СОВЕСТЬ ГОЛОС БОЖИЙ ВНУТРИ НАС О БОГЕ СОВЕСТЬ ТАНТРИЧЕСКОГО ПУТИ - АЧАРЫ СТУПЕНИ ПОСТИЖЕНИЯ АБСОЛЮТА - 7 СТУПЕНЕЙ КУЛАРНАВЫ ТАНТРЫ
ОМ ШАКТИ ХРИМ
СОВЕСТЬ НА ТРОПЕ ТАНТРЫ
ОМ ШАКТИ ХРИМ
О какой Тантре ты говоришь?
По какой тропе исследуешь?
Что строишь и с чем ты спишь?
О каком из Богов проповедуешь?
Возможен ли секс без союза небес?
Возможен ли оргазм без правды?
Без силы мудрости не будет чудес
И от учения не жди выгод награды
Если у тебя нет трезубца огня,
Если у тебя нет веры в Шиву
Ты в Тантре не был и дня
И ты запираешь Бога в дживу..
Без знания мантр твой ум зверь
Без виденья янтр твои очи слепы
Без тела мудр не откроешь дверь
Без ритуала твои желанья дурны
Какой тантрический секс без Кали?
Без ее страсти, без ее имен
Как возможно, чтобы вы о ней не знали
Ее печатью духа твой путь окрылен
Без совести, без чистоты, без жертвы
Как можешь постигнуть вкус Бога
Без гуру без дхармы все твои ветры
Будут рассеяны, тупик их дорога
Без шкуры, без черепа, без четок
Твоя практика писаний бесплодна
Внимание распределяя на тело красоток
Ты забываешь, что лишь Богиня одна бесподобна
Но знак тебе даст Хранитель чувства
Критерий откроет тайную дверь любви
И освящая тень мифом искусства
Узнаешь ты истину в кипящей крови
И красная капля с молоком в чаше
Станет алой зарей твоей ясной отдачи
К совести обращайся в сердце почаще
Будут понятными удары тантрической передачи
ОМ ХРИМ ШРИМ КРИМ ПАРАМЕШВАРИ КАЛИКЕ СВАХА
КРИСТАЛЛ ЛЮБВИ
ХРИРМ ШРИМ КРИМ ПАРАМЕШВАРИ КАЛИКЕ СВАХА
Кристалл любви остается от жизни
Истинное чувство - сердца природа
Какому добру ты служил в отчизне?
Какому колену поклонялся из рода?
Из в года в год что ты чеканил?
Какую нежность шлифовал души?
Отчего твой взгляд веру ранил-
Надрезом на камне кристалла пиши…
Оскорблений отачивая углы слома,
Переплавляя кровь в плазму завета,
Ты не ведаешь сквозь смерть перелома
Своей формой она даст ядро ответа
Мечом своей правды высекая грани
Плоскости надрезая топором боли
Сверкая неразрушимостью неустанней
Чувствуя звезд рождения раздолье
Вызревая веками, изливаясь стеклом капли
Лотосом распахиваясь, любовью играя
Представляясь красной кровью богини Кали
На распятие сердце крестом разрывая
Рождаясь доказать все, что молил вновь и вновь
Ножем отрезая лепестки подношеения
Ты достаешь из сердца пламенную любовь
Кристалл любви не знает, как Бог, разрушенья
ОМ ШАКТИ ХРИМ

Димешвар Рам Авадхута "Тантра"

Содержание
Ачара - ступени тантрической практики

Существуют три главные ветви индуистского тантризма: 1).«тантра правой ру-ки» (дакшиначара), не противоречащая установлениям обычного индуизма и сводящаяся к ритуализму

2).«тантра левой руки» (вамачара), использующая практики, выглядящее как нечто противоречащие этим установлениям: ритуальное употребление мяса, вина, сексуальные обряды (см. панчамакара)

;3).«тантра срединного пути» отвергающая крайности и вамачары, и дакшиначары, и делающая особый акцент на здоровый образ жизни и йогические методы подятия кундалини. Также «тантру срединного пути» называют каула-тантризмом.

