Тантра - это древнее мистическое учение. Благодаря тантрической садхане, садхака может обрести мокшу (духовное освобождение) и раскрыть сиддхи (сверхспособности). Корни тантры восходят к доведийской дравидской цивилизации. В тантре существует несколько направлений, например, есть индийская тантра, буддийская, джайнская и мусульманская тантры; а так же ее различные направления в странах Юго-Восточной Азии и Океании.

Индийская тантра делится на следующие крупные направления: Тантра Натхов, Шри Видья, Трика или Кашмирский Шиваизм, Кали-видья, Кула, Вайшнава-тантра, Саура-тантра и Ганапатья-тантра. В целом, все эти направления с их различными ответвлениями подразделяются на дакшиначару и вамачару.

В дакшиначаре используется почитание Божеств и реализация их сиддх посредством пуджи (почитания в виде ритуалов) с мурти (ликом Божества) или янтрой (графическое изображение мистических энергий Божеств). Для реализации сиддх Гуру передает ученику дикшу (посвящение) и соответствующий метод садханы, и в дальнейшем ученик должен практиковать в соответствии с упадешами Гуру. Так, например, Гуру может передать мантру того или иного божественного аспекта, которую нужно начитать определенное количество раз, этот процесс называется пурашчарана. Далее необходимо совершить почитание божества в огне, т.е. хому. Для правильного выполнения садханы в тантре очень важно знать смежные науки, такие как джьотиш, мантрология, санскрит, нумерология и др. Пурашчарана - (पुरश्चरण), Сиддхикарана - процесс реализации силы мантры.

Согласно Мантра-йога самхите и др. авторитетным текстам по практике, для обретения «мантра-сиддхи» (силы мантры), мантру нужно начитать определенное количество раз.
Считается, что каждый слог мантры нужно прочесть один «лакх», что составляет сто тысяч повторений. Далее тантры рекомендуют десятую часть от прочтения, т.е. десять тысяч раз сделать хаван, т.е. произвести почитание этой формы Божества в Агни. Затем совершать тарпану (подношение воды) 1000 раз, 100 раз марджану (окропление себя водой одновременно c рецитацией мантры) и 10 брахмана-бходжан (кормление брахманов).

Гуру (санскрит) - почтенное лицо: отец, дядя, старший родственник и особенно - учитель, наставник, в йоге - духовный учитель; буквальное значение слова «гуру» - тяжелый, весомый, т.е. наделенный знанием, силой и опытом.

Гуру-вара - день гуру - четвертый день недели, четверг. Во многих духовных школах «гуру» определяют как того, кто рассеивает невежество и дает знание. Существует много разновидностей гуру: шикша-гуру (тот, кто дает упадеши, наставления), дикша-гуру (передающий посвящение в традицию, мантру и объясняет, как ее практиковать, обучает практикам йоги) и т.д.

Другая известная разновидность тантрической садханы называется вамачара, или путь левой руки. Такое название она имеет потому, что в ней применяются элементы почитания Божеств, непринятые в ортодоксальной религии, которые известны как панчамакары (5М), пять видов наслаждений, к ним относятся мясо (мамса), прожаренное зерно (мудра), рыба (матсья или мачли), алкоголь ( мадья или мадира) и ритуальное соитие (майтхуна). Иногда вамачару называют кулачара. Такого рода практики могут быть как простыми на вид, так и сложными в плане технического выполнения. Однако, ритуалы вамачары могут практиковать люди с определенными знаниями и качествами характера, неподготовленные садхаки такой практикой могут причинить себе вред. В вамачаре вместо изображения Божества тантрики призывают Богов в собственные тела, совершая авахану, и почитают их непосредственно в своем теле. Таким образом, тело тантрика становится храмом Божества. Такие обряды могут быть коллективными, в этом случае ритуал называют чакра-пуджей, где садхака больше ориентируется на анубхаву (непосредственный опыт), нежели на ритуальные условности. Однако, чаще всего, прежде чем приступать к вамачарской садхане, Гуру рекомендует ученику реализовать сиддхи той или иной мантры через садхану дакшиначары.

