ДЕВИ (Ма, Шакти, Мата)

История почитания Богини-Матери уходит далеко в прошлое. Это культ женского начала, проявляющегося в обликах разных Богинь, в индуизме это Парвати, супруга Шивы (она известна ещё как Кали, Дурга, Ума, Дэви). Богиня является в разных обликах и под разными именами. В своём изначальном облике — это невероятная, прекрасная красавица. Она наделена атрибутами — оружием и украшениями, каждое из которых имеет своё символическое значение. Главными её грозными аспектами, которые уничтожают демонов, являются Кали (Калика), вышедшая изо лба Богини и Дурга. Ближайшим помощником Богини в битвах с асурами является её вахана (ездовое животное) — лев (символизирует грубую жизненную силу, обозначает контроль над этой силой).

«Все Боги, представ перед Богиней, спросили Её: "Кто ты, о Великая?" Она ответила: "Брахман — Моя истинная форма. От Меня произошёл мир, сущность которого — единение Пракрити и Пуруши, полноты и пустоты. Я есть Блаженство и состояние сокрытия Блаженства. Я — Знание (виджняна) и незнание. Как Брахман и как не-Брахман надлежит меня познать — так гласит откровение Атхарваны (т.е. Атхарваведа).

Я явлена в пяти элементах и вне пяти элементов. Я — весь мир. Я — Знание (Веда) и Я — незнание. Я — знание (видья) и Я — невежество. Я — нерождённая и Я — рождённая. Внизу, вверху и вокруг — Я» («Деви Упанишада»).

«Я — разум, красота, стойкость, слава и память, вера, мудрость, милосердие, стыдливость, голод, жажда и прощение, красота, мир, жажда, сон, дремота, старость и не-старость, знание и невежество, устремление, желание, сила и бессилие, а также я жир, мозг, кожа, зрение, правдивые и лживые слова, Пара, Мадхьяма, Пашьянти и различные нади. так зри же, есть ли в сансаре нечто, что было бы не связанным со мной? Таким образом, я есть всё — знай это определённо, о Лотосорождённый» (ДБП)

«Боги восславили Богиню: "Поклонение Богине, Великой Богине, поклонение возлюбленной Господа Шивы всегда да будет! Поклонение Природе, Благой! Пред Ней смиренно мы склоняемся. Я ищу прибежища у Неё, Богини Дурги, Вайрочани (Чхиннамасты), Огненной, Пылающей жаром, Наслаждающейся плодами действий, Спасительницы. Уничтожь тьму!..

О Мать, всячески охрани нас!.. 
Поклонение Благой и Благодатной, Которая есть прибежище для возлюбивших Её, Бесконечной, Всепобеждающей, Пречистой, Богине, устраняющей несчастья и дарующей наслаждения и освобождение!.. 
Поклоняюсь Чандике, обитающей в лотосе сердца, исполняющей желания своих преданных. Трёхокой, одетой в красное, Благостной, Четырёхрукой, держащей аркан и стрекало и показывающей жесты благодати и бесстрашия, Сияющей подобно восходящему солнцу! 
Тебе, о Великая Богиня, я поклоняюсь, Устранительнице великого страха и великих трудностей, Форме великого сострадания!» («Деви Упанишада»).

На Руси — почитают Богородицу, в Египте —Изиду, в Греции — Афродиту, в Индии — Парвати, Дургу, Ситу.

В шактизме Шакти восхваляется как великая сила, творящая, поддерживающая и разрушающая мир, который проявляется как её игра (у вишнуитов — это Вишну, у шиваитов — это Шива).

«Ты — Шакти миров, наполняющая всё мощь, всё сотворено Тобой, Ты играешь в созданной Тобой сети иллюзии, как актёр в построенном им театре своё представление» («Древние тексты Вед. Летописи Бхараты»).

«Боги спросили Праджапати: "Кто Сита? Какова Её форма?" Тогда Праджапати ответил: "Она — Сита. Будучи изначальной причиной бытия, Сита известна как Пракрити; также Она именуется Пракрити потому, что является источником пранавы... Сита — явленная творческая Сила Бога (майя)... Силой близости с благим Рамой Она поддерживает вселенную, порождает, поддерживает и уничтожает все воплощённые существа. Как Всевышнюю надлежит Ситу познать, как изначальную Природу (мулапракрити). Поскольку Она есть пранава, Она — Пракрити, — так утверждают постигшие Брахман"» («Сита Упанишада»).