Шакта-Тантры подразделяют весь тантрический путь на ачары, или различные виды практики, которые следуют одна за другой. Таким образом, ачары - это стадии или ступени тантрического пути (садхана), на каждой из которых предписывается своя определенная практика. Слово ачара происходит от корня "чар" - "двигаться". Ачара связана с определенным продвижением в духовной практике. Каждая последующая ачара (ступень) выше, чем предыдущая.
Куларнава-Тантра (гл.2)[1] указывает семь ачар: 1.Ведачара, 2.Вайшнавачара, 3.Шайвачара, 4.Дакшиначара, 5.Вамачара, 6.Сиддхантачара, 7.Каулачара. Вот краткий обзор практик, предписываемых в различных ачарах, согласно предписаниям Куларнава и некоторых других шакта-Тантр[2].

В ведачаре содержится много ведических ритуалов, выполнение которых сочетается с начальной тантрической практикой. Следующая ступень - вайшнавачара - это путь преданности. Поклоняющийся преодолевает слепую веру и приобретает твердую веру в спасительную силу Божества (Брахмана). Как утверждает Вишвасара-Тантра (Патала 24), в Вайшнавачаре человек должен следовать предписаниям (нияма) ведачары. Он должен перестать есть мясо, избегать сексуального общения и даже разговора о нем. Человек должен поклоняться Вишну. Этот путь (ачара) отличается от первого (ведачара) стойкостью тапасйи[3] и созерцанием Высшего повсюду.

Нитья-Тантра также говорит, что в вайшнавачаре человек не должен убивать животных. В полном соответствии с этими принципами и Пранатошини-Тантра, описывая эту ступень, говорит, что следует избегать: сексуального сношения и разговора о нем, насилия, злословия, нечестности, мясоедения. Никогда не следует прикасаться к четкам (мала) или янтре (символическому изображению Божественного) ночью. Человек должен поклоняться Вишну, предлагать Ему все свои действия и всегда смотреть на мир как на наполненный Им.

На третьей ступени - шайвачара - осуществляется вступление на путь знания (гьяна). Преданность (бхакти) сочетается с силой (шакти) и твердой внутренней устремленностью к познанию. Пранатошини-Тантра указывает, что шайвачара подобна ведачаре, но разница заключается в том, что если в ведачаре предписывается жертвоприношение животных, то в шайвачаре оно запрещается. То же говорит и Вишвасара-Тантра, добавляя, что медитация в этой ачаре совершается на Шиву.

На четвертой ступени - дакшиначара - садхака (практикующий) способен медитировать на три аспекта энергии Абсолюта (шакти Брахмана): крийя (энергию действия), иччха (энергию воли) и джняна (энергию знания). Поклоняясь Шакти и сочетая веру, преданность, устремленность и знания, садхака приобретает подходящее состояние сознания для почитания Всевышнего в Его трех аспектах - то есть как Брахму, Вишну и Махэшвару (Шиву).

Согласно Пранатошини, дакшиначара так названа потому, что ее практиковал мудрец Дакшинамурти. Другим расшифрованием названия этой ступени является то, что некоторые практикующие поклоняются в этой ачаре Богине, энергии Всевышнего в форме Дакшина-Калики (одной из известных форм Кали). На этой ступени садхака является шакта (поклонником Шакти) и поклоняется адья-шакти (изначальной энергии) как Дакшина-Калике.

Так или иначе, дакшиначара является переходной ступенью на тантрическом пути. Она завершает собой поклонение, осуществляемое в пашу-бхаве[4], ибо все первые четыре ступени практикуются в пашу-бхаве, и подготавливают человека к другому виду поклонения - вира-бхаве. Поэтому, так как сознание садхака (практикующего) уже подготовлено предыдущими ступенями, и он уже близок к вступлению в "героическую практику" (вира-садхана), дакшиначара включает в себя элементы близкие к вира-ритуалам.

