А́псара, апсара́с - др.-инд. apsaras — возможно, «вышедшая из воды».

В ведийской и индуистской мифологии полубожественные женские существа, обитающие преимущественно в небе, но также и на земле (в реках, на горах и т. д.). В качестве женских духов вод и жён или возлюбленных гандхарвов апсары упоминаются в «Ригведе» и «Атхарваведе».

Согласно ведическим текстам, апсары, как и другие духи, способны угрожать людям, в частности насылая на них любовное безумие, и в «Атхарваведе» приводятся заклинания против них.

В индуистской мифологии апсары, оставаясь жёнами гандхарвов, приобретают функции небесных куртизанок и танцовщиц. Их происхождение описывается в текстах по-разному. «Рамаяна» рассказывает, что они возникли при пахтанье океана богами и асурами, и так как ни те, ни другие не пожелали взять их в жёны, они стали «принадлежать всем».

По «Хариванше» и «Ваю-пуране» десять (или одиннадцать) наиболее почитаемых апсар (среди них Менака, Урваши, Прамлоча и др.) родились из «воображения» Брахмы, а остальные были дочерьми Дакши. Число апсар в пуранах колеблется от двух-трёх десятков до сотен тысяч, и они классифицируются по нескольким разрядам.

К высшему, «божественному» (дайвика) разряду относятся апсары, находящиеся в непосредственном услужении у богов и нередко по их поручению соблазняющие асуров либо аскетов, чья подвижническая жизнь могла бы сделать их равными богам: - апсара Тилоттама соблазнила братьев Сунду и Упасунду, из-за неё убивших друг друга;
- апсара Гхритачи — риши Бхарадваджу, ставшего отцом Дроны;
- апсары Менака и Рамбха — мудреца Вишвамитру, и первая родила от него дочь Шакунталу, а вторую он в наказание превратил на тысячу лет в камень.

Апсары по своему желанию способны как угодно менять свой облик, но обычно они изображаются прекрасными женщинами, одетыми в богатые одежды, украшенные драгоценностями и цветами.

Апсары сочетаются браком, где и когда пожелают, но встретив настоящую любовь, они становятся идеальными женами( вступив в связь с человеком апсары способны дать жизнь ребенку). Менака полюбила ВишвамИтру и родила дочь ШакУнталу. Но апсары не могут жить в мире людей столько сколько захотят, Индра требовал чтобы Менака вернулась, и ей пришлось подчинится и оставить любимого мужа и новорожденную дочь. То же произошло и с Урваши, которая полюбила принца Пурураваса. Гандхарвы, опять же по приказу Индры, подстроили все так, что Урваши пришлось покинуть Пурураваса.

Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Носят знак «скорпиона» на бедре. Они не являются низшими природными духами (нимфами), живущими в деревьях или воде, к русалкам они также не имеют никакого отношения (русалки - это жители другого измерения). Апсар называют «вышедшие из воды» потому что они возникли из Океана Первичной Материи, из которой создано все во Вселенной

http://2.bp.blogspot.com/_b3u--hBft8U/SRNCVjQiLnI/AAAAAAAAAYE/yCB-knwn9Vs/s400/singha.png

В ведической и индуистской мифологии полубожественные женские существа, обитающие преимущественно в небе, но также и на земле (в реках, на горах). В качестве женских духов вод и жён или возлюбленных гандхарвов апсары упоминаются в «Ригведе» и «Атхарваведе».
Согласно ведическим текстам, апсары, как и другие духи, способны угрожать людям, в частности насылая на них любовное безумие, и в «Атхарваведе» приводятся заклинания против них.

Апсары часто сопоставляют с греческими нимфами, мусульманскими гуриями, славянскими русалками и водяницами. Апсары описываются в "Ригведе" и "Атхарваведе" как женские духи вод и жены гандхарвов.

http://newmif.ru/u/dd/mif/289/foto.jpg

Их происхождение описывается в текстах по-разному. «Рамаяна»[4] рассказывает, что они возникли при пахтанье океана богами и асурами, и так как ни те, ни другие не пожелали взять их в жёны, они стали «принадлежать всем».

Апсары - небесные танцовщицы царства Индры. Пилоты летающих колесниц. В эпосе и, прежде всего в "Махабхарате", а также многих пуранах апсары, оставаясь женами гандхарвов, стали выполнять функции небесных танцовщиц. Они жили вместе с гандхарвами в царстве Индры Сварге (Гиперборее) - в прекрасных рощах на горах Меру, Мандара и в столице Амаравати.

Там, во дворце Пушкарамалини (и здесь) они услаждали богов и смертных воинов, павших героями на поле битвы, музыкой и танцами. Их обязанностью также было сопровождать погибших воинов на "небо". Причем они перевозили их в небесных экипажах, сами управляя конями. Основным средством передвижения апсар по небу были летающие колесницы, искусство управления которыми они освоили не хуже гандхарвов.

Апсары участвовали в войнах богов и асуров, подавая воинам прохладительные напитки или принимая участие в боевых действиях как пилоты летающих колесниц ("Махабхарата", "Сканда-пурана" и др.) В буддийских текстах апсары изображались небесными танцовщицами царства Шакры (Индры).

Мирские и божественные апсары

Число апсар в "Ахтарваведе", "Махабхарате" и пуранах колеблется от двух-трех десятков до сотен тысяч и они классифицируются по нескольким разрядам. По «Хариванше» и «Ваю-пуране» десять (или одиннадцать) наиболее почитаемых апсар (среди них Менака, Урваши, Прамлоча и др.) родились из «воображения» Брахмы, а остальные были дочерьми Дакши.

