ADI SHAKTI, ADI SHAKTI, ADI SHAKTI, NAMO NAMO,
SARAB SHAKTI, SARAB SHAKTI, SARAB SHAKTI, NAMO NAMO,
PRITHUM BHAGAWATI, PRITHUM BHAGAWATI, PRITHUM BHAGAWATI,NAMO NAMO,
KUNDALINI, MATA SHAKTI, MATA SHAKTI, NAMO, NAMO.


Я склоняюсь перед изначальной силой. Я склоняюсь перед силой питающей все творение. Я
склоняюсь перед энергией, с помощью которой Господь творит все, что есть. Я склоняюсь
перед творческой силой Божественной Матери Кундалини.

АДИ ШАКТИ ДЕВИ МАА В ФОРМЕ ЖИВОЙ ЖЕНЩИНЫ РУПЫ
ОМ ШАКТИ ХРИМ

"Дэви-Махатмьям" ("Величие Богини") .

В диалоге с царем, мудрец (риши) раскрывает знание о Великой Шакти. Он говорит: "Она сотворяет все в этой вселенной, как подвижное, так и неподвижное. Если Она благосклонна, то для людей Она становится Подательницей даров и окончательного Освобождения. Она - высшее знание. Причина окончательного освобождения, Вечная; Она также и причина пут перевоплощения. Она - Верховная над всеми богами…
Она вечна. Она воплощена как вселенная…
Божественная Мать выполняет все функции во вселенной. Чтобы постичь Ее истинную природу, необходимо принять все проявления жизни и смерти как проявления Ее неиссякаемой сущности полной блаженства и покоя. Сам Господь Брахма, творец этого мира, обращается к Ней с такими словами: "Тобой рождена вся эта вселенная. Тобой сотворен этот мир. Тобой он поддерживается, о Богиня (Дэви), и Ты всегда пожираешь его в конце. О Ты, имеющая Своей формой весь этот мир, во время творения - Ты проявляешься в виде творческой Силы, во время поддержания - Ты проявляешься в виде Силы. поддержания, и во время растворения - Ты проявляешься в виде разрушительной Силы. Ты - высшее знание, также как и великое заблуждение, великий разум и созерцание, также как и великая иллюзия, великая Богиня (Дэви), также как и великая демоница (Асури). Ты - Изначальная Причина всего, приводящая в движение три гуны . Ты - темная ночь происходящего время от времени растворения (вселенной) . Ты - великая ночь окончательного растворения и ужасная ночь заблуждения. Ты - Богиня удачи. Управляющая, скромность, разум, полный знания, стыдливость, пища, удовлетворенность, спокойствие и терпеливость. Вооруженная мечом, копьем, палицей, диском, раковиной, луком, стрелами, петлями и железной булавой. Ты ужасна, но в то же время Ты - наивысшая Ишвари (Владычица), Ты превосходишь границы высокого и низкого. И что бы и где бы ни существовало, сознательное (реальное) или бессознательное (нереальное), какой бы силой все это ни обладало - это Ты…»

Тантризм — это, прежде всего, шактизм. А шактизм немыслим без почитания Шакти Дэви, Великой Божественной Матери. Среди бесчисленных почитаемых форм и образов Богини особое место принадлежит загадочной, одновременно манящей и пугающей, всегда будоражущей душу и никого не оставляющей равнодушным к Себе грозной Богине Кали. 
Писания индуизма и Тантры полны восхвалений в адрес Кали, а в традиции ”тантры левой руки” Кали — основной и центральный объект поклонения. 
В кулачаре, самой эзотерической из всех тантрических ачар ”левой руки”, тантрик постигает полностью свое мистическое единство с Кали, а через Ее милость — и с Самим Шивой. Поэтому и преданность Матери Кали естественным образом возникает в тех людях, чья душа уже вполне созрела для практики кулачары. ”В результате благих заслуг, накопленных в течении многих перерождений, практики аскетизма, пожертвований и строгих обетов, сознание садхаки, отринувшего все грехи, склоняется к кулачаре. Разум того, кто погружен в практику кулачары, быстро очищается. Тогда возникает спонтанная преданность лотосным стопам Изначальной Кали”, — говорится в ”Маханирвана-тантре” (7.99-100). То, что практика кулачары приводит к состоянию единства с Кали, подтверждается следующими словами ”Кали-тантры”: ”В садхаках, достигших истинного знания Кулы, проявляется присутствие Калики”. 
