Культ Шивы и поклонение его эмблеме - линга - так же древний, как сам Индуизм. Буквально «Шива» обозначает благоприятствование, а «линга» - знак или символ. Следовательно Шивалинга - символ Бога, Абсолюта, который всеблаг. Шива также означает Единое, в котором сущее отдыхает после разрушения. Линга олицетворяет ту же самую реальность - место, в котором объекты растворены после распада Вселенной, после чего, согласно Индуизму, тот же самый Бог создает, поддерживает и отправляет Вселенную в небытие. Таким образом, Шивалинга представляет самого Бога.

Является Шивалинга фаллическим символом, или нет — вопрос открытый. Фаллический культ существовал во многих древних цивилизациях. Многочисленные Линги и Йони были обнаружены при раскопках в Мохенджодаро и Балучистане.
    Арии могли позаимствовать фаллический культ у туземных племён. Вполне возможно, что Индуизм вобрал в себя фаллические культы первобытных культур и, далее, поклонение им возвысилось до уровня Отцовско-Материнского принципа Создания.
    В древности существование понималось как результат объединения мужского и женского принципов. Фаллос, символ производящей энергии, рассматривался причиной творения, живого и неживого. Поэтому когда образ Шивы эволюционировал до видения его причиной всех причин, линга стал его символом.
    Риг Веда упоминает о людях, богом которых был фаллос (Шишна-Девата). Шветашватара Упанишад говорит о боге Ишане как об осуществляющем контроль над каждым Йони (женский половой орган), подразумевая Бога, контролирующего каждый акт творения.
    Также существует версия, что Линга не является фаллическим символом. Шива не имеет формы — он «всеобъемлющий». Так как он включает в себя все возможные формы, ничто в мире не может полностью его охватить. Всякая форма, которой поклонялись как Шиве, имеет, следовательно, его клеймо или знак, который должен представлять идеи «бесформенности» и «всеформенности», которые и вобрал в себя Шива-линга, выглядящий подобно фаллосу. Он имеет тысячи голов, тысячи глаз, тысячи рук и ног. Вершина Шивалинга в форме сферы включает в себя тысячи голов. По сторонам цилиндрического тела расположены его лики, глаза и руки. Круглое основание олицетворяет его ступни. Таким образом, Шивалинга является воплощением всеобъемлющего Пуруши.
    По одной из версий Шивалига является пережитком Ведического йупастамбха (yupastambha) — столб, к которому привязывали жертвенных животных.
   Шивалинга могут быть переносными (чала) и стационарными (ачала). Переносные линга хранятся в раке дома и используются для поклонения, или изготавливаются для временного пользования из песка, риса, приготовленной пищи, речного ила, коровьего навоза, масла, зёрен рудракша, пепла, сандаловой пасты, травы дарбха, цветочной гирлянды или патоки для поклонения и раздачи после богослужения, а также носятся на теле в форме ишталинга (как это делают Вирашайва).
    Стационарные линга устанавливаются в храмах. Обычно они высечены из камня и состоят из трех частей. Нижняя часть в виде квадрата зовется Брахмабхага и представляет Брахму-творца. Средняя часть, восьмиугольная, зовется Вишнубхага и представляет Вишну-вседержителя. Две эти части являются основанием. Рудрабхага — выступающая часть, на которой совершались культовые церемонии. Поэтому она также зовётся Пуджабхага.
   На Пуджабхага наносятся линии, которые называются брахмасутра. Они являются необходимым атрибутом Пуджабхага.
    Шива предписывал почитать бхасма, или священный пепел. Следовательно, нанесение священного пепла на лоб и другие части тела (в форме трипундра) является обязательным ритуалом для Шиваитов. Пепел обычно берётся из священного пламени — грхиагни. Он наносится в виде трёх горизонтальных линий. Три линии указывают на три аспекта Шивы, три звука АУМ, три Веды, три мира, три гуны, три огня и три ежедневные жертвы. Носящий трипундру верит в очищение через неё.

    Культ Шивы и поклонение его эмблеме - линга - так же древний, как сам Индуизм. Буквально «Шива» обозначает благоприятствование, а «линга» - знак или символ. Следовательно Шивалинга - символ Бога, Абсолюта, который всеблаг. Шива также означает Единое, в котором сущее отдыхает после разрушения. Линга олицетворяет ту же самую реальность - место, в котором объекты растворены после распада Вселенной, после чего, согласно Индуизму, тот же самый Бог создает, поддерживает и отправляет Вселенную в небытие. Таким образом, Шивалинга представляет самого Бога.

