МАГИЧЕСКИЙ ЛЕС БХАЙРАВЫ ЛЕС ЭТО ХРАМ МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР КАК ЛЕС НАСЛАЖДЕНИЙ 
ТРОН БХАЙРАВЫ ПОСРЕДИ ЛЕСА
ОМ ШАКТИ ХРИМ 
Посреди леса восседает царь Бхайрава 
Подобно Пану в своих угодьях
Подобно лешему он ни слева, ни справа
Он сидит на троне часа и года
Путь к нему сквозь трущобы- еще бы!!!
По тропе мастера следопыта;
Заблудиться легко в ходе, в проходе-
Сердце в центре леса раскрыто
Грибы отрывают свои знанья влиянья
Мхи переплетаются с паутиной 
Дикие звери, как неистовые желанья
Спрятаны за душой, мглой, трясиной
Бьется сердце тонной адреналина
Запах хвои,сосны чарует свежий
Вдруг открывается где- то малина
Слышится вой волка и рев медвежий
Бхайрава играет огнем, скрипом, треском
Летает бабочками, сверкает бликом, блеском
Гусениц взрываются в листве переливы
Бхайрави сидит в центре леса самой красивой
Путь Бхайравы тайные тропы в чащобах
Призраки животных играют в прятки
Скрыты ветры и духи существ в утробах
Чувства тени ждут своей мощи разрядки
Переплетаются камни с цветами ртами
Пенье птиц ненавязчиво тает в кронах
Богини с лесным царем поют голосами
Разлетаются в криках, в любовных стонах
Посредине леса открывается сказка пламя
Разверзается подземелья пространства
Возвышается с ликом собаки Бхайравы знамя
Слава отшельников правит миром непостоянства
ОМ ТАТ САТ

Автор: Гуру Шиваисса

 

Самарасья-Йамала (Бхайрава и Бхайрави в сексуальном единстве)

Тропа Бхайравы

Существуют садхаки, для кого не идти по Тропе Каулы намного труднее и опаснее, чем идти по Ней, ибо Тропа — их родной дом. Бхайрава и Бхайрави хранят таких путников и помогают им, как своим детям.

Для того чтобы завершить Странствие и полностью реализовать Себя как полную и абсолютную Гармонию, Силу и Свободу, надо постичь тайну Зеленого Пространства и, начертав Светом, Тьмой и Огненной Кровью Великий Узор, обрести Звезду Всесовершенства.

У каждого Узор имеет свои особенности, хотя основные его элементы одинаковы для всех практиков в данной традиции. Путь к его начертанию идет через созерцание камня, через постижение союза звезд и цветущих ветвей, а также реализацию других знаков, через взаимодействие с Бхайравой и Бхайрави, проявляющихся в разных формах. Здесь, на этих страницах, я не буду вдаваться подробно во все детали, упомяну лишь то, что во время начертания Великого Узора путник проходит через множество миров, среди которых упоминаются: Стойбище начинающих, освященная закатным солнцем Страна Пепла, Великий Лес, Алмазная Гора, Неописуемый Мир, Парабхайра-ва и Трикасамарасья.

Садхана Тропы Бхайравы включает в себя комплекс действенных мистико-магических учений и разного рода медитаций (некоторые из них имеют очень архаическую природу), направленных на трансформацию сознания, энергии и тела. Процесс прохождения пути ориентирован на духовные содружества мистиков, однако в то же время является делом индивидуальным. Поэтому способ и порядок изложения Учения, а также разновидности комплекса медитаций зависят от качеств ученика, набора его достоинств и недостатков. Виды учений и медитаций в большей степени зависят от уровня развития ученика. Основу духовной практики людей с самыми высокими способностями составляют: а) методы, прямо вводящие адепта в переживание его или ее Изначальной Природы; б) методы, позволяющие навсегда закрепить этот результат.

Те мистики, для кого практика подобных методов слишком трудна, практикуют медитации, трансформирующие яды мира в лекарства, недостатки в достоинства, человеческую природу и энергии сансары в Божественную Природу и энергии мира Свободы. Те же, для кого проблематично практиковать и этот уровень, следуют системе особых предписаний и выполняют особые упражнения, позволяющие обрести необходимые для достижения Цели качества.

Впрочем, в жизни чаще всего бывает так, что мистики Пути применяют в жизни практики всех трех видов, просто одни из них являются основными, другие — вспомогательными.

