В этом аспекте сотериология каула-тантризма близка к сотериологии семитских религий.
Камакала-дхьяна

Как уже отмечалось, тантры проповедуют видение Богини в женщине и достижение состояния самарасьи - апофеоза всей тантрической прак¬тики - в любовных отношениях с неи[58]. Соответственно камакала-дхьяна (медитация на камакалу) практикуется в двух вариантах, которые, впрочем, - скорее стадии одного процесса, нежели отдельные садханы.
В первом случае камакала-дхьяна представляет собой созерцание обнаженной женщины[59]. При этом янтра камакалы проецируется на ее тело – так, что четыре бинду соотносятся с лицом, грудями и йони. Тантрист видит в женщине саму Трипурасундари[60] и медитирует на каму (страсть), возникающую в своем сердце. Согласно тантрической доктрине, благодаря возбуждению садхаки и его партнерши, возбуждается сама Богиня[61]. Так проявляется состояние камакалы — растворение в истечении страсти. Если шакти желает, садхака может целовать ее йони и вкушать йони-таттву - видимое проявление милости Богини[62]. Однако в реальной практике многих школ шривидьи, относяших себя к так называемой традиции самаи[63], камакала-дхьяна выхолощена до исключительно внутренней медитации. Против подобного искажения смысла этой практики выступал в свое время великий Бхаскарарая, отстаивая перед бенаресскими брахманами необходимость участия женщин.

 Камакалавиласа - тантра

Камакхья Тантра.