Даша-Махавидья:
совокупность Шакти «Десять Великих Ипостасей Мудрости»
Знание, аспект Кали, представлен совокупностью Шакти или богинь, которые известны как Даша-Махавидья, Десять Великих или Трансцендентных Ипостасей Мудрости. Девибхагавата Пурана объясняет легендарное происхождение этих богинь, по сути, божественных проявлений Кали. В ходе размолвки между Шивой и Сати (его супругой), богиня превратилась в свою ужасную форму Кали. Увидев ее наводящий ужас образ, Шива пытался спастись бегством с места происшествия, после чего Кали во всем своем великолепии заполнила все стороны света в десяти направлениях своими десятью энергиями или главными формами, которые связаны с ней как искры с огнем.
Этот миф символически дает представление о том, что эти десять энергий включают в себя все знание мира. Все вместе, они являются выражением циклов жизни, и совокупности всех уровней бытия. Эти женские воплощения знания утверждают могущество и власть мудрости, которая выводит адепта из иллюзии существования и пробуждает дремлющие способности ума к самоосознанию и совершенной мудрости. В своих формах янтр они являются совокупностью различных ступеней концентрации и выражают себя либо как божественные, бесстрашные, вселяющие ужас, демонические, либо как миролюбивые, либо как воплощение и достижение всех человеческих совершенств. С точки зрения тантры, их полярные, контрастные аспекты, ужасающие и благоволящие, основывают два противоположных принципа. Они воодушевляют и шокируют, расцветают и увядают одновременно, так как полярность божественной природы в полной мере принимается в тантрической системе. В их аспекте знания их величайшее благо – это то, что они представляют силы, которые связаны с властью времени, смерти, непрекращающейся изменчивости в жизни, что является постоянным напоминанием о том, что жизнь – это преходящий феномен, непрерывно уничтожающий и уничтожаемый. Для ума, который погряз в трясине мирской иллюзии, власть времени представляется как нечто страшное. Но адепта противоборство красткосрочности бытия, символизируемое ужасающими аспектами богини, побуждает к осознанному самоанализу и возрождает в нем духовное стремление.
Существуют отдельные Тантры, посвященные каждой из десяти Махавидья, каждая названная именем богини и объясняющая ее природу, янтру, способ проведения ритуала, и блага, достигаемые от ее ритуала. Два главных центра поклонения Даша-Махавидья – это Бенгалия и Митхила в штате Бихар, восточная Индия. В Митхиле, когда рождается ребенок, местный жрец назначает одну из десяти Махавидья как его избранное божество (Ишта-девата) и человек обычно остается верным всю свою жизнь поклонению этому божеству либо в виде янтры, либо в форме изображения.
У каждой богини есть своя особая космическоя функция. Первая Махавидья – сама Кали . Кали – это Шакти Калы ( Kala ), или трансцендентного могущества Времени; она – воплощение власти времени мира и является первичным эволюционным принципом. Ее биджа-мантра – Krim.
Ход времени неизбежно влечет за собой изменение и трансформацию, поэтому вторая Махавидья, Тара , символизирует силу стремления, желания, духовное восхождение, потенциальные возможности, которые реализовываются в процессе трансформации. Ее янтра – восьмилепестковый лотос вокруг перевернутого треугольника, первого паттерна космического проявления, символически представляющего основной импульс богини, чистое желание творить. Ее биджа-мантра – Ом.
Третья Махавидья, Шодаши, представляет силу совершенства и поддержания. Ее имя означает «шестнадцать», - число, связанное с совершенством и полнотой. Шодаши – это полный цикл творения, когда весь мир, как цветок, который полностью расцвел, - качество, которое выражено в ее янтре с ее девятью «космическими чревами». Она одна из богинь из этой группы, которая широко почитается сама по себе. Она – главное божество, почитаемое в Шривидье, и ее приглашают либо с помощью великой Шри Янтры, либо посредством ее собственной ятнры, - Нава-йони Чакра. Ее биджа-мантры: Aim, Klim, Sauh.
