Тантра - это древнее мистическое учение. Благодаря тантрической садхане, садхака может обрести мокшу (духовное освобождение) и раскрыть сиддхи (сверхспособности). Корни тантры восходят к доведийской дравидской цивилизации. В тантре существует несколько направлений, например, есть индийская тантра, буддийская, джайнская и мусульманская тантры; а так же ее различные направления в странах Юго-Восточной Азии и Океании.

Индийская тантра делится на следующие крупные направления: Тантра Натхов, Шри Видья, Трика или Кашмирский Шиваизм, Кали-видья, Кула, Вайшнава-тантра, Саура-тантра и Ганапатья-тантра. В целом, все эти направления с их различными ответвлениями подразделяются на дакшиначару и вамачару.

В дакшиначаре используется почитание Божеств и реализация их сиддх посредством пуджи (почитания в виде ритуалов) с мурти (ликом Божества) или янтрой (графическое изображение мистических энергий Божеств). Для реализации сиддх Гуру передает ученику дикшу (посвящение) и соответствующий метод садханы, и в дальнейшем ученик должен практиковать в соответствии с упадешами Гуру. Так, например, Гуру может передать мантру того или иного божественного аспекта, которую нужно начитать определенное количество раз, этот процесс называется пурашчарана. Далее необходимо совершить почитание божества в огне, т.е. хому. Для правильного выполнения садханы в тантре очень важно знать смежные науки, такие как джьотиш, мантрология, санскрит, нумерология и др. Пурашчарана - ( पुरश्चरण ), Сиддхикарана -процесс реализации силы мантры.

Согласно Мантра-йога самхите и др. авторитетным текстам по практике, для обретения «мантра-сиддхи» (силы мантры), мантру нужно начитать определенное количество раз.
Считается, что каждый слог мантры нужно прочесть один «лакх», что составляет сто тысяч повторений. Далее тантры рекомендуют десятую часть от прочтения, т.е. десять тысяч раз сделать хаван, т.е. произвести почитание этой формы Божества в Агни. Затем совершать тарпану (подношение воды) 1000 раз, 100 раз марджану (окропление себя водой одновременно c рецитацией мантры) и 10 брахмана-бходжан (кормление брахманов).

Гуру (санскрит) - почтенное лицо: отец, дядя, старший родственник и особенно - учитель, наставник, в йоге - духовный учитель; буквальное значение слова «гуру» - тяжелый, весомый, т.е. наделенный знанием, силой и опытом.

Гуру-вара - день гуру - четвертый день недели, четверг. Во многих духовных школах «гуру» определяют как того, кто рассеивает невежество и дает знание. Существует много разновидностей гуру: шикша-гуру (тот, кто дает упадеши, наставления), дикша-гуру (передающий посвящение в традицию, мантру и объясняет, как ее практиковать, обучает практикам йоги) и т.д.

Другая известная разновидность тантрической садханы называется вамачара, или путь левой руки. Такое название она имеет потому, что в ней применяются элементы почитания Божеств, непринятые в ортодоксальной религии, которые известны как панчамакары (5М), пять видов наслаждений, к ним относятся мясо (мамса), прожаренное зерно (мудра), рыба (матсья или мачли), алкоголь ( мадья или мадира) и ритуальное соитие (майтхуна). Иногда вамачару называют кулачара. Такого рода практики могут быть как простыми на вид, так и сложными в плане технического выполнения. Однако, ритуалы вамачары могут практиковать люди с определенными знаниями и качествами характера, неподготовленные садхаки такой практикой могут причинить себе вред. В вамачаре вместо изображения Божества тантрики призывают Богов в собственные тела, совершая авахану, и почитают их непосредственно в своем теле. Таким образом, тело тантрика становится храмом Божества. Такие обряды могут быть коллективными, в этом случае ритуал называют чакра-пуджей, где садхака больше ориентируется на анубхаву (непосредственный опыт), нежели на ритуальные условности. Однако, чаще всего, прежде чем приступать к вамачарской садхане, Гуру рекомендует ученику реализовать сиддхи той или иной мантры через садхану дакшиначары.

Какой бы не была тантрическая садхана, дакшиначарской или вамачарской, она считается предваряющей высшую стадию - дивьячару (следование божественному пути). Этот третий метод относится к практике йоги натхов или сиддха-йоге, которая возможна только для духовно зрелого человека, утвердившегося в преданности Гуру и йогическому пути. В нашей школе, для желающих постепенно приобщиться к тантрической йоге, проводятся лекции по тантрическому учению, а также передача надлежащих посвящений от Гуру, для тех, кто уже готов к той или иной практике. Садхана выбирается в соответствии с астрологическими расчетами и личными качествами человека.

Кроме того, тантрическая практика известна своими магическими методами, которые могут применяться только с учетом многих законов. Настоящий тантрик их применяет в крайне редких и очень необходимых случаях, но знать теорию этих процессов стоит любому практикующему. Это шат-кармы (шесть магических действий): шанти-карма - формирование мира и спокойствия в социальной среде, стамбхана - парализация, например, парализация деструктивных влияний, которые могут быть направлены на садхака, уччатана - изгнание низших духов, видвешана - создание неприязни между двумя индивидуумами и марана - умерщвление врага. Однако, тантрик никогда не прибегает к таким кармам как марана или видвешана, исключая те случаи, когда ему или его близким угрожают физической расправой, или же нет иного способа остановить существ, идущих асурическим путем. Истинный тантрик знает природу этих явлений, но не нуждается в их реализации, потому что, имея бхакти (преданность Божеству), он и так находится под покровительством Иштадева. Поэтому, правильная цель в тантре - это, в первую очередь, бхакти и богореализация. Дивья-марга означает чистоту мотивации, которая важна как в йогической, так и в тантрической садхане.

Бхакти-преданность, вера; свет, сияние. Эти значения имеют связь. В общей сумме означает систему бытийствования, которая способствует взращиванию света, свет в понимании шиваита - это и есть сам Шива "пракаша", аспект Парамашивы, безграничный свет, который освещает всё, который вездесущий и присутствует во всем: как в субъекте так и объекте. Поэтому не может быть так, чтобы бхакти как свет была только внутри, она и в образе Гуру, во всем. Свет всегда направлен на расширение, и распространяемость, он преодолевает рамки пространства, следовательно то, что сужает его состояние - не есть бхакти, а сужает эго и крайняя замкнутость на своей личности, например в виде «Я и сам себе Гуру».