    Почитание Шивы в образе Лингама также естественно как дыхание. Ребенок, сам не ведая того, лепит его из песка и поливает водой из ладошек, совершая тем первую в своей жизни пуджу Господу Шиве, переживая первый, хотя еще и неосознанный, религиозный опыт иерофании. Символизм же его формы выходит за обозримые пределы как самого шиваизма, так и всего индуизма в целом. Взять хотя бы такие концептуальные денотаты Шивалингама как гора Кайлас в Тибете, египетские или мексиканские пирамиды, мегалиты о-ва Пасхи и Британии (загадочным образом «разбросанные» по нашей планете, согласно строгой математической системе), менгиры («мужские камни») Западной Европы, Северной Африки, Ассама (Индии), Кавказа, Дальнего Востока, Урала или Кольского п-ова, где совсем недавно в Хибинах были обнаружены 2-х метровые лингамы, установленные рядом с подковообразными (в форме йони!) возвышениями. Не следы ли это затерянной Гипербореи (страны бога Северного (!) ветра), путь в которую указывает Кандалакша («знак стрелы», возможный перевод с санскрита)?! А также конические камни и колонны шумеро-семитской традиции. Сюда можно отнести и буддистские ступы, и дельфийский (греческий) Омфал («пуп земли») и мусульманский черный камень Кааба (своего рода кубический Омфалос арабского мира). Символизм лингама проглядывает и в образе египетского бога плодородия Мина и греческого Гермеса, славянского Перуна-Громовержца (дарователя мужского начала, украшенного рубинами), и его литовском архетипе – Перкунасе, кельтском коронационном камне Лиа Файл (иначе известном как Камень Судьбы) и многочисленных тотемных идолах Океании. Даже остроконечники католических соборов, возвышающиеся купола мусульманских мечетей, православных храмов и церквей, пасхальные куличи и Аруначала – Лингам Господа Шивы, символизирующий элемент огня, Тируваннамалаи (Индия) крашеные (от «красные») яйца несут в себе философию символизма Лингама Шивы или фаллическую семантику. Ну, скажите, разве не выглядит чрезвычайно «по-домашнему» (чем-то привычно родным) ветхозаветная Шиваабхишека, исполненная Иаковом, который еще за три столетия до получения евреями Торы и почти за 2 тысячи лет до Рождества Христова «…поставил камень памятником и возлил елей на верх его, и нарек домом Божиим» (Бытие 28: 16-22)?! А библейская история явления Господа в образе горящего тернового куста на горе Синая, не стоит ли в одном семантическом ряду с пураническим мифом Огненного Шивалингама, чья манифестация навеки застыла в Южно-Индийской Аруначале?! Не доказательство ли это, сколь известна и самобытна была в те далекие времена, когда век обскурантизма и господства различного рода догм еще не наступил, живая традиция поклонения Лингаму Господа.
     Как видим, почитание неиконического образа Бога (Шивалингама), лишь под разными именами, было распространено повсеместно во все времена и среди всех народов, и остается таковым и по сей день. Да и что, в конце концов, не есть на земле символ (лингам) Бога?! Сам человек, – не что иное, как Его божественная линга, в которой в полной мере отражены Мать и Отец сего мира. Сказано: «Признак всех существ (праджа) – не лотос (знак Брахмы), не чакра (знак Вишну), не ваджра (знак Индры), но Лингам (знак Шивы) и Йони. Поэтому, все существа принадлежат Махешваре… Знайте, Ишана есть Лингам, Ума есть Йони» (Махабхарата).

Типы Шивалинг

Лингамы в соответствии с эпохами (Югами)

  С Сатья (Критья) югой соотносится линга из драгоценного камня,
с Трета — из золота,
с Двапара — из ртути,
с Кали югой — из земли.

Баналинги

Баналингам

   Это разновидность Шивалинги. Особого вида галька из русла реки Нармада называются Баналинги. Банасур создал эти лингамы для ритуального поклонения, а затем оставил их на горе, расположенной на берегах реки Нармада. Йаджнявалкьясамхита утверждает, что наряду с водными потоками эти лингамы достигли Нармады. Подобно Нармадалингамам баналингамы также были найдены в реках Ганг и Ямуна. "Поскольку баналинги изготавливаются из непористого камня подобного мрамору, только намного прочнее, они тяжелые и не разрушаются легко.