Именно на этой, четвертой ступени, завершается процесс правритти, или развертывающего потока, который образован майей (внешней энергией). Это поток множественности и ограниченности; находясь в нем, сознание живого существа отклонено от своего истинного состояния - изначального единства, что и является причиной постоянных страданий. Посредством правильно выполняемой практики, на ступени дакшиначары этот поток прекращает свое преобладающее воздействие на сознание садхака, и, начиная со следующей ачары, человек вступает на путь осуществления обратного потока (нивритти), приводящего в конечном счете к абсолютному единству.

Вишвасара-Тантра также утверждает, что дакшиначара является подготовкой к вира и дивья-бхаве[5]. Медитация на Парамэшвари (Высшую Владычицу - Высшую Силу) после принятия виджайа и мантра-джапы (повторение мантры на четках) совершается ночью.

На пятой ступени - вамачара - садхака непосредственно переходит от правритти (потока развертывания мира материальных желаний) к нивритти (потоку возврата индивидуальной души в свое изначальное свободное, недвойственное состояние вечного разумного блаженства, (саччидананда)).

На ступени вамачара садхака разбивает оковы иллюзии, стыда и т.д., которыми связан человек типа пашу (т.е. человек, связанный инстинктами и условностями). Здесь осуществляется путь к состоянию Шивы (ничем не связанного Высшего Абсолюта), который завершается в следующем ачаре[6].

Как утверждается в Пранатошини, Высшей Богине следует поклоняться согласно предписаниям ведачары. Днем садхака должен быть воздержанным как брахмачарин и практиковать концентрацию. Ночью - Богине следует поклоняться с панчататтва (пятью элементами)[7].

Слово вамачара происходит от сочетания слов вама и ачара. Непосредственное значение слова вама - "левый". Однако на языке Тантр оно имеет и другое, специфическое значение. Вама означает женщину, совершающую тантрическую практику и сидящую слева от садхака во время обряда "5-ти М".

Существует распространенное деление тантрической практики на два основных пути - дакшиначара и вамачара. Зачастую эти пути не вполне правильно понимаются и противопоставляются друг другу. В действительности же, как уже говорилось, Тантры рассматривают 7 путей, начиная с веда и кончая каула, а некоторые Тантры добавляют к ним еще два - агхора и йога-ачара. Так или иначе, шакта-Тантры рассматривают ачара как ступени одной лестницы, ведущей к вершине самопознания. В этом контексте противопоставление дакшиначары и вамачары как "праведного" и "неправедного" путей и т.п. - немыслимы. Однако условное разделение всего тантрического пути на дакшин и вам, действительно имеет место. При таком разделении первые четыре ступени объединяются в первую половину пути и называются дакшиначара[8] по названию четвертой ступени, так как первые три ступени рассматриваются в этом случае как подготовительные к непосредственно дакшиначаре. Последние три ступени - объединяются под названием вамачара, так как начало пятой ступени (вамачара) является очень важной отправной точкой к принципиально другому, более продвинутому характеру практики.

Такое деление всего пути на два основных этапа имеет свой смысл потому, что в первых четырех ачарах практика совершается в пашу-бхаве[9], а в последних трех - в вира и дивья-бхаве. Так как вира и дивья-бхава близки друг к другу и по сути отличаются лишь только полнотой и устойчивостью реализации, принципиально деление на дакшина (которая практикуется в пашу-бхаве) и вама (которая практикуется в вира и дивья-бхава) падает между четвертой и пятой ступенями.

Другой причиной именно такого разделения является философская концепция правритти-нивритти - исходящего и возвратного потоков, о которых уже говорилось ранее. Именно с вамачары садхака переходит к осуществлению процесса нивритти, в то время как первые четыре ступени, заканчивающиеся дакшиначарой, были связаны с правритти, потоком развертывания материальной энергии, действующей на сознание садхака. Со знанием этих процессов связано утверждение о том, что вамачара - это обратный (випарита) путь (т.е. на этом пути осуществляется возвратный поток (нивритти).

