КАЛИ В КАШМИРСКОМ ШИВАИЗМЕ ЭРОТИКА ОТНОШЕНИЙ ШИВЫ И ШАКТИ БОЖЕСТВЕННЫЙ СЕКС ЗА ПРЕДЕЛОМ РАССУДКА ВИПАРИТА РАТИ ЖЕНЩИНЫ АЛИДХА МУДРА
ОМ ШАКТИ ХРИМ
О ТОМ, КАК КАЛИ РАССТАВЛЯЕТ НОГИ НАД ШИВОЙ ПРОБЕГАЯ
ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ! ХРИМ ШРИМ КРИМ ПАРАМЕШВАРИ КАЛИКЕ СВАХА!
О то как Ты о Деви расставляешь ноги
Хочу поведать, созерцая твой искус
И смотрят в твое лоно тайно Боги
И то, что жаждет получить язык, то называется Иисус
Ты раставляешь ноги над любимым
Ты даришь вход, врата и переход
Ты раздвигаешь щель над милым
Ты телом светишься, как лунный небосвод
И в сумраке из звезд и сочетаний
Не до конца поймешь разъем
Едва откинув ногу вне деяний
Проводишь Ты невидимый прием
И раскрывая сущность истинного блага
Вскрываешь подлинность души в шагах
И с мастерством учителя борьбы и мага
Ты разбиваешь мышцы в меч иль в прах
И накаленным нервом наслаждения
Проводишь кожею стопы как по костру
На пике мощного вулкана возбужденья
Ты изливаешь алость страсти и любви игру
Ты раздвигаешь ноги сексуально сладко
Разводишь эротично, обнажая мудру
Твое желание болтается, а кожа шарма гладка
И пепел Шивы Ты стряхиваешь будто пудру
Ты раздвигаешь ноги в полубеге, в свете
Ты хочешь непременно, обезумев от преград
Ты покрываешь всю Вселенную, в рассвете
Ты плавишь в золото кроваво черный ад
И разливаясь красными туманами истока
Разбрызгивая капли рос как струйки меда
И сотрясаясь синими прыжками электрошока
Ты открываешь лоно и отдаешься как Природа
Ты на столе разводишь ноги, делая его престолом
Ты ставишь ногу, будто бы на трон, - на грудь
И быстрое твое движение я вижу боголомолом
И лингам Шивы вместо спермы разбрасывает ртуть
Ты продвигаешься как кобра кошка львица символ
Ты ставишь тонкую печать на путь ходьбы
Ты угол и размер раскрытие бутона лучший выбор
Движения застыли и рухнули границы для борьбы
Ты раздвигаешь ноги медленно и неустанно
Ты привлекаешь то, что не достать
Ты истекаешь лотосом в пространство пьянно
Ты переводишь в то, чем хочешь стать
ОМ ШАКТИ ХРИМ КАЛИ! ОМ ТАТ САТ!
лава из книги "Кашмирский Шиваизм. Наслаждение и освобождение" Б Пандит

Все виды проявления всех феноменов всего мира осуществляются Всемогущим Господом посредством Его божественной силы, которой в шиваизме дано имя «Кали», т.е. той силы Бога, благодаря которой он осуществляет все проявления всех явлений, а также Его пяти божественных действий.

Все объективное существование подобно лишь сну и является результатом воображения (кальпана) ума: таковы взгляды буддистской школы Виджнянавада и западных идеалистов. Но согласно теистическому абсолютизму монистического шиваизма Кашмира, это вовсе не воображение, а внешнее проявление божественных сил абсолютного сознания, и называется оно каланой, т.е. существенно отлично от умственного воображения (кальпана).[1] В Тантралоке Абхинавагупта описывает калану как процесс ясного проявления в пяти стадиях роста, названных кшепа, джнянам, самкхьянам, гати и нада. Это можно объяснить так:

1. Кшепа: все, - по сути и на самом деле, - является чистым и абсолютным Я-сознанием, поскольку такое сознание содержит в себе все в форме божественного могущества. Это означает, что оно обладает способностью появляться в виде всех феноменов, согласно своей свободной воле, всегда игриво активной в проявлении вовне бесконечной и божественной мощи такого сознания. Склонность к игре абсолютного сознания проявляет некоторые феномены вовне как отличные от Него. Такое мнимое отличие данных феноменов известно в шиваизме как кшепа, что означает «выбрасывание, выкидывание». Выглядит так, как будто всевключающее абсолютное сознание выбрасывает явления из себя самого, вечно сияя как всемогущее, бесконечное Я-сознание. Оно проявляет явления вовне в состоянии и форме Это-сти. Таким образом, они как бы оказываются выброшены из Я и поставлены в положение Это-сти или объективности. Такая Это-сть начинает сиять как сущность, отличная от Я. Каждое существо продолжает делать то же самое, хотя и не замечая этого. Каждый шаг внешнего проявления был определен Абхинавагуптой такими словами: “Svàtmano bhedanam kùepaþ”, означающими, что из-за кшепы вещь кажется отличной от я. (Tâ IV-174).

2. На второй стадии феноменальной проявленности элемент Я совершает неопределенное познавательное восприятие такой дифференцированной Это-сти. Дифференцированная Это-сть вначале сияет в психическом свете Я как объект, еще не воспринимаемый в какой-либо ясной определенной форме или под каким-либо определенным именем. Она сияет там посредством познания, еще не сопровождаемого сколько-нибудь определенной идеей или слово-образом. Такое познание известно как нирвикальпа самведана, или восприятие без четкой идеи, и здесь называется джняна, второй шаг объективного проявления. Абхинавагупта объясняет это так: Джняна означает знать дифференцированный объект посредством нирвикальпа-познания - познания, не сопровождаемого никаким четким представлением или слово-образом (Tâ IV – 174). Именно поэтому в Ньяя-шастре нирвикальпа не считается непосредственным инструментом прамы – правильного знания.

3. Третий шаг такого внешнего проявления – знание, сопровождаемое некой определенной идеей, обозначенной неким определенным словом, образ которого пронизывает такое знание и становится неотъемлемой его частью. Такое определенное познание, проливающее свет на имя и форму объекта, называется самкхьянам в контексте пяти типов каланы. Этот термин следует толковать как самьяк кхьянам – «делать что-либо четко известным». Это никак не следует понимать в значении математического подсчета. В качестве каланы, самкхьянам – это савикальпа-познание, т.е. знание с некой определенной идеей, которое всегда сопровождается каким-либо определенным слово-образом, обозначающим эту идею. В Тантралоке об этом говорится так: «Знать что-либо посредством савикальпа-познания называется самкхьянам, поскольку оно считает объект определенно отличным от другого схожего объекта» (Tâ IV – 174). Иными словами, здесь применяется закон апоханы. Апохана применяется к объекту данного познания посредством четкого представления о нем, выраженного определенным слово-образом, сияющим в своем свете вместе с данным представлением.

 

4. Четвертый шаг процесса калана состоит из эгоистического знания об объекте в качестве отражения в нашем Я-сознании как «Я знаю этот объект» или «Этот объект мной изведан». Это стадия прамы, правильного объективного знания, непосредственного результата савикальпа-познания, согласно анализу процесса познания в Ньяя-шастре. В шиваизме это называется гати в значении знания (gatir j¤ànam) и Абхинавагуптой определяется так: Гати – это принятие позиции отражения объективной идеи в Я-сознании знающего субъекта (Tâ IV – 175). Сознание как бы несет в себе представление о данном объекте.

5. Пятый шаг каланы – чувство такого самоудовлетворения, в котором объективное появление данного объекта полностью поглощается нашим само-осознанием, сияющим только как чистое остаточное Я или Ахам. Это называется нада, т.е. чистое само-осознание, и в Тантралоке описывается так: «Нада – это то остаточное само-осознание, которое полностью поглотило собой объективное проявление» (Tâ IV – 175).