Шивалинга с 5 лицами

Шивалингам с 5 лицами

    Шивалинги с 5 лицами также найдены в некоторых местах.
   Названия 5 лиц – Садьоджат, Вамадев, Агхор, Татпуруша и Ишан. 4 лица Господа Брахмы представляют следующие знания: 1. созидания, 2. сохранения, 3. растворения и 4. духовных переживаний. 4 лица Шивы представляют собой четыре стороны. Пятое лицо, которое устремлено в небо, является универсальным лицом, символизирующим чистоту и духовный прогресс.

3 ликая форма.

Шивалингам с 3 лицами

     Если перед Шивалингой или Нанди есть трехликая форма, то это изображение Шанкара, если нет, то это Датта.

Лингамы пяти космических элементов.

     Южная Индия имеет следующие пять лингамов из пяти космических элементов: притхиви (абсолютная земля) – Шиваканчхи (Shivakanchi), апа (абсолютная вода) – Джамбунатх (Jambunath), Тедж (Tej) (абсолютный огонь) – Аруначхалам (Arunachalam), Ваю (абсолютный воздух) – Калхастри (Kalhasti) и Акаша (абсолютный эфир) - Чидамбарам.

АШТАКОНА -8 ликая форма.

Шивалингам с 8 лицами

По поводу элементов.

    Лингамы соответствуют пяти элементам - Акаща, воздух, вода, огонь, земля. Шива проявлен во всех элементах, поэтому ему поклоняются через все пять элементов. Существует пять храмов Шивы, посвященных пяти таттвам. В храме, посвященном элементу воды под Шива Лингамом протекает ручей, и там всегда вода. Этот храм называется Джамбукешварар Акиландешвари, и находится в Тричи. Легенда говорит, что Парвати создала Шива Лингам из воды, на берегу реки Кавери, под деревом Джамбу. Там находился паук, который привлекся служением Шиве и сплел из паутины навес над Лингамом, чтобы на него не палило Солнце. На этот навес падали листья и создавали тень. Но рядом оказался слон и принял паучий навес за кучу мусора, и тоже решил послужить Шиве, смахнул паутину с мусором. Паук снова и снова восстанавливал свой навес, а слон опять его ломал. Тогда паук рассердился, влез к слону в хобот и ужалил его.

Слон тут же умер, а паук не смог выбраться из хобота, и поэтому умер тоже. В следующей жизни этот паук родился сыном царя в династии Чола и принял участие в строительстве храма на этом месте.
     В храме акащи - алтарь пуст, вернее, Шива лингам там присутствует в невидимой форме. В храме огня Шива Лингам всегда раскаленный, он расположен на горе, которая постоянно горит. Это что-то вроде вулкана, только как бы постоянно тлеющая земля под храмом.

100 и 8, и тысячи лингамов

Шивалингам с 1000 лингами

    Эти лингамы, созданные вертикальными и горизонтальными линиями, выгравированными на части Рудры, образуют 108 или тысячу квадратов соответственно.

Дхаралинга

     Создается рисованием от 5 до 28 глубоких вертикальных канавок на участке Линги Вишну. Благодаря этим канавка вода ритуального омовения (Абхишек) стекает легко.
 

Различные компоненты, из которых может быть сделан Шивалингам.