Имя Кали производно от санскритского слова кала, обозначающего черный цвет. В этом содержится глубокий эзотерический смысл. Подобно тому, как черный цвет поглощает в себя все прочие цвета, Кали поглощает и содержит в Себе все мыслимые формы и проявления Бога — от самых милостивых и благостных до гневных и ужасающих. Люди с поверхностным восприятием Божественной Реальности обычно привязываются лишь к слащаво-благостным формам Божества. Таких людей можно сравнить с восторженными солнцепоклонниками, ликующими при свете дня, когда не видно ничего такого, что могло бы сравниться с солнцем как источником жизни и света. Но с наступлением ночи каждый убеждается, что на фоне безбрежного чернеющего неба таких ”солнц” — неисчислимое количество. Так же все почитаемые разными религиями формы Бога — лишь тускло мерцающие ”звезды”, частичные проявления силы и энергии бесконечно могущественной Кали. Именно в Ней Божественная Реальность может быть почитаема во всей Своей необъятной полноте. Поэтому из всех форм Матери-Богини именно Кали олицетворяет Собой Изначальную Шакти (Адья-Шакти), от которой производны все прочие божественные формы — как женские, так и мужские, ибо, говоря словами ”Гандхарва-тантры”, ”мужская форма, женская форма, любая форма вообще — все формы, несомненно, — проявления Ее Высшей Формы”. 
В десятой главе ”Нирвана-тантры” говорится, что, подобно тому, как дерево растет и погружается глубже в землю, пузырь — в толщу воды, или светила — в облака, так же и все боги имеют свое начало и конец в Кали. Согласно ”Маханирвана-тантре” (4.30-32), Время (Кала) пожирает весь мир во время космического растворения (пралайи), но Кали пожирает даже само Время, потому Она и именуется словом Кали. Кали — это Адья-Шакти, Изначальная Божественная Сила, неотделимая от Своего Супруга, Парама-Шивы, т.е. Брахмана (Абсолюта). Согласно ”Девибхагавата-пуране” и другим шактистским писаниям, в ходе космического проявления Изначальная Шакти проявляет Себя как частичные формы (амша-рупа), еще более мелкие формы (кала-рупа) и как формы, являющиеся частями частей (каламша-рупа). К проявлениям первого типа относятся Дакшинакали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Савитри, Радха, Бхайрави и другие почитаемые духовные формы Дэви, к проявлениям второго типа — младшие женские божества (Ганга, Туласи, Манаса, Шаштхи и другие), а проявлениями третьего типа являются все местные почитаемые формы Богини (т.н. грама-дэваты, воплощенные в храмовых святынях), другие мелкие божества и, наконец, все женские существа вообще. 
Хотя Божественная Мать едина и не существует чего-либо вне Ее (если не считать Парама- Шиву, от которого Шакти всегда неотделима), ради нужд поклоняющихся Ей и в ходе Своих божественных игр (лил) Она принимает всевозможные бесчисленные формы. Так, ”Махакала-самхита” упоминает девять проявлений Богини Кали : Дакшинакали, Шмашанакали, Бхадракали, Гухьякали, Калакали, Камакалакали, Дханакали, Сиддхакали и Чандикакали. Другие Тантры описывают разное число форм Кали в зависимости от того, какие функции те или иные проявления Матери выполняют и что собой символизируют. Ачарья Абхинавагупта из Кашмира в своей ”Крама-стотре” перечисляет двенадцать проявлений Кали. Но в каких бы формах ни выступала Кали, Она не перестает быть Той единой Силой, что воспета ”Деви-Махатмьей”: 
МАХАВИДЙА МАХАМАЙА МАХАМЕДХА МАХАСМРИТИХ | МАХАМОХА ЧА БХАВАТИ МАХАДЕВИ МАХАСУРИ || 
Великое Знание, Великая Иллюзия, Великая Мудрость и Великая Память, Великое Заблуждение и Всевладычица, Великая Богиня и Великая Демоница!