В «Девибхагавата Пуране» есть такие слова Вишну, обращённые к Брахме: «Ты — творец, охранитель — я, а Хара — разрушитель, мы созданы Шакти — такой вывод делается знатоками Вед. При создании мира Шакти в тебе прибывает раджасическая, саттвическая во мне, и в Рудре тамасическая (в других источниках — саттвичная Сарасвати, раджасическая — Лакшми). С нею разлучённый, ты не способен выполнять свою обязанность, и я не способен охранять, и Шанкара уничтожать... я не независим, но подчинён Шакти во всех отношениях...» (Древние тексты Вед. Летописи Бхараты)

«Знающие люди говорят, и в Пуранах утверждается, что в Брахме как творящая, в Хари как охранительная, в Харе как разрушительная, в Сурье как освещающая, в черепахе и Шеше как поддерживающая землю сила, в огне как сжигающая сила, а в ветре как движущая, этаизначальная Шакти воплощена, повсюду расположенная. Даже Шива приходит в состояние трупа, лишённый Кундалини, любое живое существо без Шакти ни на что не способно — так известно озарённым. Таким образом, повсюду в существах, неподвижных и движущихся, от Брахмы до пучка травы в этой Вселенной, о аскеты, она присутствует» (Древние тексты Вед. Летописи Бхараты). «Мудрые люди так говорят, что даже пуруша не способен к деятельности без шакти»(Девибхагавата Пурана).

«Брахма сказал: Какую мантру ты повторяешь, о Владыка богов, ведь есть ли кто-нибудь более могущественный, чем ты, Думая о котором, о лотосоокий, ты радуешься, о Владыка мира? Хари сказал: [Эта та] Шакти, которая в тебе и во мне, включающая причину и следствие, Бхагавати благая, думай же [о ней], о обладатель великой доли. На ней как на основе в виде великого океана вся вселенная покоится, [Она] — имеющая форму, Маха-Шакти неизмеримая, вечная, которой создаётся всё движущееся и неподвижное в этом мире, Она — благосклонная, дающая дары людям, [способствующие] освобождению. Она — Высшее Знание, являющееся причиной освобождения, вечная, и причина пут сансары тоже она, повелительница повелителей всего. Я, ты и всё это — порождение её Чит-Шакти, знай же, о Брахма, не должно быть сомнения в этом никогда, о безгрешный». («Древние тексты Вед. Летописи Бхараты»).

Гимн Богине из Девибхагавата Пураны

«Брахма сказал:

Восхваляйте Высшую Богиню, Брахмавидью, вечную, 
Таинственную Махамайю, ведущую все дела к успеху.

Услышав повеления его, прекрасные во всех отношениях Веды 
Запели хвалу постигаемой через Знание Махамайе, наполняющей мир.

Веды сказали:

Поклонение Богине, Махамайе, создательнице всего, благой, 
Лишённой качеств, [пребывающей] во всех существах, исполнительнице желаний Шанкары.

Ты — вместилище всех существ, прана дышащих, 
Разум, богатство, красота, прощение, мир, вера мудрость, стойкость и память.

Ты – М в ОМ и ты полумесяц, ты Гаятри и Вьярхити , 
Ты победа, борьба, помощь, стыд, слава, желание и милосердие.

Тебя мы восхваляем, о мать, милосердную мать трёх миров, мать людей, 
Доброе знание, несущее благо для всей вселенной, прекрасную, живущую в биджа-мантрах , разрушительницу бытия.

Брахма, Хара, Шаури, Тысячеокий, Вач, бог огня, Сурья — эти повелители мира 
Созданы тобой и они не главнее тебя, ибо ты — мать движущегося и неподвижного.

Когда ты хочешь творить этот мир, ты создаёшь, о мать, Вишну, Рудру и Шиву 
И побуждаешь их производить творение, охранение и разрушение, имеющая единственную форму, ты никак не затрагиваешься миром.

Кто может во всем мире познать твою форму или есть ли человек, который способен перечислить твои имена, 
Ведь кто, неспособный перепрыгнуть через маленькую лужу, может обещать перепрыгнуть через беспредельный океан?

Никто среди богов, о Бхагавати, не знает даже твоей мощи, Ты — единственная мать мира, 
Всё это целиком Ты творишь, доказательство этого — речения Вед, о Богиня.