Согласно различным Пуранам, Тантрам и другим религиозным текстам, Шивалингам может быть сделан из различных материалов. Эти Линги называются согласно материалу, из которого они сделаны и особенности, которые они имеют. Как и в других индуистских ритуалах, использование каждый из этих материалов – чистая философская символика. Некоторые из них упомянуты ниже:
Ашталоуха линга (Ashtalouha Linga)
Делается из восьми металлов и вылечивает один из видов проказы.
Вайдурья линга (Vaidurya Linga)
Делается из драгоценного камня, называемого вайдурья (vaidurya) – Ляпис и защищает от наветов врагов
Спхатика линга (Sphatika Linga)
Делается из кристалла и дарует выполнение всех желаний.
Трапу линга (Trapu Linga)
Делается из металла tagara и, при систематической пудже, дает защиту от врагов.
Айаса линга (Ayasa Linga)
Делается из Витроил (vitroil) или соли серной кислоты (?) и освобождает от угроз врагов
Шееша линга (Sheesha Linga)
Делается из свинца и делает преданного неуязвимым для противника.
Наванита линга (Navanita Linga)
Делается из масла и дарует известность и богатство.
Дурвакададжа линга (Durvakadaja Linga) или Гарика линга (Garika Linga)
Делается из определенной травы – "agrostis linaries" и оберегает преданного от несчастных случаев со смертельным исходом.
Карпура линга (Karpura Linga)
Делается из камфоры и дарует освобождение.
Айасканта линга (Ayaskanta Linga)
Делается из магнита и дарует сиддхи.
Аштадхаату линга(Ashtadhaatu Linga)
Делается из смеси Ashtadhaatu (восемь святых металлов, то есть, золото, серебро, медь и т.д.), и дарует сарвасиддхи (sarvasiddhi)– все сиддхи.
Моуктика линга (Mouktika Linga)
Делается из пепла соженного жемчуга и дарует различные благоприятности и благосостояние.
Питтала линга (Pittala Linga) или  Камсья линга (Kamsya Linga)
Делается из сплава меди и колокольной бронзы и дарует освобождение души от тела.
Бхасма линга (Bhasma Linga)
Делается из пепла и дарует все желаемые заслуги.
Гуда линга (Guda Linga) или Сита линга (Sita Linga)
Делается из неочищенного пальмового сахара или обычного сахара и дарует счастливую жизнь.
Вамсанкура линга (Vamsankura Linga)
Делается из нежных листьев бамбука, и дарует здоровое потомство.
Пиштака линга (Pishtaka Linga)
Делается из рисовой муки и дарует преданному знания.
Дадхидугдха линга (Dadhidugdha Linga)
Делается из молока и обезвоженного творога и дарует преданному богатство и счастье.
Суварна линга (Suvarna Linga)
Делается из золота и дарует mukti – избавление души.
Раджата линга (Rajata Linga)
Делается из серебра и дарует благосостояние.
Дхаанья линга (Dhaanya Linga)
Делается из зерна и дарует небывалые урожаи.
Пхала линга (Phala Linga)
Делается из фруктов (плодов) и дарует владельцу сада хорошие урожаи.
Дхатри линга (Dhatri Linga)
Делается из горьковато-кислых плодов Phyllanthus emblica (индийский крыжовник), и дарует освобождение.
Гандха линга (Gandha Linga)
Делается из трех компонентов [в пропорции] – четыре части сандаловой пасты, три части кумкума и две части мускуса. Размер линги определяется количеством и стоимостью ингредиентов, но их соотношение остается неизменным. При почитании этой линги каждый благословляется Шивасайуджйамукти – слияние дживатмы в Параматме. Дарует освобождение из колеса сансары.
Пушпа линга (Pushpa Linga)
Делается из различных видов свежих, ароматных, разноцветных цветов. Дарует преданному царский статус и земли.
Госакру линга (Gosakru Linga)
Делается из экскрементов коричневой коровы. Благословляет богатством.
Валука линга (Valuka Linga)
Делается из чистого и мелкого песка, дарует статус видйадхара и Шива-саюджа (Shiva-sayujya) прапти (prapti) (единство с Шивой).
Паарада линга (Paarada Linga)
Делается из ртути и дарует бесценные богатства.
Йавагодхумасалидж линга (Yavagodhumasalij Linga)
Делается из комбинации зерен ячменя и почвы от коровьего пастбища, дарует santanaprapti в дополнение к богатству.
Ситакханда линга (Sitakhanda Linga)
Делается из сахарных сладостей и одаривает преданного здоровьем и освобождением от всех болезней.
Лавана линга (Lavana Linga)
Делается из соли, смешанной с порошками Hartal и Trikatukala. Дарует преданному Вашикаранашакти (Vasikaranasakti) – силой очарования.
Тилаписта линга (Tilapista Linga)
Делается с пастой семян гингили. Исполняет все желания преданного.

Парад Шивалинг (Shivling)
Это шивалинга состоит из ртути и серебра. Ртуть, естественно, в жидком виде, поэтому речь идет о сложном процессе кристаллизации. Он используется для садханы и если сосредоточиться на нем во время поклонения, то большая часть своих желаний исполнятся. Это рекомендуют наши мудрецы, чтобы прославить и поклониться Парад Шивалинг. Это лучше рекомендуется для мира, процветания и счастья. Но по благодати и милосердию Господа Шивы Шивалинга Парад послан на благо народов за мир и процветание.

