|
А́псара, апсара́с - др.-инд. apsaras — возможно, «вышедшая из воды».
В ведийской и индуистской мифологии полубожественные женские существа, обитающие преимущественно в небе, но также и на земле (в реках, на горах и т. д.). В качестве женских духов вод и жён или возлюбленных гандхарвов апсары упоминаются в «Ригведе» и «Атхарваведе».
Согласно ведическим текстам, апсары, как и другие духи, способны угрожать людям, в частности насылая на них любовное безумие, и в «Атхарваведе» приводятся заклинания против них.
В индуистской мифологии апсары, оставаясь жёнами гандхарвов, приобретают функции небесных куртизанок и танцовщиц. Их происхождение описывается в текстах по-разному. «Рамаяна» рассказывает, что они возникли при пахтанье океана богами и асурами, и так как ни те, ни другие не пожелали взять их в жёны, они стали «принадлежать всем».
По «Хариванше» и «Ваю-пуране» десять (или одиннадцать) наиболее почитаемых апсар (среди них Менака, Урваши, Прамлоча и др.) родились из «воображения» Брахмы, а остальные были дочерьми Дакши. Число апсар в пуранах колеблется от двух-трёх десятков до сотен тысяч, и они классифицируются по нескольким разрядам.
К высшему, «божественному» (дайвика) разряду относятся апсары, находящиеся в непосредственном услужении у богов и нередко по их поручению соблазняющие асуров либо аскетов, чья подвижническая жизнь могла бы сделать их равными богам: - апсара Тилоттама соблазнила братьев Сунду и Упасунду, из-за неё убивших друг друга;
- апсара Гхритачи — риши Бхарадваджу, ставшего отцом Дроны;
- апсары Менака и Рамбха — мудреца Вишвамитру, и первая родила от него дочь Шакунталу, а вторую он в наказание превратил на тысячу лет в камень.
Апсары по своему желанию способны как угодно менять свой облик, но обычно они изображаются прекрасными женщинами, одетыми в богатые одежды, украшенные драгоценностями и цветами.
Апсары сочетаются браком, где и когда пожелают, но встретив настоящую любовь, они становятся идеальными женами( вступив в связь с человеком апсары способны дать жизнь ребенку). Менака полюбила ВишвамИтру и родила дочь ШакУнталу. Но апсары не могут жить в мире людей столько сколько захотят, Индра требовал чтобы Менака вернулась, и ей пришлось подчинится и оставить любимого мужа и новорожденную дочь. То же произошло и с Урваши, которая полюбила принца Пурураваса. Гандхарвы, опять же по приказу Индры, подстроили все так, что Урваши пришлось покинуть Пурураваса.
Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Носят знак «скорпиона» на бедре. Они не являются низшими природными духами (нимфами), живущими в деревьях или воде, к русалкам они также не имеют никакого отношения (русалки - это жители другого измерения). Апсар называют «вышедшие из воды» потому что они возникли из Океана Первичной Материи, из которой создано все во Вселенной
В ведической и индуистской мифологии полубожественные женские существа, обитающие преимущественно в небе, но также и на земле (в реках, на горах). В качестве женских духов вод и жён или возлюбленных гандхарвов апсары упоминаются в «Ригведе» и «Атхарваведе».
Согласно ведическим текстам, апсары, как и другие духи, способны угрожать людям, в частности насылая на них любовное безумие, и в «Атхарваведе» приводятся заклинания против них.
Апсары часто сопоставляют с греческими нимфами, мусульманскими гуриями, славянскими русалками и водяницами. Апсары описываются в "Ригведе" и "Атхарваведе" как женские духи вод и жены гандхарвов.
Их происхождение описывается в текстах по-разному. «Рамаяна»[4] рассказывает, что они возникли при пахтанье океана богами и асурами, и так как ни те, ни другие не пожелали взять их в жёны, они стали «принадлежать всем».
Апсары - небесные танцовщицы царства Индры. Пилоты летающих колесниц. В эпосе и, прежде всего в "Махабхарате", а также многих пуранах апсары, оставаясь женами гандхарвов, стали выполнять функции небесных танцовщиц. Они жили вместе с гандхарвами в царстве Индры Сварге (Гиперборее) - в прекрасных рощах на горах Меру, Мандара и в столице Амаравати.
Там, во дворце Пушкарамалини (и здесь) они услаждали богов и смертных воинов, павших героями на поле битвы, музыкой и танцами. Их обязанностью также было сопровождать погибших воинов на "небо". Причем они перевозили их в небесных экипажах, сами управляя конями. Основным средством передвижения апсар по небу были летающие колесницы, искусство управления которыми они освоили не хуже гандхарвов.
Апсары участвовали в войнах богов и асуров, подавая воинам прохладительные напитки или принимая участие в боевых действиях как пилоты летающих колесниц ("Махабхарата", "Сканда-пурана" и др.) В буддийских текстах апсары изображались небесными танцовщицами царства Шакры (Индры).
Мирские и божественные апсары
Число апсар в "Ахтарваведе", "Махабхарате" и пуранах колеблется от двух-трех десятков до сотен тысяч и они классифицируются по нескольким разрядам. По «Хариванше» и «Ваю-пуране» десять (или одиннадцать) наиболее почитаемых апсар (среди них Менака, Урваши, Прамлоча и др.) родились из «воображения» Брахмы, а остальные были дочерьми Дакши.