Ты — бездеятельна и Ты — сила, творящая все миры, деяния твои удивительные, о Бхагавати, приводят в изумление наш разум, 
Как мы можем говорить о твоём могуществе, неизвестном всем Ведам, ибо ведь даже ты сама не знаешь своей высшей природы.» («Древние тексты Вед. Летописи Бхараты»).

В Девибхагавата Пуране Вишну описывает Деви так: «Это Бхагавати Деви, причина, [породившая] всё, в [том числе] и нас, Махавидья, Махамайя, полная, называемая пракрити, Богиня, непознаваемая для малоразумных, постигаемая через йогу, бессмертная, воля Параматмана, преходящая и непреходящая [одновременно] по своей природе. Малоудачливым людям трудно почитать её, ибо она — Богиня, благая повелительница вселенной, источник Вед, большеокая, изначальная создательница всего [мира]. Во время гибели вселенной она играет, уничтожив всё целиком и поместив тонкие тела всех живых существ в своё тело...

[Её] лицезреют щедрые [люди], накопившие благие заслуги, и подвижники, страстные же не могут увидеть благую Деви Бхагавати. Она — мула-пракрити, объединённая с вечным пурушей и, сотворив вселенную, она являет её Параматману. Она, о боги, [является] причиной всех, кто видит, и всего, что видимо во вселенной, наполняющая собой всё благая повелительница мира. Где я, где боги, где Лакшми и другие богини, мы никоим образом не можем сравниться с одной из стотысячной долей ее!» (Девибхагавата Пурана).

В заключение приведу несколько шлок, таких знакомых из других Писаний, только здесь (в шактистских писаниях) — в главной роли выступает Деви.

Как же всё похоже) И какая разница, каким именем называть Бога и в каком образе Его представлять) Пусть каждый делает это так, как ему больше нравится и Бог обязательно явит себя преданному в его любимом образе.

«Всякий раз, когда происходит ослабление дхармы, о держатель земли, и преобладание адхармы, тогда Я (т.е. Богиня) принимаю (различные) облики» (Деви гита).

«Ни благодаря подвижничеству, ни самообладанию, ни самадхи, ни предписанным жертвоприношениям, но [лишь] благодаря служению Твоим (т.е. Богини) стопам-лотосам бывает освобождение из океана бытия, о нерожденная» (Девибхагавата Пурана).

«Те, глупые, кто прилагают усилия, идя по пути восьмеричной йоги и погружаясь в самадхи, не знают, что [одно лишь] произнесение Твоего (т.е. Богини) имени ведёт к освобождению, даже неискреннее, о Мать» (Девибхагавата Пурана).

В "Деви гите" описан образ вират Богини, который Она явила богам по их просьбе; очень похоже, как Кришна являет себя Арджуне, и здесь боги также, как и Арджуна, очень испугались увиденного: «Затем, узнав намерение богов, дарующая желанное (своим) почитателям, благая, явила (свой) собственный образ, исполняющая желания почитателей. И они узрели высочайший образ вират Великой Богини, Чьей головой были небеса, а очами – Луна и Солнце, Ушами — стороны света, речью — Веды, жизненное дыхание — ветром. Вселенная была его сердцем, земля — седалищем, Небосвод — пупом, а звёзды бёдрами. Махарлока составляла его шею, джанарлока — уста, а Таполока, расположенная ниже Сатьялоки, лоб. Индра и другие (боги) были его руками, а звук — органом слуха Великой Владычицы. Насатья и Дасра являлись носом, запах — органом обоняния, так известно мудрым, Огонь — устами, день и ночь — ресницами. Обитель Брахмы (была её) бровями, (вселенские) воды — небом, Вкус — языком, Яма — клыками, Искусство любви зубами, а майя — улыбкой.

Творение являлось взглядом Великой Владычицы, брошенным искоса, стыд — верхней губой, жадность — нижней губой, а неправедность — спиной. Праджапати, который является творцом мира, был её сокровенным местом. Океаны были животом, а горы — костями Великой Владычицы, реки — венами, а деревья — волосами (на теле).

Девственность, юность и старость (были) её превосходным путём, облака — волосами (на голове), а утренние и вечерние сумерки — двумя одеждами могущественной. О, царь! Луна была умом святой матери мира, Хари — (её) способностью познания, а Рудра — антахкараной. Лошади и все другие живые существа находились на бёдрах могущественной, а великие миры, Атала и прочие, (занимали место) от бёдер и до нижней части (стопы).