В "Ваю-пуране" упоминаются апсары двух видов - "мирские" (лаукика), соблазнявшие людей, и "божественные" (дайвика). К высшему, "божественному" разряду относились апсары, находящиеся в непосредственном услужении у богов и нередко по их поручению соблазнявшие асуров или аскетов, которые своими подвигами достигали чрезмерной власти над мировым порядком и становились равными богам.

Соблазненные апсарами, риши теряли свою силу и становились простыми смертными. Так, согласно "Махабхарате" апсара Тилоттама соблазнила братьев Сунду и Упасунду, из-за неё убивших друг друга;
апсара Гхритачи — риши Бхарадваджу, ставшего отцом Дроны ; апсары Менака и Рамбха — мудреца Вишвамитру, и первая родила от него дочь Шакунталу, а вторую он в наказание превратил на тысячу лет в камень.

Сверхчеловеческие способности апсар

Апсары обладали магическими силами: были способны переноситься в пространстве, менять свой облик, принимать любые формы и превращаться в любые существа (например, в крокодилов или лебедей). Чаще всего их описывали как прекрасных полуобнаженных девушек, в одеждах из тонких шелковых и других струящихся тканей, украшенных драгоценностями и цветами.

Как выглядели апсары?

Вот что сообщал Будде о красоте апсар его брат Нанда в буддийской "Нанда сутре" (Сутре о Нанде):

"Преподобный Учитель, в сравнении с этими розовоногими небесными девами [апсарами] девушка из рода Шакья, красивейшая на земле, подобна обезображенной обезьяне, у которой отрезали уши и нос. Она не имеет никаких преимуществ, даже частично она не может равняться с ними, здесь и сравнивать нельзя. Эти пятьсот розовоногих апсар намного красивее, намного прекраснее, намного очаровательнее".

А вот что говорится об облике и способностях апсар в "Адипарве":
"В тот самый миг, когда Арджуна вытаскивал крокодила из реки, тот внезапно превратился в стройную женщину, украшенную всевозможными драгоценностями. Она была как бы озарена, о царь, великолепным сиянием своего божественно пленительного тела. При виде столь великого чуда восхищенный Арджуна, сын Кунти, сказал женщине:
- Кто ты, о стройная женщина, и каким образом ты превратилась в обитающего в воде крокодила? …

Женщина сказала:
- О великорукий воин, я апсара, некогда бродившая в лесах, где обитают боги. Зовут меня Варга, я возлюбленная бога богатства Куберы. У меня есть четыре подруги-апсары, все необыкновенно красивые, которые по желанию могут переноситься с места на место. Однажды я отправилась с ними в обиталище космического правителя…
Я была с четырьмя своими подругами Саурабхейи, Самичи, Будбудой и Латой… мы были опьянены своей красотой, молодостью и любовной страстью…".

Несмотря на то, что апсары довольно часто описывались преданными женами богов, гандхарвов и смертных (что совсем не вяжется с их обликом небесных куртизанок, которые приписывают им некоторые исследователи индийского фольклора), они обычно бросали своих детей. Их воспитывали отшельники или случайные люди. Хотя, как мы видели, бывали и исключения. И, скорее всего, не такие уж редкие, потому что апсары ассоциировались в древней Индии с плодородием.

Небесные танцовщицы апсары были призваны восхищать наитончайшие вкусы Богов на небесах Индралоки а так же повелителей и сильных мира сего. Их танец уводил воображение за пределы реальности, через их движения Боги говорили с людьми.

Индийская танцовщица… - создание

                Подобное земному божеству!..

                Твой танец, - как вершина мироздания, -

                Сродни и магии, и колдовству:

 

                Твои две пышные и налитые груди

                Посажены природой высоко..,

                И тело пахнет мёдом.., - скажут люди:

              «Она порхает сказочно - легко!..»

  

                Твоё лицо и ясно.., и спокойно..,

                Изящна ты в созданьи сложных поз..., -

                Движенья ног – движенья как у воина,

                А руки – словно крылышки стрекоз…

  

                Апсара и танцовщица Арати.., -

                Твой Танец – Приближенье к Божеству?..

                Он, – в унисон  со скрипкою Амати:

                Ты дышишь в Танце.., Я – едва живу!..

  

                Живое женское прекраснейшее тело… -

                Нагое.., - вдруг вступает в яркий круг..,

                Стук сердца – ритм и бубен… - полетело.., -

                Взрываясь.., - застывает в позе.., - вдруг:

 

 

                Горят глаза.., блестят в уборе волосы…

                И талия тонка, как у осы.., -

                Ни придыханья, ни звучанья голоса.., -

                Мгновенья Вечности… - Застывшие часы!

  

                Струятся руки.., плавны все движенья..,

                Но сколько силы, страсти и огня!!
                Она доводит до изнеможенья.., -

                Себя и зрителей и, кажется.., - меня!..

 

 

                Ты - совершенное земное изваяние..,

                Творящее экстаз любовных игр..,

                Скульптура древности, которой нет  названия..,

                Которую ещё не видел Мир!..

 

 

                Апсара с древней фрески, - как Читрини,

                Созвучная канонам красоты..,

                Ты… – словно восьмирукая Богиня!!

                Так танцевать могла лишь Только Ты!