В настоящее время в Индии наиболее почитаема Дакшинакали, иначе известная как Шьяма и изображаемая черной, обращенной лицом на юг, четырехрукой Богиней, обычно стоящей на Шиве, неподвижно лежащем как труп. Происхождение почитания этого знаменитого образа Матери обычно связывают с именем известного шактистского святого Кришнананды Агамавагиши, автора ”Тантрасары”, жившего в 16 веке в Бенгалии. 
Шмашанакали изображается обычно в позе випарита-рати (одна из сексо-йогических поз, в которой женщина сидит на мужчине сверху и играет весьма активную роль) вместе с Шивой . Данный образ выражает идею божественной полноты, когда Шива (Сознание) и Шакти (Энергия) взаимно дополняют друг друга и сливаются в нераздельном блаженстве и единстве. Эту форму Матери особенно почитают тантрики-аскеты, совершая поклонение Ей в шмашанах (местах ритуального сожжения трупов) и медитируя на достижение Освобождения . 
Существует множество и других почитаемых образов Кали, а также различные подходы в их соотнесении друг с другом и с Изначальной Кали (Адья-Кали). Большинство этих образов Матери имеют практическое значение лишь для конкретных тантрических святилищ в Индии, где они почитаются на протяжении столетий и где с каждым из них связан целый цикл легенд, чисто местных обычаев и практик поклонения. Значительное большинство этих образов не имеют даже общеиндийского значения и связаны лишь с внутренней жизнью отдельных индусских общин, нередко даже вовсе нетантрических. 
В тантрической традиции рахасья-сампрадайи, которой следуют последователи ”Тантра-Сангхи”, принято почитать Адья-Кали как основную Форму Божественной Матери, вмещающую в Себя все прочие Ее проявления как исходящие от Нее последовательные вибрации и излучения. Сама Адья-Кали при этом остается неизменно самодостаточной, но одновременно вибрирующей в постоянном движении (спанда) волн Сознания-Силы так, что Ее последовательные проявления непрерывно сменяют друг друга, как вспышки света. Такая последовательность (крама) неисчислимых излучений Единой Сознательной Силы неизбежно приводит к восприятию Ее как одной Изначальной Богини, из Которой невозможно исключить какие бы то ни было проявления бытия: все отдельные ”вспышки” сливаются в единое устойчивое Сияние Образа Великой Матери, неотделимой от Своего Божественного Супруга, т.е. Парама-Шивы (Абсолюта). 
Данная традиция почитания Шакти восходит к североиндийской (кашмирской) системе Тантры, известной как трика-каула (другие названия : кула, каула, Кали-крама, крама, рахасья-каула, ануттара-каула, ануттара-трика-кула-крама, трика-шасана или просто трика) . Система трика, составляющая главную теоретическую основу учения рахасья-каула-сампрадайи (рахасья-сампрадайи), среди прочих школ каулачары (кулачары) выделяется своей особо тщательно разработанной и упорядоченной системой тантрической философии и практики, одновременно включая в себя при этом основные теоретические и практические достижения всех эзотерических школ Тантры. Это позволяет последователям рахасья-сампрадайи успешно опираться на общее духовное наследие всего тантризма. 