Этот великий образ узрели быки среди богов, извергающий тысячи протуберанцев, лижущий (вселенную) языком, испускающий рёв между зубов, изрыгающий очами огонь, несущий разнообразное оружие, героический, пищей которому служили брахманы и кшатрии, тысячеглавый, тысячеокий, тысяченогий, сияющий, подобно десяти миллионам солнц, блистающий, подобно десяти миллионам молний, внушающий страх, грозный в высшей степени, порождающий боязнь в сердце и в очах — (таким) все боги увидели (этот образ) и испустили крик ужаса. С умами и сердцами, наполненные дрожью, они впали в труднопреодолимое оцепенение, и память покинула их, что это Матерь мира. Затем Веды, стоящие с четырёх сторон от великой госпожи, изгнали оцепенение и привели в чувство богов» (Деви гита).

И также «Не благодаря изучению Вед, йоге, раздаче даров, подвижничеству, жертвоприношениям Образ этот лицезреть возможно, но только благодаря моей (т.е. Её, Богини) милости» (Деви гита).

«Поклонение тебе, о Богиня, о Махавидья, я припадаю к твоим стопам, даруй же мне просветляющее знание, о подательница всех благ, о благая!» (Девибхагавата Пурана).

Всем духовным искателям — успехов на пути духовного совершенствования. 
Пусть Великая Богиня будет к Вам благосклонна.

Шактизм почитает Высшую Сущность как Божест­венную Мать Шакти или Дэви — в Ее многочисленных формах, как милостивых, так и гневных. Шактисты используют мантру, тантру, янтру, йогу и пуджу для призывания космических сил и пробуждения силы кундалини. Аум.

Шакти-Деви

Почитая Божественную Мать с незапамятных времен, шактистский индуизм сформировался в Индии в качестве организованной школы в пятом столетии. В настоящее время у него есть четыре проявления — бхактистское, народно-шаманистское, йогическое и универсалистское — все они взывают к гневной силе Кали или Дурги или к кроткой милости Парвати или Амбики. Преданные шактисты применяют ритуалы пуджи, особенно для Шри-Чакра-янтры, чтобы установить близость с Богиней. Шаманистский шактизм применяет магию, транс, хождение по огню и принесение в жертву животных для целительства, обеспечения плодородия, прорицательства и силы. Шактистский йог стремится пробудить спящую богиню Кундалини и объединить Ее с Шивой в сахасрара-чакре. Шактистские универсалисты, как, например, Шри Рамакришна, следуют реформированной ведантистской тра­диции. Тантрические ритуалы «левой руки» выходят за пределы этических норм. Шактизм в основном недвойствен, определяя предназначение души как полную идентичность с Непроявленным Шивой. Главные Писания: Веды, Шакта-агамы и Пураны. «Дэви-гита» говорит: «Мы поклоняемся вселенской Душе всего. Мы кланяемся Матери вселенной вверх и вниз и во всех четырех направлениях». Аум Чандикаяй Намах.

Интересным представляется вопрос о соотношении шактизма и тантризма. Индуистский тантризм по традиционным представлениям есть форма шактизма, и все шактисты так или иначе являются тантристами. Но все же не следует ограничивать тантру только лишь рамками шактизма. К тантризму также относят некоторые формы шиваизма (большинство течений кашмирского шиваизма, агхора, капалика, трика, в некоторой степени вирашайва) и вишнуизма (сахаджия, радхаваллабха) (Индуизм, с. 412 – 413; Пахомов 2002, с. 18; Тантрический путь, с. 48 – 49). Когда речь идет о различных направлениях индуистской религии, следует знать, что они так тесно переплетены между собой, что границы между ними часто бывает достаточно трудно провести.

Ярким примером данного утверждения является школа кали-кула-крама, существовавшая в этот период, которая еще называется просто крама или рахасья-каула. Это школа – самое влиятельное из всех шактистских направлений внутри кашмирского шиваизма. Она была распространена в основном в Кашмире, и ее последователи считает свое учение откровением Шивы, переданным людям через его супругу Шакти-Бхайрави. Это направление шактизма процветало в 9 – 12 веках, но после мусульманского вторжения пришло в упадок. Особенностью философии крамы является описание реальности в терминах познания (Пахомов 2002, с. 83 - 84; Тантрический путь, с. 50). Шактистски ориентированные кашмирские шиваиты делают акцент на преданном почитании одновременно и Шивы, и Шакти, а также совершении тантрических обрядов, включая практики вамачары. Кашмирские учителя, такие, как Сиддха Ватуланатха, Абхинавагупта (10 – 11 вв.) и Махешварананда (12 – 13 вв.), славились своей ученостью, и ими были написаны многочисленные сочинения по тантре (Субрамуниясвами, с. 678 – 679).