Какой бы не была тантрическая садхана, дакшиначарской или вамачарской, она считается предваряющей высшую стадию - дивьячару (следование божественному пути). Этот третий метод относится к практике йоги натхов или сиддха-йоге, которая возможна только для духовно зрелого человека, утвердившегося в преданности Гуру и йогическому пути. В нашей школе, для желающих постепенно приобщиться к тантрической йоге, проводятся лекции по тантрическому учению, а также передача надлежащих посвящений от Гуру, для тех, кто уже готов к той или иной практике. Садхана выбирается в соответствии с астрологическими расчетами и личными качествами человека.

Кроме того, тантрическая практика известна своими магическими методами, которые могут применяться только с учетом многих законов. Настоящий тантрик их применяет в крайне редких и очень необходимых случаях, но знать теорию этих процессов стоит любому практикующему. Это шат-кармы (шесть магических действий): шанти-карма - формирование мира и спокойствия в социальной среде, стамбхана - парализация, например, парализация деструктивных влияний, которые могут быть направлены на садхака, уччатана - изгнание низших духов, видвешана - создание неприязни между двумя индивидуумами и марана - умерщвление врага. Однако, тантрик никогда не прибегает к таким кармам как марана или видвешана, исключая те случаи, когда ему или его близким угрожают физической расправой, или же нет иного способа остановить существ, идущих асурическим путем. Истинный тантрик знает природу этих явлений, но не нуждается в их реализации, потому что, имея бхакти (преданность Божеству), он и так находится под покровительством Иштадева. Поэтому, правильная цель в тантре - это, в первую очередь, бхакти и богореализация. Дивья-марга означает чистоту мотивации, которая важна как в йогической, так и в тантрической садхане.

Бхакти-преданность, вера; свет, сияние. Эти значения имеют связь. В общей сумме означает систему бытийствования, которая способствует взращиванию света, свет в понимании шиваита - это и есть сам Шива "пракаша", аспект Парамашивы, безграничный свет, который освещает всё, который вездесущий и присутствует во всем: как в субъекте так и объекте. Поэтому не может быть так, чтобы бхакти как свет была только внутри, она и в образе Гуру, во всем. Свет всегда направлен на расширение, и распространяемость, он преодолевает рамки пространства, следовательно то, что сужает его состояние - не есть бхакти, а сужает эго и крайняя замкнутость на своей личности, например в виде «Я и сам себе Гуру».

Основной практикой в Тантра-йоге есть мантра-йога, наряду с которой практикуется - мудра-йога (выполнение асан и пранаям хатха-йоги) янтра-йога, раджа-йога (выполнение дхьяны и дхараны на тексты-агамы), бхакти-йога (выполнение пуджи), агни йога (выполнение яджны). В основе главного тантрического посвящения лежит передача учителем мантр данной традиции и их длительное начитывание в результате которого возникает постижение тантрического логоса и открывается живое присутствие форм Богов и Богинь (Девата дарашан). 

Из книги Свами Сатьянанда Сарасвати Древние тантрические техники йоги и крийи 
Какую мантру использовать? 
Существует огромное количество мантр. Наиболее распространены мантры АУМ, КРИМ (KREEM), ХРИМ (HREЕМ), ШРИМ (SHREEM), АИМ, ДУМ, ХУМ, ОМ НАМА ШИВАЙЯ, РАМА, КРИШНА, ДУРГА, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ и многие другие. Звуковой рисунок мантры оказывает определенное воздействие на умственную и психическую природу индивида. Каждая мантра имеет тенденцию создавать (или, быть может, лучше говорить «вызывать к жизни») в психике человека определенный символ. 

В идеале мантра должна быть получена непосредственно от гуру или от человека с повышенным осознанием, ибо, как говорится в Куларнава Тантре: 

«Только мантра, полученная от гуру, будет высвобождать свою силу». 