Для лучшего понимания Вамачары и его значения в тантрической практике ниже я привожу несколько отрывков из работы Свами Пратьягатамананды "Тантра как путь реализации":

"Некоторые неправильно понимаемые левые практики (вамачара), например, согласно распространенному мнению, исчерпывают собой почти весь Тантризм. В действительности же, как мы увидим далее, путь вамачара основан на глубоком знании возвратного потока или нивритти. Этот возвратный поток осуществляет стремление повернуть в обратном направлении процесс сотворения и поддержания пут пристрастий и условностей, которыми связана джива или душа, как пашу или животное.

Кроме того, необходимо уяснить, что этот путь, излагающийся в Шакта-Тантре с его особым ритуализмом (например, панчататтва), не единственный из предписываемых в Тантре. Куларнава-Тантра, например, указывает 7 путей или ачар, начиная с ведачары и кончая каула. Некоторые другие Тантры добавляют к этому списку еще 2 ачара: т.е. - агхора и йога...". Далее Свами указывает на разнообразие тантрических путей и школ, так как кроме шакта-школы, в которой предписывается этот путь, существует ряд других индуистских и не индуистских тантрических школ, предписывающих различные практики.

"Если говорить о вамачаре (что означает левый как випарита (обратный), а не левый в плохом смысле этого слова[10]), то существует следующая ситуация. На этом пути садхака (стремящийся) должен использовать определенный вид ритуала (технически он называется панчататтва), который, надо признать, приводит к некоторым злоупотреблениям в неподходящих случаях и при неподходящих условиях его совершения. По мнению тех, которые не понимают и не различают (истинное от ложного) - этот ритуал вводит весь культ Тантры под подозрение. Те, кто ничего не понимает относительно возвратного потока или обратного процесса (нивритти), который входит в теорию и практику так называемого левого пути, естественно, не в состоянии постичь, что могут существовать какие-либо точки соприкосновения между этим путем (вамачара) и теорией и практикой адвайта веданты. Кроме того факта, что чистокровный дубликат основных элементов поклонения панчататтва, в их грубой, замененной или эзотерической формах[11], можно найти во всех ведических пластах, и кроме того, что существует возможность видоизменения древнейшего ведического поклонения и расстановки особых акцентов в поклонении через влияние, приходящее из-за пределов самой Индии (например - из Тибета или Махачина). Всеми думающими людьми должно быть признано, что поклонение панчататтва, в своей основе и идее - это законная (обоснованная) форма адвайта-поклонения..."

Как справедливо указывает А. Авалон, вама - это вира-садхана (практика); на этой ступени совершается чакра-поклонение[12]; сиддхи могут быть разрушены их обнаружением; поэтому вама - путь скрытный.

Путь достижения состояния Шивы, осуществляемый в вамачаре, завершается в шестой ачаре, сиддхантачаре. На этой ступени садхак (практикующий) обладает еще более глубоким Знанием, которое сокрыто в Писаниях, как огонь в дровах. Он полностью свободен от какого-либо страха или сомнений, которым подвержены пашу. Он твердо держится Истины. Искренний и открытый, он не волнуется о том "что скажут люди". Поэтому он может совершать ритуал панчататтва[13] открыто. А. Авалон приводит следующее любопытное разъяснение по этому поводу: "Как не считается предосудительным пить (вино) открыто в саутрамани яджне (ведическом обряде), так и в сиддхантачаре вино пьется открыто. Как не осуждается убийство лошадей в ашвамедха яджне (также ведическом обряде), так не совершается преступления и при убийстве животных и в этой религиозной практике (дхарма)[14]". В Нитья-Тантре говорится, что "чистый" или "нечистый" предмет становится чистым в результате обряда очищения.

Сиддхантачари[15], носящий чашу из человеческого черепа и четки рудракша, странствует по земле в облике самого Бхайравы[16].