Многое в том, как Тропа проявляется перед мистиком, зависит от Духовного Учителя, Бхайравачарьи, от особенностей его стиля прохождения и стиля обучения. Поэтому, хотя доктрины Учения и базовый комплекс медитаций остаются общими для всех практиков этого пути, в каждом конкретном случае Учение проявляется перед каждым студентом по-разному. Один из основных принципов Учения Бхайравы и Бхайрави гласит: «Учение, Путь должны стать жизнью для студента, а не быть неким дополнением к жизни», только тогда произойдет реализация всех способностей ученика и драгоценных возможностей Пути. Практик проходит через целый ряд посвящений и инициации, направленных на обретение им Шактипата — Божьей Милости и трансформацию личности в нужную сторону.

Одни медитации подвижник практикует в любое время и любом месте, другие же практикуются в особых местах: в лесу, в горах, на кладбищах и местах кремации. Некоторые ритуалы и медитации предписывается проводить в специальное время — на рассвете, на закате, во время особой фазы луны, в периоды зимнего и летнего солнцестояний, осеннего и весеннего равноденствий и т. д.

Разные йоги традиции Бхайравы и Бхайрави относятся к разным ветвям Учения и ведут разные образы жизни — одни ходят, опираясь на священный трезубец и держа чашу из человеческого черепа, обнаженные, посыпанные пеплом, заросшие длинными волосами и бородой, другие же йоги ведут себя вполне социально и ни одеждой, ни поведением внешне не отличаются от обычных людей. Одни практики живут оседло, другие постоянно странствуют, переходя от одного священного места в другое. Одни обитают в горных пещерах или местах сожжения трупов, другие — в благоустроенных городах, пользуясь всеми благами цивилизации. Одни йоги едят любую пищу, включая плоть человеческих трупов, и употребляют крепкий алкоголь, курят ганджу, другие же — строгие вегетарианцы и не пьют даже легкого пива. Все зависит от Духовного Учителя, от личного узора Пути и от узора Пути мистической семьи йога — Бхайрава чакры.

Священное Племя — Манифестация Адикулы

Обучение йога проходит в лесах, горах, пустынях и городах. Иогин интегрирует осознание себя с Реальностью, поток Учения с потоком жизни. Каждая трещина на придорожном камне является для такого мистика буквой Тайного Священного Писания. В деле сотворения шедевра — начертания Магического Узора реализации Природы Бога мистическая семья — Каула-чакра — является тем, что постоянно поддерживает практика и помогает ему, даруя вдохновение, знание и силу, оказывая всевозможную помощь.

Мы знаем, что люди, которые нас окружают, влияют на нашу жизнь порой положительно, а порой — нет. Согласно Учению, мистика должны окружать люди, способные помочь ему или ей эффективно и быстро продвинуться к Цели.

Наиболее эффективно помогающими людьми для духовного практика являются такие же йогины, как он сам, с тем же главным интересом в жизни, относящиеся к той же самой традиции (второе помогает без большого труда находить общий язык в процессе обнаружения методов и медитативного опыта при помощи терминологии, принятой в данной школе). Все живые существа живут среди себе подобных. Даже если они отправляются в одиночку в дальние края, то рано или поздно приходят в родное гнездо. Мистик должен жить среди мистиков.

Оптимальной формой организации общины является очень древняя традиционная индийская система духовных племен, кланов и семей — Кула, присущая кашмирцам, раджастанцам, народам Химачал и Уттар Прадеша, а также большинству других народов Индии. В таких кланах Учение в основном традиционно передается по родственным линиям, и это способствует гармоничному взаимоотношению между всеми членами Кулы. Если Мастер берет в ученики человека, кровно не относящегося к его семейству, то такой ученик принимается через духовную церемонию усыновления или удочерения. Попытки западных мистиков практиковать Высокие Тантры в структурах, организованных по принципу церковного прихода, религиозной организации или монастыря, в основном не увенчались серьезным успехом, ибо по своему содержанию такие формации представляют собой что угодно, но только не Кулу, среду, в которой все соответствует благоприятному практикованию садханы тайного пути трансформации. Все члены тайного братства должны быть духовными родственниками друг друга, как это обстоит, например, в кашмирских кланах. Только такая форма организации создает между практиками мягкую и тонкую атмосферу любви, расслабленности и доверия, когда ты знаешь, что в любых обстоятельствах можешь положиться на каждого из семьи и на всех вместе. Какие бы споры и противоречия не возникали между практиками, имеющими разные виды темперамента и разные склады характера, скорее всего все закончится хорошо — не так легко выгнать на улицу родного брата или сестру. Кула не только поможет тебе практиковать садхану, но и позаботится о том, чтобы ты не был голодным, раздетым, бездомным, чтобы ты не был обижен ни государством, ни частными лицами. Конечно, из тантрического клана могут изгнать, но это происходит гораздо реже, чем в религиозных организациях и монастырях.