Четвертая богиня, трансформация, - Госпожа Небесных Миров, Бхуванешвари, которая озаряет вселенную своим сиянием и красотой. Она проявляется в своей янтре, сидящая на звезде или шестиугольнике, который связан с трансцендентной непостижимостью единства двух начал (мужского и женского). Цвета восходящего солнца, с луной в качестве венца, ее человекоподобный образ располагается в центре янтры и окружается двумя кольцами восьми- и шестнадцати- лепестковых лотосов. Тогда как Кали является верховной как осознание Времени вселенной, Бхуванешвари – главное отображение осознания пространства, качества, о котором напоминает ее имя (Бху – пространство, и также опора). Следовательно, будучи опорой всего существующего, она – протяженность, расширение и безграничное пространство, в котором содержится все, а также повелительница трех миров, земли, атмосферы и неба, космоса. Ее биджа-мантра – Hrim.
Пятая Махавидья, Чиннамаста, символизирует конец существования или полное завершение вечно горящего, вечно пожирающего жизненного цикла, которое предваряет и влечет за собой возрождение. Она изображается обезглавленной, держащей свою голову в своей левой руке и пьющей струю крови-нектара, текущей из ее собственной шеи. В ее янтре, разрушительный аспект ее образа символически выражается треугольниками и кругами. Ее биджа-мантра – Hum.
Трипура Бхайрави , шестая ипостась, - воплощение энергии разрушения, - непрерывно разрушает мир своей непрекращающейся деятельностью ( раджасика ). Ее янтра – шестиугольная звезда, размещенная в круге из лепестков лотосов, и ее биджа-мантра – Hsraim , Hsklrim , Hssrauh . Все сущее пронизано двумя противоположными силами развития и распада; все, что существует, является объектом уничтожения с самого первого момента своего существования. Уничтожающая сила времени представлена в янтре этой богини девятью треугольниками, которые символизируют разрушающиеся уровни бытия.
За всемогущей, уничтожающей Трипура Бхайрави следует окрашенная золой Махавидья Дхумавати , воплощение абсолютного разрушения. Ее всемогущее разрушительное стремление, с которым она превращает мир в пепел, отражено в ее имени «Дымчатая». Дхумавати – это ночь космического сна, состояние существования, когда все в мире инертно, в бездействии и «мертво». Она считается «вдовой», и поэтому у нее нет супруга. Она символизирует невежество и мрак, скрытые в ней самой; ее внешнее проявление в мире – это безысходность, отчаяние, ужас, нищета, голод и несчастья. Янтра Дхумавати – это шестиугольная звезда в восьмилепестковом лотосе, и ее биджа-мантра – Dhum.
Восьмое проявление Кали – богиня Багала-мукхи с головой журавля, которая представляет неосознанную склонность в человеке, которая ведет его к иллюзии, хотя ее энергия сковывает и заглушает все движения и действия. Под ее воздействием огонь становится холодом и гнев умиротворяется. Она удовлетворяется тем что приостанавливает деятельность природы. Ее янтра как у Дхумавати за исключением дополнительного треугольника в шестиугольной звезде. Ее биджа-мантра – HIrim.
Девятая Махавидья, Матанги, представляет силу господства и власти, рассеивает зло и вершит правосудие. Ее янтра такая же, как у Дхумавати, и отличается ее биджа-мантрой.
Десятая Махавидья – Камала, цвета лотоса, она как цветок, цветущий во всем, представляет состояние возрожденного единства. Она воплощение всего желанного и приятного, и поэтому проявляет себя в богине удачи. Все, приносящее радость и счастье, связано с ней. Янтра этой Махавидьи также шестиугольная звезда, размещенная внутри круга лотосов, и отличается ее биджа-мантрой Shrim.