Даттатрейя

 

Такие пять стадий каланы представляют собой пять божественных действий Всемогущего Господа. Кшепа представляет творение (сришти), джнянам – стхити (сохранение, устойчивость), а самахара, или поглощение, представлено гати. Самкхьянам – это нечто вроде пидханы или омрачения, а нада представляет ануграху, милостивую активность открытия. Кали, появляющаяся в форме пятичленной каланы, реализуется шайва-йогинами как абсолютная божественная сила Бога путем созерцательных практик шайва-йоги нескольких видов. Калиная – имя, данное особому виду шакта-упаи йоги системы Трика. Шакта-упая – практика само-созерцательной медитации. Это субъективная медитация, выполняемая с помощью практики постоянного повторения правильного концептуального знания (савикальпа-знания) достоверной истины о природе Я. Калиная – особый вид такой практики и поэтому она была включена Абхинавагуптой в шакта-упаю Трики в обоих его важнейших трудах – Тантролоке и Тантрасаре. Это созерцательная медитация на двенадцати аспектах Кали – божественной силы Господа, проявляющей себя в виде базовой природы каждого существа. Пятичленная калана, обсуждаемая выше, происходящая в сфере феноменального существования - ЭТО ЕСТЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ АБСОЛЮТНО КАЖДОГО ЖИВОГО СУЩЕСТВА, В НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, ПОНИМАЕТ ОНО ЭТО ИЛИ НЕТ. Живое существо осуществляет такую активность по отношению к окружающему миру.

Кали, по сути, - та божественная сила Господа, которая совершает пятичленную калану по отношению ко всему проявленному существованию, и сияет в форме божественной мощи абсолютной реальности в трансцендентном существовании. Так ее созерцали, и так она была обнаружена в своих основных двенадцати аспектах. Шайва-йогины открыли, что она несет в себе все существование на уровнях: чистого единства на стадии Шакти, единства в многообразии на стадии Видьи и полного многообразия на стадии Майи. Все явления также должны существовать в трансцендентном состоянии абсолютного сознания, иначе они не могли бы проявиться на стадиях Видьи и Майи. Поэтому Кали, божественная сила Абсолюта, заключает в себе все, даже на трансцендентном уровне. Таким образом, Кали предстает в своих четырех аспектах и названа Парадэви, Парапарадэви, Апарадэви и Всепроникающая Калакаршинидэви, абсолютная трансцендентная божественная сила. Затем о ней размышляют как о совершающей творение, сохранение и растворение на всех четырех уровнях существования. Такие божественные действия являются в форме божественного шевеления Спанды, сияющего как Парадэви на стадии совершенного единства. На этой стадии феномен идентичен ей. Парапарадэви содержит в себе феномен подобно тому, как город отражается в зеркале и кажется отличным и одновременно не отличным от него. Апарадэви несет в себе феномен наподобие того, как дом содержит разные предметы домашнего обихода как отличные от него. Изначальные и основные семена всех явлений, так же как и семена творения, и т.д., действительно существуют в трансцендентном абсолюте. Поэтому Кали здесь реализуется как содержащая в себе все и совершающая все божественные действия также в Ее трансцендентном аспекте. Здесь она сияет как единая форма - Пара, Парапара и Апарадэви - и названа абсолютной Калакаршини, т.е. силой, которая втягивает в себя и поглощает весь концепт Кала, или времени, которое, по сути, есть чувство последовательности. Это имя, данное понятию последовательности событий и действий. На санскрите последовательность называется крама. Поскольку Кали в ее трансцендентном аспекте втягивает в себя все концепции последовательности, такой аспект Кали назван Калакаршини. Это наиболее утонченное и возвышенное понятие Кали и ее двенадцати аспектов, которые Абхинавагупта обсуждает в Тантрасаре, написанной им после Тантралоки. Понятие двенадцати Кали было разработано также и некоторыми другими способами, поскольку оно не является основной картиной Абсолюта, а представляет собой концепт, относящийся к Его божественным силам, применимый в созерцательной медитации шакта-упаи системы Трика монистического шиваизма.

Практикующий Калинаю должен увидеть свое сознание выполняющим пятичленную калану по отношению к праматру (субъекту процесса познания), прамане (инструментальным средствам познания), прамее (объекту познания) и праме (правильному знанию). Ему следует постоянно повторять такую созерцательную практику по отношению к своим собственным силам, и в результате она приведет к самореализации и углубит впечатления открытия того, что он есть никто иной, как Всемогущий Господь, способный проявлять свои божественные действия по отношению ко всему существованию, феноменальному и нефеноменальному. Он узнает сущностную природу своего Я-сознания как именно Кали, божественность Всемогущего Господа, разыгрывающего калану, пятичленную игру феноменального проявления через свои двенадцать аспектов.