В Традиции Бхайравы выделяется несколько видов духовного родства.

1. Бхайрава Кула (Священное Племя, Клан или Семья Бхайравы и Бхайрави). Объединяет в себе мистиков недвойственной Тропы Каула, обучающихся у разных учителей и относящихся к разным ветвям Племени — Кулы.

Бхайрава - архетип, миф, традиция

Бхайрава считается самой разрушительной и смертоносной манифестацией бога Шивы, рожденной из его гнева. Согласно мифу Шива сотворил Бхайраву из самого себя, чтобы наказать Брахму — бога сотворившего материальную вселенную. Во всем индоарийском пантеоне, насчитывающем тысячи божеств, трудно найти фигуру более грозную и устрашающую. Никто и ничто не в силах устоять перед разрушительной мощью Бхайравы, после его удара не остается ни только праха, но даже пустота погибает и перестает существовать. Мистики, анархи и преступники поклоняются Бхайраве как освободителю, разрушающему все оковы и препятствия на пути к достижению Божественности, как внутренние, так и внешние.

В то же время подобное понимание Бхайравы является односторонним и неполным. Бхайрава есть не только Тотальный Разрушитель, но и тот, кто трансформирует грех в святость, нечистоту в чистоту, двойственность в недвойственность. Бхайрава является владыкой тантрической йоги, шаманских ритуалов, магии и колдовства. Де-факто он является богом-основоположником мистического анархо-инсуррекционизма, а также отцом и покровителем преступного мира. Бхайрава обучает своих детей тому, как практиковать воровской ход так, чтобы эта практика не вела к накоплению плохой кармы, но вела к духовному самосовершенствованию.

Помимо всего прочего Бхайрава — это воплощение страха, и говорится, что те, кто хотят почитать его, должны исследовать и распознать источник всех своих страхов. Его имя состоит от корня «Бхи» — в смысле «страх». Бхайрава означает «страшный, жуткий, ужасающий».

Согласно преданиям, Бхайрава и Кали любят жить в горных пещерах, дремучих лесах, местах сжигания трупов. По ночам они пируют на кладбищах не только с божествами и мудрецами, но и с демонами и кладбищенскими духами. Во время этих оргий пирующие наслаждаются мясом, кровью и волшебными напитками, изготовленными из трав и кореньев.

Согласно такому авторитетному мистическому направлению, как Трика, имя Бхайравы состоит из трех слогов: «Бха» — обозначает силу поддержания, «Ра» — силу разрушения и «Ва» — силу созидания. Таким образом, объясняется, что Бхайрава творит мир, поддерживает его и разрушает. Он выше самого высокого и глубже самого глубокого. Тайные учения объясняют, что Бхайрава есть источник и владыка всех энергий мира, что Бхайрава есть Реальность, Природа и Суть всего в бесчисленных измерениях и мирах.

Символизм иконографического образа Бхайравы возникает, прежде всего, из мифа о его происхождении. Однажды Брахма — бог-творец и Вишну — бог равновесия затеяли между собой спор, чтобы выяснить, кто из них главнее.
«Я — главный Бог, — сказал Брахма. — Я сотворил всю вселенную и являюсь патриархом и прародителем всех живых существ!» «Ошибаешься, Брахма, главный Бог — это я, — возразил Вишну. — Все держится на мне. Если бы не моя сила, ни ты, ни твои творения не смогли бы просуществовать и секунды».
Для решения этого спора эти два божества обратились к различным авторитетам: «Пусть, мол, третья сторона нас рассудит». Однако все авторитеты один за одним сказали: «Главным Богом является Шива». Брахма и Вишну были очень раздосадованы. Они не поверили авторитетам и призвали в качестве судьи божество, являющееся персонификацией всех священных писаний. Но и это божество ответило: «Подлинным Богом является Шива».
«Как же так,— вконец разозлился Брахма.— Не может этого быть. Взгляните на Шиву, на весь его неопрятный облик и сомнительный образ жизни. В то время как я живу на небесах, в своем драгоценном дворце, Шива скитается по разным мирам, ночуя, где придется. Как неприкаянный бродит он по заледеневшим горам, дремучим лесам, полным диких зверей, скитается по бесплодным пустыням. Я благообразен, одет как царь, моя аура сияет ярче солнца. Шива нестрижен, небрит, ездит в голом виде на своем быке, и вся его одежда — пепел сожженных трупов, коим Шива посыпает свое тело. Я занимаюсь тем, что творю и устанавливаю законы мироздания, Шива же то предается аскетизму и медитациям, будто он чего-то не достиг, то пляшет и пирует на шмашанах и кладбищах с шайкой каннибалов, духов и демонов. Я вкушаю божественную амброзию, Шива жрет все, что попало, как чистое, так и нечистое, употребляет грибы, дурман и постоянно курит гашиш. Нет, такое существо никак не может быть истинным Богом».