Десять Махавидья могут быть условно классифицированы как соответствующие нисходящему и восходящему состоянию реальности. Начиная с надира (точка, противоположная зениту, иными словами, упадок, деградация) творения, есть Махавидьи, ассоциирующиеся с темными силами жизни и которые призываются посредством их ятнр для оккультных или магических целей, в то время как другие – представляют зенит, кульминацию творения и движимы сиянием чистого состояния существования и к ним обращаются за духовным знанием высшего порядка. Все аспекты богинь-трансофрмаций несут освобождение, хотя одни приводят адепта к берегам знания, а другие к вершине.
В тантрической традиции, особенно среди шакт (почитателей Женского Начала), к этим божествам относятся с огромным благоговением и почтением, потому что они держат ключи к психической трансформации искателя. Эти десять богинь действуют как импульс разума. Их чудовищные проявления предназначены чтобы устрашать и шокировать. Они обнажают неприкрытую реальность с тем чтобы искатель мог посмотреть в лицо правде быстротечности. Однако, существует другое откровение Тантр, которое явно выражено в совокупности Шакти: то, что жизнь и ее различные процессы не инертны, даже в состоянии единства; что подтверждается природой, - это множество различий, взаимоисключения, противоположности, изменения и разнообразие. Тантризм показывает преимущество динамического представления о космическом единстве, которое заключает в себе гармонию всех различий и парадоксов. Совокупности Шакти десяти Махавидья как полное отражение этого динамического единства существования, во всех аспектах жизни, - темнейших, чистейших, наиболее могущественных и инертных, которые соединились, чтобы образовать единое целое. Окончательная цель садхака заключается в постижении такого восприятия единства и разнообразия.
Перевод главы из книги Madhu Khanna"Yantra. The tantric symbol of cosmic unity"
В Чамунда-тантре, например, говорится: «Кали, Тара, Шодаши, Бхуванешвари, Бхайрави, Чхиннамаста, Дхумавати, Багаламукхи, Матанги и Камала — это десять Махавидий, известные как Сиддхавидьи».
Нируттара-тантра указывает не десять, а восемнадцать Махавидий: «Кали, Тара, Чхиннамаста, Матанги, Бхуванешвари, Аннапурна, Нитья, Махишамардини-Дурга, Тварита, Трипура, Пута, Бхайрави, Вагала, Дхумавати, Камала, Сарасвати, Джаядурга и Трипурасундари — это восемнадцать Махавидий, указанные в Тантрах и других Писаниях».
Суть тройственной мантры (tridhАmАtrАtmikА) – тройственная мантра – это мантра АУМ (ОМ), биджа-мантра («мантра-семя») Брахмана как полноты, целостности и всеединства. Важнейшая из всех мантр, также известная под именами пранавы и тарака-мантры. Изначально в ведийском ритуале одно из главных возглашений. При громком и длительном произношении создает идеальные условия для созерцания. Стала предметом метафизических спекуляций уже в прозаических частях Вед, особенно в Упанишадах. В Тайттирия-упанишаде сказано: «ОМ – это Брахман, ОМ – это все» (8, 1). В Мандукья-упанишаде толкуется как прошлое, настоящее и будущее, три состояния сознания – бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений, соотв. «а» – «у» – «м». Символика ОМ многопланова. Эту мантру произносят в начале и в конце значимых дел, она стоит в заглавиях и в конце традиционных текстов. 12 Ардхаматра («половина буквы) (аrdhаmАtrА) – согласно разъяснению Ерченкова О. Н., термин, относящийся с традиционной индуистской фонетике (шикша), одно из его базовых понятий. Матра означает длительность звучания той или иной фонемы. Например, две половины матры слове КА будут К и А. Одно из имен Богини Тридхаматратмикастхита переводится как «пребывающая в трех полуматрах», т. е. в А, У и М пранавы. В шактистском мистицизме каждая фонема символизирует какой-либо аспектт проявленной или непроявленной реальности. И то, что Богиня именуется Ардхаматрой, означает ее присутствие в каждом таком аспекте. 13 Великое Знание, Великая Иллюзия – на санскрите mahAvidyA mahAmAyA. Махавидья – одна из двух форм Богини-Матери, причинное, сущностное тело Богини, душа мира, неуничтожимая духовная форма, находящаяся в неразрывном единстве с Шивой. Махамайя - одна из двух форм Богини-Матери, сила вуалирования, сокрытия, она приводит к инволюции души из более тонких во все более грубые планы бытия, опутывает душу узами и являет собой весь проявленный мир сансары. 14