Далее, с помощью гуру, садхака имеет благоприятную возможность достичь наивысшей ступени - каулачары. На этой ступени он становится освобожденным при жизни (дживанмукта) и, приобретая наивысшее Знание Абсолюта (Брахмана), достигает состояния Парабрахмана[17]. Воистину, это есть наивысшая цель тантрической садханы (практики).

Прекрасное восхваление Каула-дхармы (религии Каула), как наивысшей из всех дхарм (религий), содержится в Маханирвана-Тантре. Только сам Шива обладает полным знанием о каулачаре. Подобно тому, как след любого животного исчезает в следе слона, так и любая религия (дхарма) растворяется в Каула-дхарме (религии Каула). На этой ступени уже нет каких-либо предписаний или запретов, нет никаких ограничений, связанных со временем или пространством, нет каких-либо правил. Каула - это сам Садашива (Вечный Шива) и наивысший гуру

ЧИСТОТА ТАНТРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ДУРГА РАЗРУШИТЕЛЬНИЦА 5 ДЕМОНОВ ПАНЧАТАТТВЫ ВУАЛЬ ЗЛА И МАСКА ДОБРА В НЕДВОЙСТВЕННОМ ВОСПРИЯТИИ КАУЛА ТРАДИЦИИ СТУПЕНИ ИЕРАРХИИ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ
ОМ ШАКТИ ХРИМ
На стадии вамачары в служении Шакти активно используются чувственные стороны жизни : сексуальные обряды и таинства, практикуемые посвященными супружескими парами; проводятся таинства паньчататтвы, чакра-пуджи, ночного поклонения Шакти (в форме женского йони), другие тайные обряды и практики. Правом на приобщение к вамачаре (и соответствующее обучение практике) обладают только особым образом посвященные вира-садхаки. Пашу ни в коем случае не допускаются к практике вамачары. Пять таттв (“5 М”: мадья — вино, мамса — мясо, матсья — рыба, мудра — поджаренные зерна, и майтхуна — ритуальное любовное соединение) в данной ачаре используются в непосредственно натуральном виде, но требуют предварительно особого ритуального очищения (шодханы) и последующего освящения. “Вино, мясо, рыба, зерна и ритуальное соитие — таковы пять элементов поклонения, предназначенные для удовлетворения Богини”, — говорится в “Меру-тантре”. Цель паньчататтвы — этого главного таинства вамачары — сочетать изощренное и поистине сверхчеловеческое чувственное наслаждение с исключительным по накалу чувством преданности Богине. Вамачара помогает ощутить живую и непосредственную связь с присутствием Шакти во всех элементах (таттвах) микрокосма и макрокосма. Такой опыт позволяет осознать и практически ощутить важную истину: Космос является не просто инертной материей, целиком зависящей от Творца (и уж тем более не “иллюзией”!), а Телом Бога, пропитанным энергией Его сознания.
Использование “5 М” только ради собственного чувственного удовольствия, а не ради цели соединения наслаждения (бхукти) с решимостью достичь Освобождения (мукти), не является тантрической практикой и ведет лишь к грехопадению, страданию и перерождениям в адских мирах. В вамачаре паньчататтва символизирует важные эзотерические истины, смысл которых татрический гуру раскрывает ученикам только после посвящения и многолетней практики. Без правильного понимания паньчататтвы и других таинств вамачары практикующие неизбежно придут к злоупотреблению тантрической практикой и в результате будут только деградировать. Об этом предупреждает Сам Господь Шива в “Куларнава-тантре” (2.116-120): “Многие непосвященные, стоящие вне традиции духовной преемственности и полагающиеся на свое никчемное мнение, следуя ложным знаниям, занимаются только подражанием и искажением каула-дхармы. Если питьем вина можно достичь совершенства, тогда все низкие люди, находящие удовольствие в пьянстве, должны достичь сиддхи. Если поеданием мяса обретается духовная чистота, тогда все поедатели мяса в мире достигли бы святости. Если сексуальное соитие с женщиной приносит освобождение, тогда все живые существа достигли бы его через привязанность к женщине. О Великая Богиня, Я не осуждаю пути Кулы, но осуждаю только тех, кто отвергает предписания [соответствующей] ачары.“