И вдруг при этих словах в воздухе возникло сияние, превратившееся в крохотного младенца. Младенец заплакал, и Брахма сказал: «Вот доказательство того, что я истинный и главный Бог. Я разгневался, и гнев мой породил еще одно существо. Я назову этого младенца Бхайравой, так как тот так истошно орет». И вдруг, увеличиваясь в размерах, младенец превратил¬ся в ужасного монстра. Тело его стало черным, в пасти блестели страшные клыки, три глаза Бхайравы горели красным адским огнем, а сияющая аура превратилась в пламя вселенской кремации. Чудовище подскочило к Брахме и когтем мизинца своей левой руки отрезало Брахме одну из его пяти голов, ту самую, что ругала Шиву.
Bhairava
«Я — Бхайрава, гнев Шивы, повелитель Времени и Смерти — сказал ужасный Бог. — Я пришел покарать тебя за то, что ты осмелился поносить Верховного Владыку Мироздания. Твоя пятая голова гордо возвышалась над телом, но я укоротил твою гордыню». Брахма в ужасе и в раскаянии упал на колени. Устрашенный Вишну превознес Шиву и вместе с Брахмой начал преданно читать священные гимны, посвященные Шиве. Таким образом, они признали наивысшую реальность Шивы.

Тут небеса разверзлись, и боги увидели Шиву, пред¬ставшего в своем облике Махешвары — Великого Махараджи и Господа всех миров.
«О, Бхайрава, — сказал Махешвара, — с одной стороны, ты, конечно, поступил правильно, ибо показал Брахме подлинное положение вещей. Однако с другой стороны, ты нарушил священный закон и совершил грех. Брахма — прародитель всех живых существ, их патриарх и первосвященник. Закон племен гласит: молодой не должен поднимать руку на старейшину рода, отрезать голову священнику-брахману — это вообще ужасное преступление». Поэтому ты не можешь не понести наказание. Ты непобедим и способен без труда уничтожить всех и вся, тебя же никто не в силах уничтожить. Однако я сотворю волшебную деву Брахмахатью, она будет способна уничтожить тебя.

Если хочешь уцелеть — беги от нее без оглядки и бегай так до тех пор, пока не окажешься в особом священном месте и тем самым не искупишь свой грех».
«Как я узнаю, где это место? Как я распознаю его, когда туда попаду?» — спросил Бхайрава.

«Голова Брахмы на века прилипла к твоей руке. Я не скажу тебе, где находится священное место, однако когда ты до него доберешься, прилипшая к твоей руке голова отвалится от нее и упадет на землю», — так ответил Шива.
В тот же миг из пространства манифестировалась дева Брахмахатья, вооруженная огромными ножницами. Увидев Бхайраву, она ринулась к нему. Бхайрава бросился бежать. Так они бегали, он от нее, а она за ним, по всей вселенной. Проходили века, а может, тысячелетия, трудно сказать, но погоня не прекращалась ни на секунду. Однажды Брахмахатья и Бхайрава пробегали мимо дворца Вишну. Богиня удачи и процветания Лакшми, жена Вишну, узрела происходящее из окон волшебного дворца и, очень удивившись, пришла в полное недоумение.

«Скажи, о дорогой, — обратилась она к Вишну, — как понимать происходящее? Шива ругал Шиву, и за это явился Шива и отрезал Шиве голову. После этого явился Шива и наказал Шиву, сотворив Шиву. И вот теперь Шива бежит за Шивой по Шиве, в Шиве и во время Шивы, и вот Шива убегает, чтобы Шива его не догнал. Это все выглядит очень странно, я бы сказала, абсурдно. Как же это все понимать? В чем же смысл происходящего?»

«О, любимая, — ответил Вишну, — в том, что ты видишь, как и во многом другом, нет ни малейшего смысла. Недаром говорят, что Шива придумал этот мир на пьяную голову. Ведь он постоянно находится в экстазе наркотического опьянения, вызываемого сексом со своей возлюбленной Шакти — своей неисчерпаемой, безграничной, светоносной силой. Сознание Шивы не детерминировано кармическим законом причины и следствия, логикой, пространством и временем. Потому-то мироздание так причудливо и парадоксально, что отражает в себе облик самого творца, здесь тьма становится светом, а свет — тьмой, добро переходит в зло, а — зло в добро. Чистота становится нечистотой, а нечистота — чистотой. Высочайшая красота переходит в уродство, а апогей уродства становится красотой. Мудрость переходит в безумие, а безумие в мудрость. Так все течет, меняется и переходит одно в другое. Эта пульсация, переливы — есть экстатическая любовь Шивы и Шакти, активность, жизнь святой Реальности. Помимо этого, о любимая Лакшми, Шиве совершенно все равно, чем заниматься, ему все еди-но. Но, поскольку Шива и Шакти имеют божественное чувство художественного вкуса, они предпочитают творить шедевры. Таким образом, создается махакалагни марга — путь бхайравайтов».