Традиция трика является многокомпонентной и сочетает в себе как шактистские (каула), так и шиваитские черты, представляя собой высший синтез всех основных тантрических идей и практик. Глупо, поэтому, рассуждать о том, кем же все-таки являются последователи рахасья-сампрадайи — шиваитами или шактистами. Как истинные тантристы-каулы, последователи рахасья-сампрадайи непременно считают себя и шиваитами, и шактистами, т.к. не может быть полноценной Семьи (Кулы) без Отца и Матери. Нередко отдельные ученые-религиоведы или малосведущие в тантрической Традиции люди ошибочно считают трику неким обозначением только ”кашмирского шиваизма” и не принимают в расчет сам факт принадлежности трики к кулачаре. Однако, бесспорный и весьма почитаемый авторитет тантрической (общеиндийской в целом и кашмирской в частности) традиции Ачарья Абхинавагупта в своей ”Тантралоке” (энциклопедии философии и практики школы трика) прямо заявляет: ”Высшая цель [всех духовных устремлений] — это Обитель, называемая Трика. Только она известна как подлинная Кула, потому что вмещает в себя все и постоянно проявляет себя во всем. Подобно тому, как жизнь в каждом члене тела — и большом, и малом, — это одна жизнь, так же и Трика представлена во всем как Знание, само свидетельствующее о себе.” В другом месте ”Тантралоки”, а также в ”Мригендра-тантре” последователи данной традиции описываются следующим образом: ”Внутри — каулы, внешне — шиваиты, а в привычной мирской жизни — приверженцы ведической традиции” (антах кауло бахих шайво локачаре ту вайдиках). Такие Тантры как ”Бхайравакула-”, ”Куларатнамала-” и ”Трикасара” также однозначно определяют трику как наивысшую и наиболее эзотерическую (рахасья) из школ каулачары. 
Слово трика указывает на триединство Шивы, Шакти и джив (индивидуальных душ) как три вечно сосуществующих грани единой Реальности. Трика — это вечное триединство Истины (Таттвы). Учение трики нельзя свести ни к безусловному монизму (адвайте) в духе учения последователей Шанкары — ведантистов-майявади, ни к явному дуализму (двайте) в духе учений большинства вишнуитов или христиан. Вместе с тем, это самое эзотерическое из всех тантрических учений не может быть сведено и к некоему компромиссу адвайты и двайты — понятию ”единства в многообразии” (вишишта-адвайте и близким ей философиям — например, ачинтья-бхеда-абхеде бенгальских чайтанья-вайшнавов и современных неокришнаитов). Реальное Учение Истины по своей природе является полным, всеохватным и включающим в себя все возможные подходы к постижению единой Реальности и потому не сводится к какому-либо одному конкретному ограниченному ”-изму” как порождению человеческого ума. Напротив, тантрическая Таттва-видья, согласно утверждению восьмой сутры ”Пратьябхиджня-хридаям”, включает в себя все возможные ”-измы”, точки зрения или ”положения, на которые опираются все воззрения” (тад-бхумиках сарва-даршана стхитайах). Таким образом, любые отдельные учения или взгляды (даршаны) представляют собой лишь разные роли, которые играет Одна и Та же Сознательная Сила как Махавидья (Великое Знание). ”Она — то Знание, которое спасает” (са Видйа йа вимуктайе), — неоднократно говорится в разных Тантрах. Тантрическому Знанию о спасающей Истине (Таттва-видье) невозможно дать определения лучше, чем это сделал Сам Господь Шива в ”Куларнава-тантре” (1.110): ”Одни желают недвойственности (адвайты), другие — двойственности (двайты). И те, и другие не знают Моей Истинной Сути (Таттвы), превосходящей собой и двойственность, и недвойственность”. 
Как спасающее Великое Знание (Махавидья) Кали проявляет Себя в качестве Десяти Великих Форм Знания (Даша Махавидья). Первой и изначальной Махавидьей является Сама Кали, затем следуют Тара, Шодаши, Бхуванешвари, Чхиннамаста, Бхайрави, Дхумавати, Багала, Матанги и Камала. Все эти проявления Богини представляют собой различные силы единой Божественной Премудрости, по-разному помогающие поклоняющемуся пробудиться от иллюзии и осознать себя во всеединстве с ними, с Адья-Шакти и с Парама-Шивой. Все они выражают различные динамические аспекты единой Космической Энергии и выполняют функции по гармонизации всех различий и противоположностей. В целом, Даша Махавидья — это отражение единой Жизни бытия во всей ее целостности и полноте, в которой все проявления единой Шакти — темные и светлые, материальные и чисто духовные, активные и бездеятельные, — все представлены как Единство в многообразии. 