Чтобы вамачара не свелась к извращению тантрической садханы, необходимо всестороннее руководство со стороны гуру. Если практика дакшиначары в той или иной степени доступна даже непосвященным и ей можно следовать, просто руководствуясь предписаниями и заповедями священных писаний, наставлениями духовных авторитетов и общепринятыми обычаями, то вамачара без соответствующего посвящения и вне общности (чакры) посвященных попросту невозможна. В “Каулавали-тантре” об этом говорится: “Непосвященные, отвергающие мудры и мантры, не должны использовать кула-таттвы (т.е. “пять М”) без совершения джапы и пуджи”. Во второй главе “Куларнава-тантры” Шива говорит о том, что кула-дхарма, т.е. эзотерическая практика Тантры, “передается непосредственно от учителя к ученику”.
Следующая за вамачарой сиддхантачара представляет собой углубление практики “левого пути”, когда садхака достигает ощутимого мастерства в своей садхане и становится сиддха-йогином, сверхчеловеком, обладателем целого ряда психофизических и духовных совершенств. На этой стадии зависимость от обязательного использования “5 М” в натуральном виде отпадает. Практика сиддхантачары предназначена, в первую очередь, для тантрических монахов (авадхутов), т.к. мирская жизнь мало благоприятствует успеху в сиддхантачаре. Именно в сиддхантачаре, которая может быть определена как “тропа совершенства”, садхака может достичь высшего мастерства в практике йоги, медитации и тантрической магии. Сиддха (“совершенный”) — это тантрический святой, тантрист-мастер, настоящий маг, подвижник и йог. Состояние сиддха-йогина является переходным звеном от вира-бхавы к дивья-бхаве, которая полностью может быть реализуема только в последней ачаре — каулачаре. Фактически вамачара, сиддхантачара и каулачара, представляют собой единую и цельную систему “тантры левой руки”, в рамках которой являются начальной, средней и высшей ступенями. Поэтому границы, отделяющие эти три ачары друг от друга, достаточно условны и не так сильно выражены, как в более низших ачарах. Различие между этими тремя ачарами касается только йогически- медитационной стороны практики. Очень часто все ачары “тантры левой руки” называются одним общим наименованием (по названию первой или последней ачары): вамачара или каулачара. Те же, кто следуют традиционной практике “тантры левой руки”, также собирательно именуются каулами, или кауликами. Покровителями всех ачар “тантры левой руки” являются Господь Шива (в аспекте Садашивы) и Мать Кали.
Каулачара, являющаяся конечным синтезом всех предыдущих ачар, заслуживает особого рассмотрения. Все другие пути не ведут к непосредственному Великому Освобождению (маханирване), а только подводят душу к становлению на Путь Кулы, на “тропу полноты”. Поэтому каулачара превосходит все другие, более низшие, ачары и является самой сутью всех религий и полным практическим осуществлением любых духовных устремлений и исканий. “Самая сокровенная тайна, дарующая вечное счастье, передаваемая непосредственно от учителя к ученику каула-дхарма — это высочайшая сущность, извлеченная Мною из океана Вед и Агам жезлом духовного знания” — так определяет каулачару Господь Шива в “Куларнава-тантре” (2.9-11). Через практику каулачары душа достигает своего естественного и наивысшего предназначения, оказываясь в Божественной Семье Шакти, Шивы и других освобожденных душ. Согласно “Куларнава-тантре”(2.34-35), одной из важнейших каула-Тантр, знание каула-дхармы можно раскрывать только тем, кто очистил свое сознание, обрел устойчивую веру в писания и практики каул, выполняет все необходимые предписания традиционного тантризма, служит своему учителю и Богине-Матери, предан общине (чакре) каул. Предполагается также, что садхака должен быть свободен от дуалистических воззрений, понимать в истинном свете взаимосвязь всех ачар и эзотерический смысл Кулы и, наконец, иметь выраженную вира-бхаву или же признаки дивья-бхавы. В Тантрах особо оговаривается, что пашу (для его же собственного блага!) не может быть посвящен в чакру каул.