Вся мистерия разыграна Шивой не только с целью вразумить Брахму и Вишну, но и показать божественную глубинную суть бунтарей, природных анархов, преступников, идущих правильной тропой. Показать то, что их жизненный путь, включающий испытания в виде сражений, облав, погонь, судов, приговоров, ссылок, отбывания наказаний — является особым духовным путем. Конечной целью которого является самообожествление человека, при жизни или после смерти тела, что бы об этом ни думали и ни говорили люди социальные, идущие по жизни широкими, «благопристойными» путями.

За то, что Бхайрава согласился наказать Брахму и потом формально понести за это наказание, а практически — пройти духовный путь радикала, восставшего против устоев официального общества, путь человека преступного мира, Шива обещал Бхайраве не только дать тому возможность снова проявиться чистым богом. Он пообещал Бхайраве то, что тот раскроет свою божественность еще сильнее, став покровителем Варанаси — города святости, мудрости, смерти, хаоса и преступной жизни.

Тяжелая голова Брахмы немедленно приклеилась к руке Бхайравы, где она и осталась как череп, предназначенный, чтобы служить чашей для сбора подаяния. Порекомендовав ему уважать Вишну и Брахму, Шива отправил Бхайраву скитаться по миру «в его плачевном состоянии» «для искупления греха брахманоубийства». « Покажи миру обряд искупления греха брахманоубийства. Проявись осужденным преступником, проси милостыню, прибегая к обряду покаяния с черепом!».

Шива породил деву известную как Брахмахатья, чье имя переводится как «Смерть Брахмы», и приказал ей непреклонно преследовать Бхайраву и изводить его, повсюду, пока он не достигнет святого города Варанаси, куда ей не будет доступа. В конце концов, с точки зрения профанов, прощенный, а на деле — с благословления Божественности успешно прошедший преступный духовный путь криминальный бог Бхайрава был коронован во владыки Варанаси, города трансгрессивных путей, смерти и окончательного освобождения. Освобождения, после которого уже нет для высшего существа ни государственных оков, ни зон, ни крыток.



Из этого мифа происходят три базовые иконографические манифестации Бхайравы.

Первая манифестация — Калабхайрава, держащий за волосы тяжелую голову, из которой капает кровь. Кровь жадно слизывается волком (согласно другой версии — собакой) Бхайравы. Таким образом, он становится Капалабхайравой, или носящим череп.



Вторая манифестация — Бхикшатанамурти: странствующий аскет, бродяга, босяк. Он бродяжничает, прося милостыню у жен Семи Ведийских Мудрецов, в лесу Дару.



Миф рассказывает о том, как то конвоируемый, то преследуемый Брахмахатьей, следуя от этапа к этапу своих странствий, Бхайрава забрел в лес, где жили аскеты, выполняющие суровый тапас и поддерживали священный огонь. Это были семь ведических мудрецов, от которых произошли все семь родов масти брахманов: высшей среди четырех мастей ведического социума. На горе был прекрасный лес Дару, в котором жили святые. Бхайрава пришел в этот лес, чтобы испытать их веру проявлением буйного анархического мятежа против всех ортодоксальных устоев. Он был очарователен, абсолютно обнажен и только пепел сожженных трупов служил ему украшением и покрывал все его тело. Бродя вокруг и держа член в руке, он стал хвастаться и выделывать развратные выходки. Он то дико танцевал, то кричал, то бродил вокруг жилища отшельников подобно нищему. Не смотря на его странную внешность и загорелый цвет кожи, он привлек внимание женщин. Те были настолько соблазнены его нагой красотой, что оставили всякий стыд. Они бросились к нему, забыв про всякий стыд, изнемогая от желания. Одни распустили волосы, некоторые катались по земле и делали призывные жесты даже в присутствии мужей.

Аскеты не узнали Бхайраву, явившегося перед ними абсолютно нагим, держащим только череп в руке. У него было черное лицо, и он выл и танцевал как сумасшедший. Своим появлением он отвлек мудрецов от выполнения обетов и более того, вызвал интерес их жен. Святые возопили, что у Бхайравы тело полно зловещих знаков, что у него нет никакой скромности, он гол и плохо сложен. Он живет в компании злых духов и призраков.