Если вы уже получили мантру при такого рода посвящении, то должны продолжать использовать ее в практике джапы. Лучше всего не менять ее, если только для этого нет очень серьезной причины. Вот наиболее обоснованные причины Для смены мантры: 

1. Ваш гуру дает вам другую мантру. 

2. В результате достижения повышенного состояния осознания вы постигаете другую мантру, которая столь вас поражает, что вы без тени сомнения знаете, что это ваша мантра. Такое нередко случается, и тогда следует принять новую мантру. 

3. Вы получаете мантру в сновидении. В этом случае желательно посоветоваться с гуру, чтобы проверить, подходит ли вам эта мантра. Очень легко внушить себе, что вам приснилась мантра, и это безусловно не будет правильная мантра. 

Если вы не получили личную мантру от гуру и не осознали свою мантру в глубоком прозрении, то вам следует использовать АУМ; можно использовать и ее эквиваленты — АМИН либо АМЕН. Это универсальная мантра, которая подходит для всех людей и является идеальной для практики джапы. 

Не открывайте никому своей мантры, даже если это АУМ. 
Три вида джапы 
Существует три основных типа джапы, определяемых следующим образом: 

1. Байкхари джапа (также называемая вачика) — это слышимая или отчетливо выраженная практика джапы. Мантру можно произносить сколь угодно громко. Эта форма джапы больше всего подходит для начинающих и тех, у кого смятенный ум. В действительности, это один из самых эффективных методов успокоения ума, когда вы чувствуете себя подавленным, напряженным, рассерженным или несчастным. Кстати, практику байкхари джапы широко используют в группах по всему миру. Это очень мощное средство. Если читателю доводилось бывать в ашраме и слышать, как пятьдесят человек ранним утром скандируют мантру в зале для медитации, он поймет силу этой коллективной практики. Вся атмосфера заряжена положительными вибрациями. В некоторых ашрамах практика джапы продолжается непрерывно день за днем. Разные люди по очереди сменяют друг друга, чтобы мантра продолжала отдаваться эхом в ашраме. В Ашраме Шивананды, центре Общества Божественной Жизни, маха мантра 

ХАРЕ РАМА, ХАРЕ РАМА, 

РАМА РАМА, ХАРЕ ХАРЕ, 

ХАРЕ КРИШНА, ХАРЕ КРИШНА, 

КРИШНА КРИШНА, ХАРЕ ХАРЕ 

непрерывно звучит с 1943 г. 

2. Упаншу — это практика джапы, в которой мантру не произносят вслух, а только шепчут. В этой разновидности джапы губы практикующего двигаются, но не издают никакого внешнего громкого звука; мантра слышна только ему самому. Это переходная стадия, которая ведет от простой байкхари джапы к более тонкой манасик джапе. Эту разновидность практики нередко используют те люди, которые в течение определенного периода времени занимаются джапой по много часов в день. 

Она особенно полезна, когда невозможно выполнять байкхари джапу из-за того, что это может помешать окружающим, например, разбудить спящих детей рано утром или поздно вечером. Если громкое скандирование АУМ будет мешать вашей семье или соседям, вы можете практиковать упаншу джапу. 

3. Манасик джапа — это мысленная практика. Практикующий не издает никакого слышимого звука, однако отчетливо слышит звучание мантры в уме. Это наиболее тонкая из трех разновидностей джапы. Ее следует выполнять когда ум спокоен и в достаточной мере свободен от мыслей. Если вы будете делать манасик джапу с взволнованным умом, то скорее всего, соскользнете в приятный сон или потеряетесь в своем мыслительном процессе. При выполнении в спокойном состоянии манасик джапа представляет собой наилучший способ проникновения в глубины ума. 