Преимущества Шивалинга Парад приводится ниже:
1. Благосостояние дома или офиса, (не нехватки продовольствия, денег или одежды).
2. Если иметь в спальне, он приносит гармонию между парой.
3. Если он находится во время религиозного собрания, он приносит знания, призывая богиню Сарасвати.
4. Просвещает студентов, даруя им знания и обостряет их память.
5. Удаляет отрицательное воздействие Брахмхатья (Brahmhatya), Гау-хатья (hatya) и Бал-хатья (Bal-hatya) (грех за убийство священника, коровы или ребенка во всех предыдущих воплощениях)
6. Погрузить его в воду Ганги и брызнуть ею на лицо или разбрызгать в помещении. Пагубный эффект астрологической и черной магии зла исчезнет.
Парад очень божественный и священный металл. Поэтому он не должен быть погружен в любые жидкости, включая воду и молоко, так как это может вызвать нестабильность Парад, и тем самым нанести вред изделию.

 

ЛИНГА МАНДАЛА ЧТО НАХОДИТСЯ ВНУТРИ ЛИНГАМА ШИВЫ
ОМ ШАКТИ ХРИМ
 О ПРИРОДЕ КУЛЬТА ЛИНГАМА В ШИВАИЗМЕ

Каменный лингам, являющийся объектом величайшей святости, более священным, чем любое антропоморфное изображение, на протяжении тысячелетий устанавливается в центре «святая святых» каждого шиваитского храма. Вертикальный камень, который «вырос сам по себе» из земли (svāyambhuva – «самосуществующий»), считается наиболее священным среди лингамов. Лингамом может быть камень продолговатой формы, обкатанный водами реки или сделанный человеческими руками из дерева, камня, глины, драгоценных камней или металлов…
По всей Индии – от Кашмира до Каньякумари – распространен культ лингама, но исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу его происхождения и его природы. Нет единодушия по вопросу, был ли культ лингама изначально неарийским. Часть исследователей в почитании лингама видит фаллический культ, другая часть трактует лингам как символ или «тонкое тело» самого бога. Есть попытки объяснить происхождение культа влиянием формы буддийской ступы, которая появляется около V века до н.э., или конусообразного пламени.
Фаллическая версия культа лингама более известна, поэтому мы вначале сосредоточимся на противоположной позиции. Противники понимания лингама как фаллоса выдвигают следующие аргументы.
База, на которой устанавливается лингам, предназначенная для отведения воды, если и имеет сходство с женским органом, yoni, то случайное. Сток для воды, известный как gomukha, не является особенностью храмов Шивы. Его нефаллический характер подтверждается существованием и квадратного основания лингама, в котором заподозрить сходство с yoni затруднительно.
Образ Рудры со всей возможной полнотой описан в «Шатарудрии», гимне из «Тайттирия-самхиты» – одного из изводов «Черной Яджурведы» [ТС IV. 5. 1 – 11]. Одиннадцать частей этого гимна описывают Рудру заполняющим Вселенную, многочисленные области и уровни составляют грани его бытия. Но ни в одном из множества имен и атрибутов бога невозможно найти фаллических импликаций. Атхарваведа также не дает свидетельств в пользу фаллического характера Рудры. Гимны-заклинания и практики, относящиеся к плодородию и порождению, изобилуют в Атхарваведе и относящейся к ней вторичной литературе. Если бы Рудра был богом плодородия, он занимал бы в этих гимнах и практиках соответствующее место, но этого не происходит. Также и брахманы не делают намека на фаллический характер Рудры. Напротив, изначальный нефаллический характер его предполагается в конфликте с Праджапати [АйтБр III.33]. Ритуалы плодородия в брахманах встречаются [ШБр II.5.2.20], и авторы, не колеблясь, в связи с этими ритуалами указали бы на фаллические черты Рудры, если бы они существовали, учитывая враждебность Рудры другим богам.
Ранний этап формирования культа, весьма отдаленный от нас во времени, с трудом реконструируется на основе литературных источников, археологических раскопок и традиции.
Ригведа [РВ VII.21.5; X.99.3] пренебрежительно отзывается о тех, кто сделал фаллос (śiśna) своим богом. Они не допускались до ведических жертвоприношений, Индра убивал их. Отношение их к шиваитскому культу лингама неясно. Ссылки на почитание лингама находим в Махабхарате и Рамаяне. Рамаяна [VII.31.41] гласит, что Равана, куда бы ни шел, брал с собой золотой лингам. В Махабхарате иногда указывается ясно фаллический характер лингама [Мбх XIII.14.229]. Мудрец Упаманью, проповедник культа лингама [Мбх XIII.14.63], говорит об этой форме поклонения как о давно установленной традиции [XIII.14.134-35]. Детальное описание почитания лингама в данном контексте считается самым ранним литературным текстом, относящимся к этому культу.