Аскеты так разгневались за на Бхайраву, что прокляли его мужской половой орган. И так как проклятие их было сильно благодаря аскезам, то лингам упал на землю, но превратился там в колонну огненного света, а на месте старого лингама появился новый. Но и он тоже был проклят и тоже упал и превратился в свет. И так множество раз. Жены же решили бросить аскетов и неотступно следовать за Бхайравой.

Ключевым моментом этого мифа является проклятие мудрецами Лингама, который, упав на землю, превратился в огненный столб света. Мудрецы проклинают снова, и снова на землю падает колонна света, а вместо старого Лингама отрастает новый. Согласно Шива пуране, как только мудрецы распознали Шиву, Он дает им наставления: «Мир не найдет покоя до тех пор, пока не найдется место для моего полового органа. И никто другой не сможет поместить мой орган кроме Госпожи Гор. Как только она поместит мой орган, так сразу же в мир придет покой». Затем Шива наставляет мудрецов, как следует почитать Лингам. «До тех пор пока фаллос не будет установлен — не будет мира ни в одном из трех миров. Чтобы успокоить гнев надо поливать этот божественный фаллос святой водой, построить основание для него в форме вагины и установить Его там с молитвами, подношениями, простираниями, гимнами, под сопровождение музыкальных инструментов. Затем следует призвать Бога, говоря: «О Господь, ты источник вселенной, ее основа. Ты — во всем что существует. Вселенная — лишь твоя форма. О Благосклонный, стань спокойным и защити весь мир».

В Тамильской Канда пуране Бхайрава испытывает мудрецов, появившись в компании красивой куртизанки Мохини. Эта куртизанку на самом деле была Вишну, которого Бхайрава попросил принять эту форму. (Бхайрава попросил принять Вишну форму куртизанки еще раньше для того, чтобы соблазнить ее). В этом варианте мифа мудрецы отказались от своей аскезы, чтобы следовать за куртизанкой повсюду. В это время Бхайрава в форме нищего соблазнил жен мудрецов. Позже мудрецы и их жены встретились в лесу и поняли, что они стали жертвами хитростей Вишну и Бхайравы. Мудрецы вызвали к жизни ужасного тигра, и он напал на Бхайраву. Но Бхайрава убил его и надел шкуру как набедренную повязку. Затем мудрецы наслали огонь, но он превратился в трезубец. Потом они послали антилопу, но Бхайрава схватил ее левой рукой, потом — змей, но Бхайрава использовал их в качестве украшения. Тогда демоны выступили против Бхайравы, но он успокоил их одним жестом руки и они стали служить ему. Вся магия мудрецов оказалась бессильна против Бхайравы, и они согласились исполнять шайва ритуалы.

Мудрецы потеряли всякий смысл выполнения своей аскезы и ритуалов и так освободились от ограничений, связывающих их. Мудрецы, обеспокоенные Бхайравой, возмутились его поведением. Но надо сказать, что они выполняли свою аскезу и ритуалы с целью достичь власти и могущества, а не ради окончательного освобождения. Поэтому они не увидели, что Бхайрава ломает все ограничения и границы, так как он, Бог, вне всяких ограничений.


Третья манифестация Бхайравы — Канкаламурти.

В этой ипостаси он изображается пронзающим человека своим копьем, или уже несущим труп (или скелет) в качестве добычи на своем плече. Это иллюстрирует тот эпизод в скитаниях Бхайравы, когда он убивает Вивакшену, охранника-брахмана, который пытается преградить ему доступ во владения Вишну. В обоих случаях, он или обнаженный или носящий шкуру тигра или слона, гирлянду из человеческих черепов, змей вокруг его шеи и рук, с темно-синей кожей.

 

Хануман и Дурга устраняют влияние асурических сил (Ветал, Ракшасов, Пишач и т.д.), такую же функцию выполняет и Ватука. С Горакшанатхом на уровне архетипа он схож тем, что "ватука" означает ребенок, и Горакшанатх тоже всегда изображается молодым (нестареющим). Пожалуй, Ватука - это самая популярная из всех форм Бхайравы. По нему очень много написано и издано разных паддхати. Еще если Восемь известных Бхайрав, которые отождествляются с кшетрапалами и такими Деватами как Кубера, Варуна, Яма, Индра, Агни и др., у натхов отождествляются с Девятью Натхами, их в общем-то, так и почитают во многих ритуалах.
"Бхайрава" означает бхарана, вамана, равана, т.е. тот, кто сотворяет, поддерживает и разрушает Вселенную. Он является самими гунами, но также тем, кто за их пределами, управляет ими и их всевозможными сочетаниями.
В разных традициях на один и тот же аспект Бхайравы могут быть разные мантры и формы почитания, разные трактовки Божества. Так, например, в Шривидье популярен Ватука, Сарвакаршана-Бхайрава, в Кашмирском шиваизме – Амрита-Бхайрава, у Натхов – Махакала-Бхайрава, в Кубджике (неварском тантризме) - Акаша-Бхайрава. Хотя, конечно, Калабхайрава, Ватука, восемь Бхайрав - везде популярны. Восемь Бхайрав отождествляются с Восьмью Матриками, отсюда и связь с проявлениями Дурги, в некоторых традициях их рассматривают как тождественных, например, у неварских тантриков.