В ”Маханирвана-тантре” (13.4) говорится, что Великая Богиня обладает высшей непостижимой и природой, но ради Своих преданных Она соотносит Себя с пракрити (материальной энергией), характеризующейся тремя гунами (качествами) — саттвой (ясностью, спокойствием и благостью), раджасом (активностью, энергичностью и страстью) и тамасом (инертностью, невежеством и тьмой). 
Все Махавидьи группируются в соответствии с тремя гунами и только первая Махавидья, Сама Кали, как Подательница прямого и немедленного Освобождения, стоит выше всех гун. Тара обладает саттвической природой, т.к. дарует знание, ведущее к спасению. Тара щедро одаривает поклоняющихся Ей и другими дарами: ученостью, поэтическим даром, благополучием, успехом в бизнесе, и покровительством со стороны правящих особ. Шодаши (Трипурасундари, Лалита), Бхуванешвари и Чхиннамаста — раджасической природы, т.к. даруют богатство, процветание, райские наслаждения и общий успех в различных созидательных начинаниях. Бхайрави, Дхумавати, Багала, Матанги и Камала (Махалакшми) — тамасической природы. Они даруют успех в магических практиках шаткармы, в борьбе с демонами, злыми духами и врагами, а также в разрушении грехов и пороков. 
Существует прямая связь между Даша Махавидья и десятью главными аватарами (воплощениями) Вишну. Так, согласно ”Гухьятигухья-тантре” и ”Тодала-тантре”, Кали проявляет Себя в аватаре Кришны, Чхиннамаста — как Нрисимха, Камала (Махалакшми) — как Будда, Шодаши (Трипурасундари) — как Парашурама, Бхуванешвари — как Вамана и т.д. Таким образом, преданные-вайшнавы (поклонники Вишну), знают они это или же нет, фактически совершают поклонение Самой Кали, когда почитают Кришну или иные проявления и аватары Господа Вишну, который, в свою очередь, — лишь частичное проявление безгранично великой Шакти. Не случайно, что за последние несколько веков кришнаитская ветвь вишнуизма получила широкое распространение в Индии, а с конца 60-х годов этого столетия — и во всем мире. В кали-югу именно почитание Кришны становится господствующей формой вишнуизма, т.к. Кришна — проявление Кали, а из всех Махавидья и других форм Богини-Матери именно Кали почитается как центральный и главный (и часто вообще единственный!) объект Богопочитания в век кали. ”Только Кали должна почитаться в кали-югу” (калау Кали ту кевала), — говорится в ”Шакта-прамоде”, известном собрании ритуальных текстов Тантры. Именно из-за своей глубинной эзотерической связи с культом Кали вайшнавское почитание Кришны имеет некоторую силу. Вайшнавы, достигшие определенных благих заслуг в преданном служении Кришне и удостоившиеся особой милости Шри Радхи, его шакти, нередко легко и естественно склоняются к следованию Тантрическому Пути, ибо лишь на этом Пути преданное служение Богу возможно во всей полноте. 
В ”Деви Упанишад”(2-4) отвечая на вопрос всех богов: ”Кто Ты, о Великая Богиня?” Сама Мать говорит о Своей превосходящей все сущности: ”Я — сущностная Форма Брахмана. От Меня произошел весь мир, состоящий из пуруши и пракрити, из пустоты и непустоты. Я — и в блаженстве, и в неблаженстве. Я — и в постижении, и в непостижении. Я должна быть постигнута и в Брахме, и в Брахмани. Я — пять космических элементов и вне пяти элементов. Я — весь этот необъятный мир. Я — Веда и не-Веда. Я — Знание и незнание. Я — нерожденная и не нерожденная. Снизу и сверху и повсюду вокруг — везде Я”. 
Особым проявлением Шакти в тонком теле человека является таинственная энергия кундалини. В ”Шатсахасра-самхите”, одной из Тантр, говорится: ”То проявление Матери, что содержится в его (т.е. человека) теле, известно как кундалини” (мата кундалини прокта тасйанге йа вйавастхита). Пробуждение и подъем кундалини в сахасрара-чакру и связанное с этим обретение многочисленных психофизических и духовных совершенств (сиддхи) — основная практическая цель тантрической кундалини-сиддха-йоги. Кундалини буквально означает ”свернутая кольцом”.