Археологические находки в Мохенджо-Даро не позволяют сделать однозначного вывода о связи лингама с культом Пашупати. Маршалл, увидев на печати поднятый фаллос, сделал оговорку, что, возможно, это всего лишь украшение на поясе. Маккей также замечает, что неизвестно, как лингамы в те времена соотносились с почитанием Шивы.
Лишь несколько случаев почитания лингама можно датировать с некоторой определенностью. Лингам из Гудималлама (Андхра Прадеш), относимый к III в. до н.э., возможно, самый ранний из датируемых лингамов. Другой лингам, принадлежащий к реалистическому северному типу этого символа, находится в Лакнау, в музее.
Термины lińga и yoni встречаются в Шветашватара Упанишаде [IV.11; V.2,4,5,16]. Были попытки интерпретировать их как указание на существование фаллического культа [10. С. 83]. Однако в Упанишадах слово lińga обозначает «знак» или «характеристику», иногда [ШвУп I.13; МайтриУп VI.10.19] – «тонкое тело», на чем ниже мы остановимся подробнее.
Часто предполагают, что как культ лингама, так и культ Шивы вообще имеет неарийское происхождение. В классических тамильских текстах Санги фигурируют в основном Шива, Субраманья, Кришна. Частые упоминания в тамильской литературе о Шиве и его сыне Муругане заставили ученых предположить, что Шива – дравидийский, или, по крайней мере, неарийский бог, который позднее был идентифицирован с арийским богом Рудрой. Элмор полагает: «Дравидийские боги обычно связаны с Шивой. Характер почитания Шивы является более дравидийским, чем почитание Вишну. Очень вероятно, что сам Шива – туземное божество» [5. С. 81]. Подобный взгляд разделяется многими учеными [20. С. 51; 9. С. 231; 7. С. 75].
Если Шива – неарийское божество Южной Индии, и он связан с фаллизмом, можно ожидать, что в ранней тамильской литературе мы найдем тому свидетельства. Однако в ранних текстах на тамили Шива описывается антропоморфным, восседающим на быке, с тремя глазами и с Гангой. Восьмирукий, он сидит под баньяном, покрывает тело пеплом, носит полумесяц, одет в шкуру тигра, в руке его – череп. Половина его тела занята Умой. Он разрушитель трех миров, танцор. Его местопребывание – Гималаи. Ссылки на лингам или фаллизм отсутствуют как в литературе Санги, так и в эпосе. Лишь сочинения более позднего времени говорят о почитании лингама (Tevāram и Tirumantiram Тирумулара), что можно объяснить влиянием пуранических и других близких к ним концепций.
Учение Упанишад, с которыми у шайвизма всегда была близкая связь, предлагает почитателям Шивы идею медитации на некоторый внешний символ, ассоциирующийся с богом, ибо сам бог мыслится как трансцендентный для чувственного восприятия. Трудно определить, что за символ подразумевался, на этот счет нет свидетельств. Бхатт [2. С. 231] предполагает, что для древних индийцев, привыкших к жертвоприношениям, символ был связан с жертвоприношениями, с конусообразным пламенем Агни, yūpastambha (сходство лингама и йупы очевидно). Со временем условная репрезентация была закреплена в качестве символа для медитации и поклонения; поскольку символ (lińga) применялся особенно часто в связи с медитацией на Шиву, термин lińga, изначально означавший «символ, применяемый для медитации на любого бога», был ограничен в своих коннотациях и стал означать «символ для почитания Шивы». Так lińga и śivalińga стали синонимами. Однако со временем слово lińga («символ» или «символ Шивы») был смешан с омонимом lińga («фаллос»). Независимый фаллический культ слился с культом Шивы [5. С. 81].
Шиваиты, по свидетельству древних текстов, всегда воспринимали лингам не как концепцию фаллоса, а как pratīka, образ или форму божества. Незримо Шива присутствует в лингаме. Великий Бог известен в своей форме лингама [Мбх VII. 172. 86–90]. Ритуалы предполагают присутствие Шивы в лингаме, и вовсе не предполагают в нем ни фаллос вообще, ни фаллос Шивы. «Лингам представляет собой лишь средство сделать невидимого бога присутствующим для почитателя» [19. С. 208]. Иногда lińga имеет антропоморфические черты, вписанные или вырезанные на лингаме (lińgodbhava) – символе, а не фаллосе. В семье вирашайвов на шею новорожденного ребенка вешают нательный лингам в серебряной оправе. Такой «лингам представляет душу носящего, которая не отлична от Шивы, божественности» [17. С. 179]. Не столь очевидно, но неизменно лингам находится в сердце йогина [КурП II.11.94, 98]; в Южной Индии лингам воздвигается на месте кремации саньясина [13, 1:58–61].