Практикующему не обязательно использовать только один вид джапы. В ходе каждой программы практики он может свободно переходить от одной формы в Зависимости от обстоятельств. Хорошо всегда начинать практику с вайкхари, независимо от того, спокоен ли ваш ум или напряжен. Если Ум напряжен, то безусловно следует скандировать мантру вслух, пока он не успокоится. Громкий вибрирующий звук в определенном смысле овладевает вниманием и постепенно Убаюкивает ум, приводя его в состояние достаточной успокоенности. Если вы спокойны, то можете быстро переходить к упаншу или манасик джапе. Вайкхари лучше всего подходит для успокоения сильного волнения, а манасик — для исследования более глубоких областей ума. 

Если вы делаете манасик джапу, и ум слишком блуждает или становится сонливым, то вам следует немедленно переходить к байкхари. Когда вы снова добьетесь определенного контроля над умом, то сможете вернуться к манасик джапе. 

Можно предложить следующее общее правило: начинающим и тем, у кого напряженный ум, следует практиковать главным образом вайкхари и немного — манасик; достигая все большего контроля над умом, практику вайкхари джапы следует сокращать, а практику манасик джапы — увеличивать.


Ануштхана 
Слово ануштхана на санскрите означает обет совершить или выполнить определенное действие. Широко практикуется джапа ануштхана. Он означает, что человек принимает решение делать джапу в течение установленного времени или выполнить установленное число оборотов малы. Его цель состоит в том, чтобы приучать практикующего действительно выполнять то, что он себе намечает. Многие люди начинают какое-либо дело с усердием и интересом, но с течением времени их энтузиазм быстро сходит на нет. Поэтому они не достигают поставленной цели. Это применимо и к практике джапы. Энтузиазм исчезает, и они перестают заниматься. Данный обет помогает преодолеть эту тенденцию к апатии. 

В Индии такие ануштханы очень популярны и обычно предписываются людям с непостоянным умом — то есть почти всем. В зависимости от первоначального решения, их можно принимать на любой срок — на один день, на неделю, на месяц, на год и т.д. Однако выбираемая продолжительность должна быть реальной. Решение должно быть честным. В традиции ануштхану связывают с выполнением различных правил. 

1. Полное молчание или, по крайней мере, сокращение устного общения. 

2. Прекращение контактов с семьей, друзьями и подопечными. 

3. Ограничения в питании. 

Есть и другие правила, многие из которых были бы невыполнимы для среднего современного делового человека. 

Если вы действительно хотите всерьез практиковать ануштхану, мы рекомендуем вам посоветоваться со знающим учителем, который может подобрать правила, подходящие для ваших обстоятельств и характера. Однако мы все же считаем, что каждый человек мог бы давать обет ежедневно уделять йоге какое-то время — будь то полчаса, час или три часа — и практиковать карма-йогу в течение всего дня. Это не слишком трудная ануштхана, но она поможет гарантировать, что вы будете заниматься каждый день. 

В отношении джапы вы можете решить, что будете повторять мантру установленное количество раз в течение определенного времени. Например, вы могли бы решить произнести АУМ 10000 раз за 50 дней. Для этого вы должны будете ежедневно повторять эту мантру 2000 раз. Если вы можете произносить АУМ раз в секунду, это составит 60 раз в минуту; следовательно, для того чтобы произнести мантру 2000 раз, вам понадобится 2000/60, то есть около 35 минут в день. Разумеется, все это зависит от длины вашей мантры, если это не АУМ, и от скорости ее произнесения. Или вы можете дать обет ежедневно произносить АУМ или любую другую мантру 1080 раз. Это составит 10 полных оборотов малы из 108 бусин. Или вы можете дать обет произнести 50 000 мантр, занимаясь по часу в день в течение того срока, который для этого потребуется. Существует огромное количество возможностей и сочетаний. Вы Должны сами выбрать для себя подходящую цифру. 

Этот метод ануштханы прекрасно подходит для очищения и успокоения ума. Мы рекомендуем ануштхану в сочетании с джапой, но вы не должны считать это абсолютно необходимым. Если вы не хотите связывать себя обетом, то все равно можете регулярно или время от времени практиковать джапу. Это все равно будет приносить вам пользу. 

Ом!