Тем, кто не посвящены в связь с Кулой, практически не могут распознать истинного каулу по каким-либо критериям или стандартам. Внешне каула может следовать принципам любой из ачар и знает эзотерические тайны любой из них. Поэтому каула- гуру — идеальный учитель для садхаков всех ачар. Истинный каула совершенно свободен, осознает свою божественную Самость и фактически является богочеловеком. Он питает особую любовную привязанность к Матери Кали и Куле и может, если пожелает, привести в лоно тантризма любого. Даже случайное соприкосновение с такой личностью улучшает индивидуальную карму любого существа. В семьях, создаваемых каулами, нередко рождаются великие души (махатмы). Кали никогда не оставляет без ответа молитву каулы, но он не склонен у Нее что-то просить для себя, т.к. всегда удовлетворен. Поскольку каула является совершенным дживанмуктой (освобожденным при жизни), то на него, как утверждается в 24-ой главе “Вишвасара-тантры”, “не влияют ни фазы луны, ни положения планет. Для него не существует правил относительно времени или места...” Он может демонстрировать или скрывать свои сверхспособности и всегда относится к другим как к своим истинным родственникам. Каким бы внешне ни казался кому-то истинный каула, нет такой силы, которая могла бы ограничить его свободу или лишить его пребывания в Куле.
Очень часто все 7 ачар в Тантрах подразделяются на две большие ачары — Дакшиначару и Вамачару (в этом случае во избежание путаницы будем писать их названия с большой буквы). Дакшиначара, рассматриваемая как “тантра правой руки”, включает в себя в себя ведачару, вайшнавачару, шайвачару и собственно дакшиначару. “Тантра левой руки”, или Вамачара, включает в себя собственно вамачару, сиддхантачару (в том числе йогачару и агхорачару) и кулачару (каулачару). “Путь правой руки” (Дакшиначара) предназначен по преимуществу для людей пашу-бхавы и потому называется еще пашвачарой (“путем пашу”). “Путь левой руки”, напротив, предназначен лишь для наиболее зрелых душ с выраженными вира и дивья бхавами и поэтому именуется также вирачарой (“путем вира”).
К Дакшиначаре люди принадлежат автоматически с момента рождения и приобщаются к одной из ачар “правого пути” в ходе соответствующего воспитания, посвящения и обучения. Такие люди обычно принадлежат к одной из традиционных религий (как правило, с детства), следуют в быту религиозным и этическим нормам, предписанным священными писаниями. Они должны вставать рано утром, почитать своего гуру и ишта-девату (основную почитаемую ими Форму Бога), повторять определенные мантры или молитвы, воздерживаться от чрезмерного сна и лени, сексуальной распущенности, пьянства, наркомании, сквернословия и целого ряда других пороков. В низших ачарах Дакшиначары — в ведачаре и близких ей по духу неиндуистских религиозных традициях — поклонение, как правило, совершается Богу или многочисленным богам и духам ради материальных благ. На среднем уровне Дакшиначары, т.е. в вайшнавачаре и в шайвачаре, поклонение ориентировано обычно на Бога-Отца или на безличный Абсолют и, как правило, с чисто духовными устремлениями. Высшим уровнем Дакшиначары является почитание Богини- Матери, осуществляемое в шактизме дакшиначары. На этом уровне культ Матери расширяет и углубляет собой культ Бога-Отца и появляется практическая возможность яснее ощутить взаимосвязь и единство всех Форм Бога. При этом Божественная Мать почитается обычно в Своих благостных аспектах. Для всех ачар “правого пути” характерна практика в пашу-бхаве и зависимость от процесса правритти, что не позволяет достичь подлинного и полного Освобождения (маханирваны).