Практикующий калинаю визуализирует силы его собственного само-осознания как охватывающие и поглощающие Я-сознанием различные явления двенадцати видов вокруг него - одно за другим - с помощью двенадцати Кали. Это подобно тому, как если бы он проглатывал при помощи своих сил окружающий мир, состоящий из четырех составляющих: праматра, праманы, прамеи и прамы, проходящих творение, сохранение и поглощение, и, таким образом, являющихся в двенадцати формах.

Поскольку Кали, как божественная сила Господа, проявляет все четыре элемента процесса познания, обсуждавшиеся выше, как его субъект, объект, и т.д., именно она является источником и подлинной сутью всей проявленности праматровости (в оригинале pramatrhood, т.е. всей совокупности процессов субъективного восприятия (прим. пер.). Иными словами, все, что касается феноменального познания, все, что появляется как жизнь во вселенной, по сути, есть только Она. Поэтому в Трика Агамах Кали называют Матрисадбхава (Обладающей природой Матери, прим. пер).

Кроме того, если бы абсолютное сознание было лишено Его силы и склонности к внешнему проявлению, называемому калана, оно бы потеряло всю красоту и очарование. Кали, источник всей красоты – абсолютная реальность и поэтому зовется Вамешвари в Нисатана-агаме, что говорит о Ней как о владычице прекрасного. Изначальное значение слова вама – красота. Тот же смысл передан в имени Вамадэва – божественной формы Шивы. Вамачара – это система теологии, предписывающая приятные занятия и взаимодействия с услаждающими и прекрасными объектами. Слова вамору, вамалочана, ваманги, (прекраснобедрая, прекрасноокая, статная, прим. пер.), и т.д. также передают этот смысл в санскритской литературе.

Такое субъективное созерцание собственной божественной силы подробно обсуждалось в Тантралоке Абхинавагупты как одна из важных практик Шакта-упаи. В Тантрасаре об этом также подробно говорится. Считается, что такая практика очень быстро приносит результаты и это сделало ее столь популярной среди практикующих Трику. Поскольку по своей природе она в высшей степени скрыта, Малинивиджая и Дэвиямала-тантры, в которых упоминаются Матрисадбхава и Калакаршини, на нее лишь намекают. (MVT VIII-34). Абхинавагупта ссылается на это упоминание и Джаяратха цитирует этот фрагмент в Тантралоке: (Tâ III – 70, 71).

Трикасара, древняя работа по системе Трика, говорит о ней как о божестве, окруженном двенадцатью йогини, и Абхинавагупта ссылается на это, обсуждая Кали (TA III – 254). Такие ссылки в Тантралоке доказывают, что калиная была неотъемлемой частью Трики задолго до того как Абхинавагупта написал свою Тантралоку. Гласные, за исключением евнухов - кратких и длинных «р» и «л» - принимались как двенадцать Кали в матрика-йоге Шамбхава-упаи. (Tâ III – 250-253).

Абхинавагупта воспринимает калинаю как интегральную часть системы Трика и показывает, что такое положение она занимала задолго до него, и так была принята в некоторых древних агамических текстах и философских сочинениях.

Впервые калиная была обнаружена, разработана и распространена основательно среди шайва-практикующих сиддхой Шивананданатхом, давшим ей особое имя Краманая, или система садханы Крама. Абхинавагупта упоминает Шивананду как мастера Уттара-питхи (северной питхи, или северного центра, прим. пер.). В древние времена существовало четыре знаменитых центра тантрической теологии: Камакхья – восточная питха в Ассаме, Пурнагири – южная питха в Андхре, Джаландхара – западная питха в Кангре (Химачал Прадеш) и Орияна питха в Джаганнатхапури как центральная. Существовало и множество дополнительных центров и упа-питх во многих местах Индии. Долина Кашмира, например, известна как Медха-питха. Можно вполне принять ее за Уттара-питху Шивананданатха, жившего в Кашмире. Время Шивананданатха – 8 в. н.э., так как Сомананда (9 в.н.э.) был учеником в четвертом поколении в его линии передачи. Главными учениками Шивананды были три йогини – Кеюравати, Маданика и Кальяника. Тремя же их главными учениками были соответственно Говиндараджа, Читрабхану (известный также как Бханука) и Эраканатха. Говиндараджа передал подробный метод калинаи Сомананде, и его учения достигли Джаяратхи в 12 в. н.э.