Тилак – это священный знак, а нанесение тилака – это сакральная церемония для каждого последователя ведической традиции.

Значимость нанесения священных знаков велика. Конечно важна не столько сама форма знака, но умонастроение человека, рисующего его. Важен смысл, который он вкладывает в это действие. Это помогает сосредоточению на образе Бога и погружает последователя в медитативное состояние.

Но тилак также защищает человека. Произнося мантру, мы огораживаем себя от негативных воздействий, поскольку нанося на себя священный знак с именем Бога, мы вербально очищаем пространство вокруг нас и внутри себя. Верующие христиане осеняют себя крестным знамением с молитвой – это также очень сильное воздействие на энергетическое поле, которое мы не видим, но оно есть!

Бросаясь нашему взору, тилак напоминает о Боге, а также указывает обществу наше религиозное направление, поскольку рисуется на лбу.

Почему же лоб имеет такое огромное значение? Лоб – это место чакры Аджна. Солнечная и Лунная энергия сливаются именно в точке межбровья. Священный знак помогает нам настроится на божественную волну, очистить разум и избавиться от двойственности.

В Индии вы можете увидеть несметное множество различных знаков, поскольку каждая религиозная школа имеет свою тилаку. Но, грубо говоря, их можно отнести к двум основным направлениям: шиваизм и шактиизм (те, кто поклоняются Шиве и Шакти) и вайшнавизм (те, кто поклоняются Вишну).

У шиваитов форма тилаки называется трипундра – «три полосы». Они наносят её тремя пальцами или палочкой, используя пепел после сжигания дерева, навоза или благовоний, а также сандаловую пасту. Пепел олицетворяет бренный мир – «всё произошло из праха и превратится в прах». Священный пепел называют бхасмой и приготовление его описано самим Шивой в Бхасма Джамбала Упанишаде. Значение трёх полос связано с Шивой, его тремя действиями: созидание, поддержание и разрушение. А также с тремя узами материального мира: невежества, страсти и благости. Вообще шиваиты не столь консервативны при изображении тилаки как вишнуиты. Они чувствуют себя более свободно и зачастую могут «немного» видоизменить её по своему усмотрению)). Красная точка (порошок кумкум) между линиями – это знак третьего глаза, который, открываясь, уничтожает всякое невежество. Красный цвет также знак Шакти – супруги Шивы, его постоянной спутницы. Зачастую последователи Шакти наносят на лоб красную точку.

Некоторые школы шиваизма рисуют три линии в сочетании с вайшнавской тилакой, тем самым указывая на то, что они поклоняются Хари-Хара или Вишну-Шиве. Другие рисуют полумесяц с красной точкой – также знак Шивы и его супруги или же трезубец – его оружие.

Урдхва-пундра – знак вертикальный и наносится последователями школы вайшнавизма – вайшнавами. Используют для этого специальную глину со священных мест, смешивая её иногда с сандаловой пастой, землю из под дерева Туласи или священный пепел, оставшийся после особого жертвоприношения. О правилах нанесения урдхва-пундры говорит сам Вишну в Васудева-Упанишаде. Согласно этому источнику в священной глине находится энергия чакры – оружия Вишну, которая защищает его преданных. Наносят тилаку при помощи безымянного пальца правой руки или при помощи специального штампа.

Значение формы «U» – это обозначении стопы Вишну. На этой изначальной форме базируются все остальные виды урдхва-пундры.

Например:
- последователи школы Сваминараяна используют форму «U» с красной точкой, символизирующую Лакшми – супругу Вишну;
- гаудия вайшнавы рисуют базовую форму, плюс лист священного дерева Туласи на переносице. Но в рамках этой школы существует множество различных движений, изображающих нижнюю часть тилаки по-разному: у направления Адвайта Ачарьи – форма листа баньяна; у направления Нитьянанды – форма листа дерева ним; у направлении Шьямананды – нижняя часть в форме колокольчика; у направления Гопала Бхатты Госвами форма тилаки – треугольник и т. д.;
- мадхва вайшнавы рисуют «U» и внутри - вертикальную черную полосу углём от священного жертвоприношения, что является их каждодневной обязанностью. Они также могут ставить красные или жёлтые точки на тилак, отмечая таким образом Лакшми или Радху. Те, кто не совершает ежедневных жертвоприношений чёрную линию не рисуют;
валлабха вайшнавы наносят только одну вертикальную линию красного цвета, символизирующую священную реку Ямуну. Те, кто поклоняется Радхе – рисуют «U» красного цвета с красной (олицетворение Радхи) или чёрной точкой внутри (олицетворение Радхи и Кришны вместе);
- шри вайшнавы помимо базовой формы наносят вертикальную красную или жёлтую полосу внутри, что соответствует Лакшми – супруге Вишну;
- нимбарка вайшнавы рисуют «U» изогнутой формы и ставят чёрную точку внутри олицетворяющую Радху и Кришну.

Но тилаку ставят не только на лоб. Согласно древним текстам, на теле есть определённые места, куда ставится священный знак. Число их различно для некоторых учений и церемоний, но основных мест двенадцать. После омовения, последователь читает определённые мантры и наносит тилак с именем Бога на устах.

Однако не всегда красная точка – это религиозная принадлежность. Очень часто можно видеть мужчин и женщин с небольшим красным или жёлтым (порошок куркума) знаком на лбу в виде капли. Этот тилак ставят людям во время огненной церемонии – жертвоприношения, во время встречи почётных гостей, свадьбы и в любой другой торжественный момент. Это акт благословения со стороны старших или жрецов.

Чёрную круглую точку ставят на лоб также по случаю жертвоприношения, используя священный пепел. Довольно часто можно увидеть детей с таким кругом на лбу. Считается, что такая церемония защищает от сглаза. Чаще всего сами родители наносят своим детям эти точки священной золой.

Но, такие благоприятные знаки не являются обязательными и их можно ставить всем людям не зависимо от их вероисповедания.

Не в каждом религиозном течении трипундру и урдхва-пундру можно ставить женщинам. Однако, красную точку бинди рисует в Индии всё женское население.
Незамужние девушки украшают себя небольшими разноцветными бинди, которые подчёркивают красоту их наряда. А замужние рисуют круглую красную точку и окрашивают пробор в красный цвет (синдур). Красный цвет не случаен – в Индии с ним ассоциируют женскую энергию шакти, а значит, выходя замуж, девушки начинают активизировать женский потенциал и при правильном использовании концентрируют его в Аджна чакре. Поэтому в священных текстах говорится, что жена может защитить своего мужа от всех бед и несчастий при помощи своей энергии.
Причёска в виде пучка волос на затылке также помогает активизировать Аджна чакру, поскольку её энергия проходит вдоль тыльной стороны головы.

Но в настоящее время красные точки из порошка кумкум часто заменяют на самоклеющиеся различных цветов, специально подобранные под цвет одежды.