Отличие Шри Кулы от Самаи в том, что в Куле почитается Бхайрава, а в Самае - Дакшинамурти Риши. В Куле поклоняются Кундалини в канде муладхары, а в Самае - в сахасраре. В Куле, высшая реализация в мире, в Самае - освобождение от сансары.  Шри Кула сконцентрирована на почитании Богини непосредственно в женщине, в форме «стхула», в эту практику входит панчамакара-пуджа, Самая меньше связана с грубым выполнением пуджи, все совершается в тонкой форме. Хотя, тут не стоит все упрощать, каулическая садхана отталкивается от грубой упасаны, постепенно, видя за внешним сокрытое, «гухья». Поэтому каулическая садхана называется тайной. Самая тоже, несмотря на то, что она больше похожа на некоторую форму йоги, с отстраненностью от всего внешнего, тем не менее, в ней, через внутреннюю трансформацию происходят изменения во внешнем видении мира.  По правде говоря многие садхаки не особо склонны делить Самаю и Шри Кулу, знать отличия и особенные детали - полезно. На практике лучше применять все сразу.
   Дело в том, что понятие натх, часто увязывают с понятием «над», отсюда и многие практики связанные с "нада". Адинатх - это первичный звук - Шабда-брахман. Девять натхов - это девять состояний нада. Конечно, если мантру рассматривать на уровне вачаки (грубой формы), тогда найдется много различий в мантрах, и внешних несовместимостей в разных формах мантрологии. Но если на более тонких уровнях, тогда можно обнаружить немало общего, в любой мантрической системе. Звук - это просто выражение внутреннего смысла мантры, проявляющегося с уровня мадхьямы в вачаку или стхула-вак.

Шактийские традиции: Кубджика (эпитет Кундалини-шакти), Кали-крама (Калиная), Шри Видья (Трипура Сундари), Йогини-каула (культ 64 йогини). 

 

Шиванандана Шри Вашикаран в "ТАНТРА. ПРЕДЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ"

выделяет четыре основных течения в шактизме:

Шри - Кула ( Шри - Видья - Кула иначе Самайачара ) ;

 

Кали-Кула ( Шри - Кали - Кула, иначе Каула - Дхарма, иначе Кулачара ) ;

    Основные авторитетные тексты: «Малинивиджая - Тара»*, «Рудройамала»*, «Триширобхайрава»*, «Лита - Сахасранама»*, «Саундарья - Лахари*».

 

    –  универсалистский шактизм восходит к учению Шри Рамакришны * и связан, как правило, с деятельноью «Миссии Рамакришны»*.

    универсалистами являются и последовели некоторых других нетрадиционных течений современного индуизма, таких как общества «Анандамайи» *, «Амританандамайи» *, Шри Ауробиндо*, Гопи Кришна * и пр., которые следуют реформированому учению «Веданты» с элементами шактизма и йоги.

    Универсалисты отошли от традиционного тантризма и, хотя сохраняют в своем учении некоторые характерные его черты (например, культ женского начала ), фактически превратились в типичные неоиндуистские течения, перестав быть тантриками. Теперь это просто новые формы нетрадиционного, универсалистского индуизма, в некоторой степени близкие к тантризму;

 

    – «деревенский» шактизм шаманистского толка яяется лишь формой примитивного язычества и имеет мало общего с предписанием Тантр и с традициями собственно тантрических школ.

    Подобного рода практику можно считать лишь отчасти сходной с тантрической, потому что в ней есть немало тако, что сближает этот тип шаманизма с настоящим тантризмом: почитание женских божеств, оргиастические обряды, магические церемонии и т. п.

    Но поскольку приверженцы похожих культов есть не только в Индии, но и Африке и Латинской Америке (например, вуду* ) и сами себя они тантристами не считают, о мистическом учении Тантр совершенно ничего не знают, и приобщаться к тантрической традиции не стремятся (а зачем?), то их и не следует считать тантристами.