 

Автор: А. М. Джайадхар (Бхайравананда) .

 

Кала Бхайрава – Господин времени

Кала Бхайрава – это неистовое и свирепое проявление Шивы, он высоко почитаем по всему п-ву Индостан. Он изображается в агрессивном образе с гневными глазами, по форме напоминающими лотосы, с горящими волосами, с зубами как у тигра, со змеей на шее и с гирляндой из человеческих черепов. Зачастую пугающий, Кала Бхайрава носит в руке трезубец(тришулу), барабанчик (дамару) и отрубленную пятую голову Брахмы-творца. Его кожа синего цвета, поскольку он проглотил яд, чтобы спасти мир от смерти. Его также называют тем, кто побеждает смерть. Третий глаз Бхайравы символизирует непреходящую наивысшую мудрость.
Существует множество легенд, повествующих о Кала Бхайраве – одном из восьми проявлений Шивы. Центральная рассказана в Шива Махапуране, согласно которой Брахма захотел, чтоб ему поклонился Вишну как наивысшему богу-творцу. Этим Брахма разгневал Шиву и последний явил форму Кала Бхайрава, чтобы наказать гордеца Брахму. Бхайрава отсек пятую голову Брахмы, и с тех пор Брахма имеет всего четыре головы, а у Бхайравы всегда череп в руке. Поскольку, отрезав голову Брахме, Бхайрава совершил грех убийства Брахмана, то он вынужден был искупить его, скитаясь 12 лет по Земле и нося окровавленную голову с собой. В этом устрашающем образе бродяги-аскета он зачастую и изображается.
Имя Бхайравы само по себе наполнено глубоким смыслом. Первый слог «бхай» означает «страх», а также «яркий свет». Говорят, что он дарует материальное благосостояние. Второй слог «рава» означает «рев» или «эхо». Так «ра» отбрасывает любые отрицания в уме и ограниченность сознания, а «ва» создает перспективу возможностей. По большому счету, Бхайрава символизирует нашу возможность использовать страх, чтобы достичь «ананда» - высшее, в крайней степени, наслаждение.
Одинаково почитаемый ежедневно индуистами, джайнами и буддистами, Бхайрава помогает добиться успеха в любом деле, будь это победа над врагом или стяжание материальных благ. Он помогает своим почитателям плодотворно расходовать свое время, чтобы достичь желанной цели. Поэтому он известен как Властелин Времени. Пустая трата времени на ежедневную рутину может перерасти в однонаправленное движение к цели, если памятовать постоянно имя Бхайравы. Он очищает душу своей исключительной силой и таким образом дает почитателю благоприятную возможность: как по волшебству ты оказываешься в нужное время в нужном месте и при подходящих обстоятельствах.
Господа Бхайраву также называют «Котвал» или «Кшетрапалака», что означает «охранник». Так Бхайраве как стражу любого храма Шивы-Шакти ритуально вручают ключи от дверей на церемонии закрытия и принимают ключи утром, при открывании дверей храма. Обычно для Бхайравы-Кшетрапалаки имеется отдельный алтарь на территории храма.
В сельских окрестностях Тамилнаду, Махараштры и других Бхайраву чтят как защитника деревень. Жители деревни часто воздвигают украшенную статую божества (грама девата) у ворот деревни. Таким образом они выражают почтение Кала Бхайраве как Кшетрапалаке.
Кала Бхайрава также защищает путешественников и покровительствует тем, кто находится в паломничестве. Некоторые утверждают, что прежде чем отправиться в путешествие, особенно ночью, следует почтить Бхайраву подношением светильника (дипа) и гирлянды из цветов. Для тех, кто покидает святые земли, такое поклонение также необходимо.
Несмотря на то, что Кала Бхайрава является одним из самых устрашающих божеств, он на самом деле может щедро одарить, откликнуться на призыв своего почитателя и защитить его. В тантрических практиках он также сакрален, как и Ватука Бхайрава. Являясь еще и Рудрой, Кала Бхайрава весьма искусен в тантрах и мантрах.
Общеизвестно, что собака является ездовым животным (вахана) Бхайравы. Часто собака сидит рядом с Бхайравой, готовясь выпить струящуюся из отрезанной головы Брахмы кровь. Поэтому присматривать за собаками и прикармливать их – это один из способов почтить Кала Бхайраву. Таким почитателям Бхайрава может даровать удивительные благословения. Согласно некоторым легендам, если кто-либо накормит голодную собаку сладким хлебом (халва пури), то все его проблемы сами собой разрешатся.
Люди всегда почитали Кала Бхайраву, еще с незапамятных времен. Но, согласно некоторым священным текстам, наиболее благоприятное время для этого – период с 2002 по 2062 год (года Чиртабхану). Самый благоприятный день для пуджи Кала Бхайраве – это Кришна Аштами (восьмые лунные сутки после полнолуния). Практикующие отмечают Калабхайрава-аштами или Бхайрава-джаянти в месяц маргаширша по индийскому календарю, памятую тот день, когда Бхайрава снизошел на Землю. Проводятся пышные церемонии в честь этого праздника, например в храмах 12-ти Джйотирлингамов Шивы (в Каши, Тируваннамалаи, Удджаин и другие).
Существует другие проявления Кала Бхайравы. Восемь основных – это: Аситанга Бхайрава, Руру Бхайрава, Чанда Бхайрава, Кродха Бхайрава, Унматта Бхайрава, Капала Бхайрава, Бхишана Бхайрава, Самхара Бхайрава. Он также является охранителем 52-х шакти-питха (свяшенных мест паломничества в шактизме), и имеет, таким образом, 52 отдельные формы для каждой питхи. Вообще, защита и покровительство Шакти (женскому началу) – это неотъемлемая природа Бхайравы, и каждый его почитатель должен стараться действовать соответствующе ради процветания и мира.
В сектах агхора и капалика, среди тантриков Ассама и Карнатаки, от Катманду и до Шри Ланки – везде почитают Кала Бхайраву и благоговеют перед ним. Но особенно чтим Бхайрава в Каши (Варанаси). Знаменитый индийский реформатор Ади Шанкара написал в честь Кала Бхайравы как владыки города Каши замечательный гимн – «Калабхайрава аштакам».
Само слово «Бхайрава» имеет большое значение в процессе молитвы. Повторение слогов «бхай», «ра» и «ва» уже приводит к великому благу. Считается, что эти священные звуки напоминают нам о том, что каждая секунда драгоценна, и что время нельзя растрачивать попусту или относиться к нему неуважительно. Ведь время – это сам Кала Бхайрава, который есть внешне гневная, но самая милостивая по сути форма Шивы.