В широком смысле к Дакшиначаре относятся все религии, удерживающие душу в пределах сансары и подменяющие полное Освобождение достижением только какого-то определенного более высокого положения в той же сансаре — лучшего перерождения, места в раю или полу-освобождения. В “Гандхарва-тантре” (37.33-34) говорится, что эффективность Дакшиначары ограничена и следование ей приносит мало радости. “Путь правой руки” подобен попытке переплыть реку с помощью сосуда, в то время как “путь левой руки” представляет собой удобный и надежный корабль. Не случайно религии “правого пути” в кали-югу теряют свою силу и стали малопопулярными. В это время мир и его обитатели естественным образом стоят гораздо ближе к моменту сворачивания и растворения (пралайи) проявленного Космоса в его непроявленном Источнике, чем к моменту начала развертывания творения. Само существование теперь в большей степени способствует именно пути возвращения всего существующего к своему Источнику — Богу.
Преодолеть силу потока правритти (удаления), удерживающего души в сансаре, и вовлечься в процесс полного и окончательного нивритти (возвращения) возможно только по милости Шакти. Для этого важно почитать Ее методами не только Дакшиначары, но и Вамачары, чтобы охватить Божественное в Его полноте. Это значит, что необходима гармония между “правым” и “левым” путями. Когда Дакшиначара и Вамачара не противопоставляются, а напротив, дополняют друг друга, они приводят к постижению Бога как Полноты Шивы и Шакти, трансцендентного и имманентного, единства и многообразия. Так достигают примирения и высшего синтеза все возможные формы и способы Богопочитания, все философские системы и мировоззрения (даршаны). А поскольку именно Шакти является Силой и Жизненной Энергией, Которая связывает воедино все аспекты бытия Бога, мира и живых существ, то именно Ей принадлежит решающая роль и в достижении полного Освобождения. В “Нируттара- тантре” Господь Шива, обращаясь к Своей Супруге, говорит: “Без милости Шакти не достигается Освобождение, о Возлюбленная!” (вина шакти-прасадена на муктир джайате прийе).
Хотя практика Вамачары позволяет резко усилить чувственные наслаждения и поднять их до сверхчеловеческого уровня, целью данной практики является не само наслаждение (бхукти), а его использование для достижения немедленного Освобождения (мукти). Полное и необратимое Освобождение невозможно без полного удовлетворения всех бхав, коренящихся в душе каждого существа. Как можно достичь удовлетворенности и совершенной непривязанности, не имея опыта обладания? Каждая душа непременно должна пройти все стадии своей духовной эволюции. Нельзя достичь полноты наслаждения и Освобождения, если какие-то стадии духовного развития не пройдены и тем самым не достигнута определенная зрелость души. Только наиболее зрелые души, успев пройти все ачары “правого пути”и достигшие в них полного удовлетворения своей пашу-бхавы, выявляют в себе вира-бхаву и встают на “путь левой руки”. Пройдя стадию вира-бхавы, душа развивается в дивья-бхаве до тех пор, пока не реализует полностью свою божественную Самость. Невозможно “перешагнуть” через какую-либо стадию: душа неизбежно окажется именно в той ачаре, которая соответствует ее бхаве.
Однако весь этот эволюционный цикл может быть пройден весьма ускоренно. Даже в течении одной жизни! Все зависит только от милости Богини-Матери и от желания и усилий самой души. Это возможно лишь в практике кулачары, где усилия и решимость самого садхаки сочетаются с усилиями его духовных братьев и сестер и со встречной милостью Матери Кали, проявляющей Себя в Своей самой удивительной Форме — Куле, где господствуют не ограничивающие свободу жесткие законы сансары, а законы Божественной Семьи полностью освобожденных душ. Только исключительная милость Матери, явленная через Кулу, помогает исстрадавшейся в бушующем океане сансары душе внезапно очутиться в этом удивительном Океане Кулы (Куларнаве) — абсолютной Полноте божественных качеств Истины, Знания, Блаженства, Любви и ничем не ограниченной Свободы Самовыраженияguruji.narod.ru/tantra2.html