В "Ваю-пуране" упоминаются апсары двух видов - "мирские" (лаукика), соблазнявшие людей, и "божественные" (дайвика). К высшему, "божественному" разряду относились апсары, находящиеся в непосредственном услужении у богов и нередко по их поручению соблазнявшие асуров или аскетов, которые своими подвигами достигали чрезмерной власти над мировым порядком и становились равными богам.
Соблазненные апсарами, риши теряли свою силу и становились простыми смертными. Так, согласно "Махабхарате" апсара Тилоттама соблазнила братьев Сунду и Упасунду, из-за неё убивших друг друга;
апсара Гхритачи — риши Бхарадваджу, ставшего отцом Дроны ; апсары Менака и Рамбха — мудреца Вишвамитру, и первая родила от него дочь Шакунталу, а вторую он в наказание превратил на тысячу лет в камень.
Сверхчеловеческие способности апсар
Апсары обладали магическими силами: были способны переноситься в пространстве, менять свой облик, принимать любые формы и превращаться в любые существа (например, в крокодилов или лебедей). Чаще всего их описывали как прекрасных полуобнаженных девушек, в одеждах из тонких шелковых и других струящихся тканей, украшенных драгоценностями и цветами.
Как выглядели апсары?
Вот что сообщал Будде о красоте апсар его брат Нанда в буддийской "Нанда сутре" (Сутре о Нанде):
"Преподобный Учитель, в сравнении с этими розовоногими небесными девами [апсарами] девушка из рода Шакья, красивейшая на земле, подобна обезображенной обезьяне, у которой отрезали уши и нос. Она не имеет никаких преимуществ, даже частично она не может равняться с ними, здесь и сравнивать нельзя. Эти пятьсот розовоногих апсар намного красивее, намного прекраснее, намного очаровательнее".
А вот что говорится об облике и способностях апсар в "Адипарве":
"В тот самый миг, когда Арджуна вытаскивал крокодила из реки, тот внезапно превратился в стройную женщину, украшенную всевозможными драгоценностями. Она была как бы озарена, о царь, великолепным сиянием своего божественно пленительного тела. При виде столь великого чуда восхищенный Арджуна, сын Кунти, сказал женщине:
- Кто ты, о стройная женщина, и каким образом ты превратилась в обитающего в воде крокодила? …
Женщина сказала:
- О великорукий воин, я апсара, некогда бродившая в лесах, где обитают боги. Зовут меня Варга, я возлюбленная бога богатства Куберы. У меня есть четыре подруги-апсары, все необыкновенно красивые, которые по желанию могут переноситься с места на место. Однажды я отправилась с ними в обиталище космического правителя…
Я была с четырьмя своими подругами Саурабхейи, Самичи, Будбудой и Латой… мы были опьянены своей красотой, молодостью и любовной страстью…".
Несмотря на то, что апсары довольно часто описывались преданными женами богов, гандхарвов и смертных (что совсем не вяжется с их обликом небесных куртизанок, которые приписывают им некоторые исследователи индийского фольклора), они обычно бросали своих детей. Их воспитывали отшельники или случайные люди. Хотя, как мы видели, бывали и исключения. И, скорее всего, не такие уж редкие, потому что апсары ассоциировались в древней Индии с плодородием.
Небесные танцовщицы апсары были призваны восхищать наитончайшие вкусы Богов на небесах Индралоки а так же повелителей и сильных мира сего. Их танец уводил воображение за пределы реальности, через их движения Боги говорили с людьми.
Индийская танцовщица… - создание
Подобное земному божеству!..
Твой танец, - как вершина мироздания, -
Сродни и магии, и колдовству:
Твои две пышные и налитые груди
Посажены природой высоко..,
И тело пахнет мёдом.., - скажут люди:
«Она порхает сказочно - легко!..»
Твоё лицо и ясно.., и спокойно..,
Изящна ты в созданьи сложных поз..., -
Движенья ног – движенья как у воина,
А руки – словно крылышки стрекоз…
Апсара и танцовщица Арати.., -
Твой Танец – Приближенье к Божеству?..
Он, – в унисон со скрипкою Амати:
Ты дышишь в Танце.., Я – едва живу!..
Живое женское прекраснейшее тело… -
Нагое.., - вдруг вступает в яркий круг..,
Стук сердца – ритм и бубен… - полетело.., -
Взрываясь.., - застывает в позе.., - вдруг:
Горят глаза.., блестят в уборе волосы…
И талия тонка, как у осы.., -
Ни придыханья, ни звучанья голоса.., -
Мгновенья Вечности… - Застывшие часы!
Струятся руки.., плавны все движенья..,
Но сколько силы, страсти и огня!!
Она доводит до изнеможенья.., -
Себя и зрителей и, кажется.., - меня!..
Ты - совершенное земное изваяние..,
Творящее экстаз любовных игр..,
Скульптура древности, которой нет названия..,
Которую ещё не видел Мир!..
Апсара с древней фрески, - как Читрини,
Созвучная канонам красоты..,
Ты… – словно восьмирукая Богиня!!
Так танцевать могла лишь Только Ты!
|