автор - Radha Pukan, перевод Л.Смолякова

Формы Бхайравы

Kalashtami или Mahakaal Bhairavashtami - наиболее благоприятный день, посвященный Каала Бхайраве, проявлению Бога Шивы. Кала Бхайрава является Богом времени - Кала значит "время", а "Бхайрава" проявление Шивы.
Восьмой лунный день кришна-пакши (периода убывающей Луны) месяца маргаширша пурниманта или картик амавасйанта считается идеальным денем, чтобы умилостивить Кала Бхайраву. В 2015 году Кала Бхайрава Аштами и Кала Бхайрава Джаянти 3 декабря.

Следует отметить, что преданными Шивы, Kalashtami отмечается и на восьмой день после полнолуния каждого месяца.

Легенда гласит, что Господь Шива в форме Mahakaleshwar отрубил пятую голову Брахмы и в этот же день раскаялся. Есть несколько легенд, повествующих о причине отсечения пятой головы Брахмы. Одна из легенд гласит, что Тримурти - Брахма, Вишну и Шива - однажды поспорили относительно того, кто является самым мощным. Во время спора, Брахма произнес одно замечание, которое разъярило Шиву. Он создал Бхайраву из своего тела и приказал отрубить голову Брахме.

Это привело в ужас полубогов (дэвов) и людей, а эта форма Шивы стала считаться наказывающей грешников. Он носит 'Данду' - посох наказания.

Ваханой Кала Бхайравы является черный пес. В некоторых местах его также кормят в этот день.

В этот день преданные Шивы совершают омовение и затем выполняют пуджи. Так же утром совершается Специальная пуджа умершим предкам. Стойкие преданные бодрствуют также всю ночь и рассказывают истории о Mahakaleshwar.

Kalabhairava Ashtakam видео

Кала-Бхайрава-aштака