Великая Асури (mahAsurI) - по мнению П. Д. Сахарова, такое наименование Богини является ярким примером амбивалентности ее образа. Интересно, замечает он, что этот эпитет сохранился далеко не во всех манускриптах. Так, переписчик бомбейского издания Маркандея-пураны уже, вероятно, не понимал этого парадокса и заменил столь страшное наименование на более обычное – mahezvarI (Великая Владычица) (Сахаров, с. 49 – 50). Дело в том, что индуизму чуждо четкое противопоставление добра и зла, бога и сатаны, характерное для христианства, в нем один и тот же персонаж может иметь и божественные, и демонические качества. И Богиня может выступать то в образе прекрасной и милостливой Парвати, то в облике кровожадной и свирепой Кали. 15 ночь вечности, великая ночь и ночь заблуждения ужасная. (kАlа–rаtrir mаhА–rаtrir mоhа-rаtriz cа dАruNА) – согласно разъяснению Ерченкова О. Н. и Лобанова С. Н., ночь вечности – это время махапралайи (mahApralaya), великого растворения вселенной. Сто лет (продолжительность жизни) Брахмы составляет сутки Вишну, сто лет Вишну – сутки Рудры (Бируни, с. 319). По прошествии ста лет Рудры наступает махапралайя. Время (kAla), которое считается особой энергией Шивы (Рудры), которым создается вселенная, теперь, обратившись в грозный огонь, уничтожает ее. Но когда огонь времени (кала-агни) затухает, Время пожирает само себя и обращается в Вечность, “Время над Временем” (Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, с. 269 – 270). Во время махапралайи все, связанное с Махамайей, гибнет. Сохраняется лишь Махавидья в единстве с Шивой (Тантрический путь, с. 38).
Оставшиеся упомянутые “ночи” – это промежуточные периоды растворения. Также эти ночи имеют проекцию на человеческий год и представляют в шактизме определенные даты почитания конкретных махавидий. В эти ночи сила определенной махавидьи проявлены наиболее полно и обряды, связанные с ней, наиболее эффективны. Для Трипурасундари это божественная ночь (дивьяратри), для Тары – ночь гнева (кродхаратри), для Бхуванешвари – ночь достижения совершенства (сиддхиратри), для Чхиннамасты и Багалы ночь героизма (вираратри), для Бхайрави и Кали ночь смерти, ночь Вечности или ночь времени (каларатри, празднуется на зимнее солнцестояние в конце декабря), для Дхумавати ночь сокрушения (Дарунаратри), для Матанги ночь заблуждения (мохаратри), а для Камалы – ночь величия (махаратри). 16 превыше всего высокого и низкого. - Богиня находится превыше всего высокого и низкого потому, что она соединяет в себе трансцендентное и имманентное состояния, а также своей сущностью превосходит то и другое. Эта шлока отражает шактистский супрамонотеизм, постулирующий Великую Богиню как Высшую Реальность. Всё сущее - и высокое (духовное, божественное, высшие таттвы - парапракрити и т.п.), и низкое (материальное, низшие таттвы - апарапракрити) - порождается Ею и содержится в ней, но сама она всегда превыше того и другого. Природа абсолютной свободы Парамашивы есть parA – трансцендентная Шакти. На этом уровне каждая вещь есть форма чистого сознания – самвит, это уровень абсолютного неразличения, недвойственности – abheda. Следующий уровень – уровень одновременного различия и единства – bhedAbheda. Этот уровень именуется parApara-zakti. Как слон и город, видимые в зеркале, кажутся едиными и отличными от зеркала, также положение parAparА zakti. Там, где проявляется полное отличие одной вещи от другой – это аparА zakti. Успешной практики
OM kAtyAyanyay vidmahe kanyAkumari dhimahi tanno durgA pracodayat