Можно ли считать Шиву богом плодородия? Взывают ли к Шиве во время свадьбы или в случае бесплодия? В эпосе и пуранах Шива получает множество имен и эпитетов, но никогда его не называют дарующим потомство. Лишь в нескольких историях говорится, что Шива даровал потомство своему почитателю, но в качестве обычного дара, наряду с другими. В пуранах лингам часто понимается как фаллос, но и они не упоминают ритуалов с фаллическим подтекстом, нигде не описываются в связи с почитанием лингама ритуалы плодородия. Если бы лингам действительно имел фаллический характер, такие ритуалы существовали бы. Махабхарата и пураны единодушно утверждают присутствие Шивы в лингаме. Агни Пурана в главе 70 описывает ритуал внесения присутствия Шивы в лингам (sānniddhya). Когда описывается ритуал, относящийся к лингаму, перечисляются его плоды; ни один из них не имеет фаллического характера.
Отсутствие фаллических черт в сегодняшнем почитании лингама сторонники фаллической версии его происхождения объясняют развитием цивилизации и чувства благопристойности. Но отчего пураны и другие тексты, приняв фаллическую трактовку символа, колебались бы в принятии также и фаллических элементов ритуала? Нет причин полагать, что фаллические элементы ритуала, связанного с лингамом, были заменены иными, поскольку религиозная традиция Индии отличается непрерывностью и строгой преемственностью в практиках. Индуизмом ассимилировались новые элементы, но полного искоренения ряда практик и замещения их другими не наблюдалось. Следовательно, если фаллизм изначально был связан с культом лингама, он не мог из него со временем полностью исчезнуть, и можно было бы ожидать, что предположительный изначальный фаллический характер почитания лингама будет отражен в литературе и ритуальной традиции шайвизма.
Возможно, ответственность за предполагаемую связь фаллизма с почитанием лингама несет сближение шиваизма с шактизмом (которое произошло в доэпические времена, поскольку в эпосе Шакти – супруга Шивы). Нилакантха Шастри пишет по этому поводу: «Преобладание, реальное или предполагаемое оргиастических ритуалов в некоторых формах шактизма иногда, без сомнения, влияет на изучающих шайвизм, так что они принимают исключительно фаллические интерпретации шивалингама. Но лингам по происхождению может оказаться не более чем символом, как śālagrāma для Вишну» [6. С. 69].
В пуранических повествованиях находим два главных события, ведущие к появлению культа лингама. Первое объяснение культа лингама ссылается на явление Шивы Брахме и Вишну в виде столба света. Другое – отделение фаллоса Шивы. По мнению Бхатта, смешение между lińga-символом и lińga-фаллосом ввело в заблуждение авторов пуран, и они создали истории, чтобы разъяснить свое понимание (или непонимание): если почитание лингама – это почитание фаллоса Шивы, он должен был отделиться. Как иначе стали бы поклоняться лингаму самому по себе? Так в пуранах появились рассказы об отделении фаллоса.
Теофания же Шивы в огненном лингаме перед Брахмой и Вишну, между растворением мира и началом новой эпохи, не имеет фаллических импликаций [ЛП I.30, ШП ДжC 1–4].
Основных значений, придаваемых лингаму Шивы, три: символ, фаллос и космическая субстанция (prakŗti или pradhāna), являющаяся тонким телом (linga śarīra) Шивы, Абсолютной Реальности, «неуничтожимого Пуруши» [ЛП I.20.70]. Изначальное значение слова «lińga» – признак. Первым из священных текстов это термин использует Шветашватара Упанишада, гласящая, что Шива не имеет lińga или признака (ШвУп VI.9), подразумевая, что он за пределами качеств. Как отличительный знак lińga также означает характеристику или, в специфическом значении, признак рода или пола. Lińga, «знак», указывает не только на воспринимаемую вещь, но также на ее невоспринимаемую сущность, предшествующую появлению вещи в ее конкретной форме (в зажигающей палочке огонь содержится в латентной форме, но его lińga не разрушен и может быть актуализирован с помощью другой зажигающей палочки [ШвУп I.13]. Невоспринимаемая сущность вещи в ее потенциальности – это lińga вещи. В санкхье и йоге лингам означает «тонкое тело» (lińga śarīra), лежащее в основе воспринимаемого объекта и предшествующее ему. Воспринимается органами чувств грубое тело (sthūla śarīra). Между высшей и конкретной реальностью находится prakŗti, называемая также pradhāna. Из этой космической субстанции появились все вещи, и в нее они вернутся.
Брахма и Вишну восприняли пламенеющий лингам и вечный слог АУМ – знаки присутствия транцендентного Шивы. Шива как таковой не имеет признаков (lińga). Великий Бог, «хотя лишен лингама» (lińgavarjita), «находится в лингаме» [ЛП I.19.5].
Шива, не имеющий, как абсолютное бытие, линги, характеристики, находится в лингаме. Каково отношение lińga к Шиве, который есть а-lińga? Линга Пурана отвечает: «Прадхана – это lińga, Шива – это lińgin» (ЛП I.17.5). Рradhāna, или пракрити, космическая субстанция, есть lińga. Lińgin – это Господь в своей трансцендентности (Парамешвара) [ЛП I.17.5]. Lińga – «тонкое тело»; это тонкое тело принадлежит Шиве, лингину. Оно невидимо и неосязаемо; оно является онтологическим прообразом проявленного мира. Линга Пурана разъясняет: «А-lińga (бескачественность) есть корень lińga (качеств). Непроявленная (avyakta) [prakŗti] есть качество (lińga); Шива бескачествен (а-lińga), а имеющее качества (lińga) понимается как относящееся к Шиве» [ЛП I.3.1]. Эти семантические и метафизические отношения а-lińga и lińga проясняют значение фаллического столба, но его форма ими не учитывается. Связь между значением и символом можно найти в самом слове lińga, указывающем на признак пола. В священных текстах, однако, значение lińga как «тонкого тела» Шивы было первостепенным.
В Шива Пуране утверждается, что одному лишь Шиве приданы и nişkala lińga, и образ sakala [ШП I.5.30]. Буквально, sakala и nişkala означают соответственно «имеющий части» и «лишенный частей». В применении к формам объектов, используемых в поклонении, они могут передаваться как «иконический» и «неиконический». Прилагаемые к конечной реальности, sakala и nişkala могут означать «имеющий форму» и «не имеющий воспринимаемой формы», соответственно. Иконическая форма других богов дает лишь наслаждение, а иконическая и неиконическая формы Шивы даруют и наслаждение, и освобождение [ШП I.5.31]. Тот же текст разъясняет, что Шива есть nişkala, ибо он – сама высшая реальность (Брахман) [ШП I.5.10]. Поэтому nişkala lińga используется в поклонении только внутри храма. Открывшись двум богам в лингаме, Шива явил nişkala lińga, свое непроявленное тело потенциальности, свою космическую сущность посредством «неиконического» столба. Как неиконическая форма, столб обозначает чисто умозрительную реальность, невидимую космическую сущность, которая принадлежит Шиве, высшей реальности, как «тонкое тело». Визуально, однако, неиконическая форма цилиндрического столба с круглой головкой напоминает фаллос.
Кроме бесчисленных лингамов в большом количестве существовали и иконические изображения Шивы, но они не помещаются в святая святых шиваитского храма. В истории о пылающем столбе, на который смотрели в замешательстве Вишну и Брахма, иконическая и неиконическая формы соединяются. Шива открывает себя богам в сердцевине пылающего столба, и этот образ напоминает вырезанную в лингаме фигуру Шивы. Lingodbhava – знак, указывающий на присутствие в лингаме самого Шивы.
Говорится, что слово lińga произошло от «layana/laya», «растворение», потому что все поглощается им [ЛП I.19.16]. В нем свернуты все креативные возможности. Лингам – также место, где благодаря йоге изменяется их направление: они превращаются в силы дезинтеграции и растворения. Лингам заключает в себе силы творения, освобождения и уничтожения [11, с. 169].
Персонажи мифа являют себя через антропоморфные или териоморфные подобия, вне которых они не могут распознаваться или раскрывать свое значение. Представления о человеческом теле и его частях проецируются на образы богов. Жизнь Шивы, тело Шивы – это только метафоры. Столб-лингам, в котором интегрированы формы фаллоса и столба, представляет собой как иконический, так и неиконический символ присутствия Шивы.
 

 

 

 

 

 

7:07

 

 

 

 
 
 
 

Фаллический культ